Препятствия на пути плана депортации африканских мигрантов из Израиля

По мере приближения к 1 апреля, которое должно стать своего рода днем Х для африканских инфильтрантов в Израиле, растут не только ожидания правительства, относительно того, что в скором времени проблема может быть решена, но и множатся способы, потенциально способные дать выходцам из Африки шанс остаться в  стране. Во-первых, по-прежнему силен голос общественности. Несмотря на то, что данные последних опросов общественного мнения свидетельствуют, что большинство израильтян все же поддерживают депортацию, рассматривая приехавших в качестве нелегальных трудовых мигрантов, в Израиле продолжаются протестные акции и подача петиций. Так, еще в конце января на сторону эритрейцев и суданцев, которым меньше, чем через два месяца предстоит проститься с «Землей обетованной», встали пережившие Холокост. Они обратились в газету Haaretz с письмом, в котором заявили о своем непонимании того, как государство может толкать людей на такой опасный путь, осознавая ужасный опыт, с которым пришлось столкнуться евреям во время Катастрофы.

Также в СМИ появлялись сообщения о бизнесменах, учителях, врачах, пилотах и многих других израильтянах, выражающих несогласие с правительственной линией в отношении инфильтрантов. Затем настал черед раввинов и тех, кто пока только получает еврейское религиозное образование. Инициативная группа представителей этого сегмента израильского общества разместила в интернете открытое обращение к главе правительства Б.Нетаньяху, в котором говорится: «Наш собственный опыт рабства и освобождения и наш собственный опыт в качестве беженцев заставляют нас действовать с милосердием и справедливостью по отношению к тем, кто ищет убежища среди нас. Пожалуйста, подтвердите эти еврейские ценности, а также международные обязательства Израиля, прекратив депортацию». По состоянию на 16 февраля к петиции присоединились уже 927 человек.

Также ими был создан интернет-сайт, призывающий друзей Израиля по всему миру повлиять на политику властей. Кампания, запущенная под хештегом #LetUsHelp, предлагает следующие варианты помощи: делиться опытом интеграции беженцев, оказывать содействие в поддержании и развитии инфраструктуры, необходимой для их нормальной жизни в стране, а также по возможности предложить правительству дополнительные ресурсы, финансовые и профессиональные. Тем же, кто не в состоянии предпринять что-то из указанного перечня, предлагается подписать электронную петицию, а также разместить в своих социальных медиа записи с упомянутым выше хештегом, дабы продемонстрировать степень углубления кризисной ситуации. Все эти акции, как полагают израильские власти, могут оказаться мерами, предпринимаемыми и спонсируемыми местными левыми не для помощи нелегальным мигрантам, а для реализации их собственных политических амбиций. Вместе с тем, как пишет Jerusalem Post, без реальной заинтересованности населения в происходящем организовать что-то в подобных масштабах не представлялось бы возможным.

Помимо общественных настроений появился, пожалуй, более действенный способ, если не остановить, то, как минимум, замедлить депортацию.  В четверг в ответ на обращение одного выходца из Эритреи, получившего отказ в предоставлении убежища, специальный апелляционный суд вынес решение, в соответствии с которым статус беженца должны получить эритрейцы, дезертировавшие из государственной армии. Причин для этого названо две. С одной стороны, вопрос касается условий службы, которая длиться более 30 лет и сопровождается обилием тяжелых обязательных работ, в результате чего многие правозащитные организации сравнивают её с рабством. С другой стороны, порядки, действующие в Эритрее, укрепляют подозрения, что в отношении таких лиц Асмэра может начать открытое преследование.

В этих обстоятельствах, особенно важно, что подавляющее большинство всех африканских мигрантов, находящихся сегодня в Израиле (около 70 %), а также львиная доля тех, кому предстоит покинуть страну в первую волну депортации, являются как раз эритрейцами мужского пола в возрасте прохождения воинской службы на своей родине. При этом ранее израильские власти делали ставку как раз на то, что именно молодые мужчины должны первыми покидать государство, т.к. основными мотивами их переезда служат экономические причины. Кроме того, страна активно выступала против того, чтобы признавать дезертирство из армии, как фактор, требующий особого отношения к нелегальным мигрантам. По данным МВД только на рассмотрении сейчас находится более 8 000 прошений о предоставлении убежища в Израиле выходцам из Африки, однако, сколько из них эритрейцев, неизвестно.

Помимо этого явно непростая ситуация складывается на политико-дипломатическом уровне. На прошлой неделе президент Израиля Р.Ривлин провел брифинг для дипломатов, работающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке, в рамках которого вопрос инфильтрантов получил большой резонанс. Общаясь с представителями дипломатического корпуса, он отметил: «Израиль, прежде всего, должен заботиться о себе». Несмотря на то, что Р.Ривлин назвал программу, начатую правительством, релевантной, президент все же отметил, что ранее было допущено несколько серьезных ошибок при решении проблемы беженцев из Африки. Одной из наиболее острых стало то, что вовремя не были приняты меры, которые позволили обеспечить их равномерное распределение в нескольких городах, а не скопление в Тель-Авиве.

На долю собравшихся при этом выпадает, прежде всего, необходимость объяснить правильность израильских шагов миру, хотя, на фоне складывающейся ситуации, возможно, им предстоит не только настаивать, но и договариваться. В преддверии упомянутой встречи Р.Ривлина с представителями дипломатического корпуса в израильских СМИ появилась информация, что страна обсуждает с ООН вопрос отправки нелегалов в более безопасные страны, которые не обязательно будут находиться в Африке. В обмен Иерусалим может согласиться на определенную квоту беженцев, принятых на израильской территории на законных основаниях.

Таким образом, проблема мигрантов из Африки не просто сохраняет свою актуальность, но и приобретает дополнительное измерение, существенно затрудняющее процесс депортации, инициированный правительством. Главным компонентом возникших трудностей станет, вероятнее всего, усложнившийся механизм определения того, кто может получить статус беженца. Если за предыдущие годы таковыми в Израиле были лишь единицы, то теперь, по самым неутешительным прогнозам, лицами, нуждающимися в убежище, могут стать чуть ли не все эритрейцы, что лишь усугубит ситуацию в районах их проживания и углубит конфликт с местным населением.  Помимо этого можно предположить, что решение, принятое апелляционным судом, может стать дополнительным поводом для разногласий между судебной и исполнительной властью.

52.18MB | MySQL:103 | 0,589sec