Саудовская Аравия: о легализации Дня всех влюбленных и других либеральных нововведениях

На этой неделе, в цветочных магазинах Джидды и других городов Саудовской Аравии можно было впервые увидеть в продаже «валентинки», долгое время запрещенные в стране. Ахмед Кассим аль-Хамди, бывший начальник религиозной полиции в Мекке охарактеризовал это как «положительное социальное явление, не имеющее отношение к религии». В интервью государственному каналу «Аль-Арабийя», А.К.аль-Хамди заявил, что «поздравлять людей не противоречит шариату и это позитивная вещь».

«Это — жест доброй воли, обмениваться поздравлениями на праздники, национальные и общественные, включая День святого Валентина, дарить друг другу красные розы. особенно если это делается открыто, миролюбивыми людьми, не находящимися в  состоянии войны с мусульманами (здесь прослеживается намек на крестоносцев и религиозные связи с христианскими святыми – авт.)». Подобные заявления из уст саудовских клериков, еще пару лет назад казались бы немыслимой ересью и объектом немедленного применения полномочий религиозной, или шариатской полиции, «полиции нравов», обладавшей в королевстве весьма обширными полномочиями в отношении регулирования прав и свобод личности.

Реформы наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана предусматривают существенное ограничение прежних положений, включая отмену ареста подданных и иностранцев.

Курс на более светское общество преследует вполне прагматическую цель – ослабить позиции тех религиозных деятелей, которые «отстали» от времени и выступают на стороне противников реформ. Новые послабления были с энтузиазмом встречены представителями молодежи, но, вместе с тем, и вызвали озабоченность касательно акций протеста традиционалистов.

До сих пор, все попытки организовать сопротивление политике наследника престола терпели поражение, те, кто к ним был причастен, арестовывались, в том числе среди них было немало религиозных проповедников и сотни их последователей в социальных сетях.

Ранее, Абдалла аль-Мутлак, член Совета старших богословов – высшего религиозного органа страны, заявил, что саудовским женщинам не обязательно носить платье – абайю. «90% женщин-мусульманок в исламском мире ее не носят, не пристало и нам настаивать на этом»,  — прокомментировал клерик новое веяние в телевизионной программе, транслировавшейся 9 февраля. Это решение должна принимать сама женщина – прозвучало в передаче, что является одним из первых публичных заявлений такого рода. Разумеется, такие драматичные изменения не случатся сразу же, и пока никак не комментировались из правительственных источников, но, тем не менее, первые слова были сказаны.

Следует упомянуть в этой связи и высказывание шейха Сальмана аль-Уда, сделанное в 2016 году, касающееся криминальной оценки гомосексуализма. «Хоть он и считается грехом во всех святых книгах семитских народов, — заявил богослов в интервью шведской газете Sydsvenskan, — не стоит их преследовать в этом мире». Они, по мнению клерика, будут наказаны после смерти.

«Одной из основ ислама является свобода действий человека» — добавил С.аль-Уда. Справедливости ради, отметим, что в прошлом году он был арестован во время подавления протестов против нововведений принца Мухаммеда бен Сальмана.

По данным правозащитной организации Amnesty International в прошлом месяце С.аль-Уда был госпитализирован из-за последствий объявленной им голодовки в знак протеста против нескольких месяцев одиночного заключения. Очевидно, таким образом, вольнодумцу дали понять, что либерализм либерализмом, но не стоит так далеко переходить границы в вопросе того, что на Ближнем Востоке традиционно считалось одним из самых грязных пороков.

В январе женщинам в королевстве разрешили посещать футбольные матчи. Это случилось четыре месяца спустя после отмены запрета для женщин на получение водительских удостоверений – самого, пожалуй, радикального нововведения в стране за последние полвека.

Вместе с тем, в Саудовской Аравии до сих пор, сохраняется система опекунства по мужской линии, когда мужчины – члены семьи, обычно, отец, муж или брат, должны разрешить женщине начать обучение, отправиться в путешествие или заняться какой-либо социально значимой активностью.

Откровения шейха А.аль-Мутлака стали причиной для ожесточенной дискуссии, разгоревшейся между его противниками и сторонниками на страницах саудовских социальных сетей.

Один из сторонников реформы пишет на страницах Twitter, что не следует драпировать мораль и нравственность в кусок материи. Ему отвечает пользователь Машари Хамди, считающий, что абайя стала традиционным одеянием, а вовсе не имеет отношение к религии.

«Даже если будет издана сотня фетв, я клянусь, ничто не заставит меня оставить свою абайю. Меня похоронят в ней…девушки, не слушайте фетвы!», — считает пользователь @Kooshe90.

В 2016 году, по свидетельству Reuters на улицах саудовской столицы женщин, осмеливавшихся снять абайи, задерживала полиция.

Однако, в последнее время, в разных концах страны уже можно было встретить не только абайи из цветной ткани, резко контрастировавшие с традиционными, черными, но и абайи, т.н. открытого типа, носившиеся поверх длинных юбок или джинсов – сообщает агентство.

Либеральные реформы садовского общества неоднозначно встречены теми, для кого они предназначены.  Молодое поколение их приветствует, но старшее воспринимает по-разному, в том числе и с резким неприятием.  Как и любые реформы, они требует подготовки, в том числе и общественного мнения, а не резких, столь свойственных принцу Мухаммеду бен Сальману.

Теме не менее, по мере их признания обществом, можно будет говорить о формировании положительного задела и для развития туризма и об интенсификации оборота квалифицированной рабочей силы, что относится и к будущим российско-саудовским проектам, определяющим длительное присутствие сотен граждан РФ в королевстве. В настоящий момент, зная саудовские реалии, мы себе представить такого, кроме как за глухим и высоким забором, не можем.

52.18MB | MySQL:103 | 0,548sec