О развитии российско-саудовского сотрудничества в сфере энергетики: атомный аспект

Начало года в саудовско-российских отношениях ознаменовалось продолжением диалога по экономическому сотрудничеству. Если на уровне внешнеполитическом у сторон по-прежнему имеются существенные различия по целому ряду концептуальных вопросов, среди которых, превалирует, разумеется, сирийская проблема, то в области экономики, все идет, на удивление гладко. Но это, только с первого взгляда. На самом деле, ситуационно и конъюнктурно стороны продвигаются навстречу друг другу в тех сферах, где влияние политических разногласий между ними минимально. И, почти полностью, нивелируется приобретаемыми выгодами и преференциями. Иными словами, это совершенно другой уровень реальных связей, и уровень надстроечный, преобладающий. На фоне которого, все разночтения по поводу пребывания Б.Асада у власти несущественны.  Неудивительно, что это уровень макроэкономический, системообразущий для обеих стран и учувствуют в нем соответствующие субъекты. С российской стороны к «Газпрому» и «Новатэку» присоединился еще один исполин отечественной промышленности – «Росатом». Корпорация выразила желание принять участие в конкурсе на сооружение двух ядерных реакторов, насчет чего было направлен официальный запрос о предоставлении необходимых документов и условий. После интереса к приобретению пакета акций саудовской компании «Арамко» это самая серьезная заявка РФ на саудовском рынке. Аспекты двустороннего военно-технического сотрудничества в силу их специфики мы не рассматриваем, хотя, и там, по состоянию на сегодня, все скорее оптимистично, нежели чем, по-другому. Контрактный пакет, обрастая парафированиями, дополнениями и прочим, медленно дрейфует через дебри технических обсуждений и согласований в сторону платежных статей и окончательных утверждений.

Выступая 14 февраля на совместной с российским министром энергетики А. Новаком, пресс-конференции в Эр-Рияде, министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов королевства, Халед аль-Фалих объявил о подписании меморандума о взаимопонимании в области энергетики. По словам министра, стороны солидарны в оценке перспективы роста показателя уровня экономического развития в мире. Она составит около 4%, что обуславливает потребность в энергетических ресурсах и их «непрерывной поставке потребителю».

Рост потребностей в одной только нефти в ближайшие три года, по мнению саудовского министра, может составить два с половиной миллиона баррелей в сутки.  Общее положение со спросом и предложением, считает Х.аль-Фалих, находится в «здоровом состоянии, благодаря историческому соглашению 24 стран, в котором основная роль и заслуга в его принятии принадлежит как раз России и Саудовской Аравии».

Ну, это как раз и есть наглядный пример, как объективная реальность толкнула заклятых антагонистов навстречу друг к другу. Как в известной песне: «возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Поскольку, скорее всего общий курс ОПЕК на искусственный дефицит нефти будет сохранении и в текущем году, а также исходя из программы по трансформации нефтегазового комплекса в нефтехимическо – нефтегазовый, свободной нефти у Саудовской Аравии нет, и не предвидится. Не говоря о воздействии на это обстоятельство таких мелочей, как вывод части мощностей на регламентной обслуживание и текущий ремонт части скважин. А вот дефицит энергии есть. И рост этого дефицита тоже есть. Отсюда и интерес к развитию атомной энергетики, при всей осторожности саудовского подхода к этому вопросу.

Оценивая перспективы общности подходов к политике ОПЕК, стороны определили их как «совпадающие» и согласились с необходимостью «в течение ближайшего месяца пересмотреть прогноз по состоянию нефтяных запасов рынка на ближайшую пятилетку». То есть, какие-то корректировки в объемы производства и продаж нефти, все-таки, могут появиться. При этом, ревизии будут подвергнуты все запасы – и в ОПЕК, и за ее пределами, и все, что находится в десятках танкеров, своеобразных плавучих «заначках», рассредоточенных по всему миру.

Что касается совместного экономического сотрудничества, Х.аль-Фалих указал на согласие руководства обеих стран развивать его с упором на «инвестиционную составляющую». Как известно, добавил министр, Фонд общих инвестиций королевства и Фонд прямых инвестиций РФ занимаются популяризацией двусторонних инвестиций. ««Арамко» заключила несколько соглашений с российской стороной, и мы видим существенный прогресс по ряду инвестиционных проектов», — пояснил Х.аль-Фалих.

«Одной из важнейших тем для обсуждения с российской стороной стало обсуждение технологии возобновляемых источников энергии, а именно – развитие атомной энергетики. «Росатом» выразил желание участвовать в конкурсе на возведение двух реакторов и запросил необходимый пакет документации для подготовки предложений», — добавил Х.аль-Фалих.  Изучение предложений продлится год, и итоги будут объявлены в конце 2018 г.

Диверсификация сотрудничества по мнению саудовской стороны важна и служит залогом его углубления и расширения. «Арамко», одна из лидирующих мировых компаний в сфере нефтехимии, помимо добычи и продажи нефти, в свою очередь также присматривается к инвестированию в производство и переработку газа за границами королевства.

Касаясь проекта «Ямал-2» компании «Новатэк», саудовский министр рассказал, что предложение российской стороны вложиться в него, поступило и сделано «Арамко». Оно, в целом, соответствует стратегии компании и находится на стадии рассмотрения.

Газ становится приоритетом, особенно с точки зрения защиты окружающей среды, и эти аспекты учитываются нами в переговорах с российскими партнерами, — подчеркнул Х.аль-Фалих.

Заявка «Росатома» на саудовский тендер является серьезной претензией на лидирующие позиции в атомной энергетике на Ближнем Востоке. После Египта, возведение еще двух реакторов в Саудовской Аравии это не только долгосрочные и выгодные проекты, это еще и подготовка десятков специалистов местной стороны и политические дивиденды, и многое другое, что в случае реализации можно расценивать как безусловный успех внешней политики «Росатома» и признание его потенциала и репутации. Легким это путь не будет, придется преодолевать жесткую конкурентную борьбу с американскими и французскими компаниями, местные специфические факторы и бюрократические препоны, но, будем надеяться, «Росатому», единственной, пожалуй, из отечественных компаний, которая реализовала сложнейший проект по возведению АЭС в Иране, успешно начинает проект в Египте, окажется по плечу и саудовский рынок.

52.21MB | MySQL:103 | 0,492sec