Продовольственная безопасность и развитие аграрного сектора Сомали в 2018 году

Бедственное социально-экономическое положение Сомали предопределяет перспективы развития аграрного сектора страны в предстоящем году и воздвигает таким образом проблему обеспечения продовольственной безопасности и питания в разряд наиболее приоритетных. Являясь пятой с конца в списке беднейших стран мира (с валовым внутренним продуктом на душу населения в размере 435 долларов в день), Сомали испытывает большую гуманитарную нагрузку (54% населения или 6.7 млн человек нуждались в гуманитарном содействии на конец 2017 года). На это накладывается непрекращающийся вооруженный конфликт, политическая нестабильность и долгоиграющие климатические изменения и экологическая деградация. В совокупности эти факторы создают огромное препятствие на пути развития аграрного сектора страны. В итоге, продовольственная безопасность Сомали, ныне во многом зависимая от внешней гуманитарной помощи, нежели от успехов аграрного сектора и устойчивости фермерских хозяйств и кочевого животноводства, в обозримой перспективе становится вопросом выживаемости нации. Сомали в последние годы буквально балансирует на грани эпидемии масштабного голода (famine), и лишь благодаря донорским инъекциям удается предотвратить эту ситуацию, усугубляемую в том числе и климатическими катаклизмами (засуха и дефицит дождей), что влечет за собой значительные потери урожая и скота. Так, по итогам 2017 года урожай зерновой продукции был на 30% ниже среднего показателя за последние пять лет и составил 157 тысяч тонн.

Таким образом, на начало 2018 года ситуация в сфере продовольственной безопасности в целом контролируется, но риски по-прежнему высокие с учетом сочетания таких факторов как огромный дефицит продовольствия, высокий уровень острого недоедания, особенно среди молодежи и детей (75% населения Сомали моложе 35 лет), эпидемия инфекционных заболеваний, прежде всего холеры, и почти стопроцентная зависимость от гуманитарной помощи в ряде районов. Также высокий показатель смертности и практическое отсутствие на местном уровне механизмов социальной защиты и социальной поддержки самых уязвимых. В итоге, 21% населения Сомали (более 3 млн человек) испытывают острую недостаточность в продовольственном обеспечении.  В отдельных районах Сомали – в центральных и северных регионах – ситуация наиболее критическая.

Благодаря адресной продовольственной помощи, правительству удалось в последние месяцы сдержать рост продовольственных цен на местных рынках. На начало 2018 года цены на кукурузу и сорго – главные традиционные культуры – на основных рынках Сомали, в том числе в Могадишо, оставались стабильными и не росли.

Нужно отметить, что правительство Сомали предпринимает последовательные попытки по выводу аграрного сектора на рельсы устойчивого развития в целях повышения его инвестиционной привлекательности, модернизации  и, в конечном итоге, производства конкурентоспособной продукции как для внутреннего потребления, так и на экспорт. Данная задача поставлена в очередном трехлетнем национальном плане развития Сомали на 2017-2019 гг., а также в запущенной недавно новой Стратегии устойчивости на 2017-2019 гг, которая предполагает инвестирование в проекты устойчивого управления природными ресурсами, cоздание современных систем питания, производства и потребления продукции, создание новых рабочих мест, средств дохода и занятости за счет диверсификации аграрных хозяйств и их производств.

Главным международным партнером Сомали в этих усилиях является Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), которая с 1980-х гг. активно работает в Сомали и в последние годы совместно с другими партнерами вносит существенный вклад в предотвращение начала массового голода. На 2018 год главным приоритетом ФАО будет двойная задача: поддержка фермеров и их производства в ходе главного сельскохозяйственного сезона Гу (особенно на случай засухи), и параллельно – обеспечение защиты животноводства (21 млн голов), которое обеспечивает 86% аграрной доли ВВП страны и кормит более 3 млн человек. Итогом работы ФАО в последние годы (2013-2017) стало увеличение средней площади культивируемых земель фермерских хозяйств с 0.74 до 2.71 га, а также прирост поголовья скота. В 2018 году планируется эти усилия продолжить. В качественных показателях этот прогресс выражается в росте индекса потребления продовольствия среди вовлеченных в проект групп населения с 57 до 65%.

Другим важнейшим компонентом содействия по линии ФАО в Сомали в 2018 году станет продолжение технического содействия, направленного на предотвращение заболеваний животных, особенно трансграничного характера, как например, ящура. Для этого ФАО осуществляет поддержку службам ветеринарного контроля.

В сфере повышения качества питания ФАО намерена в нынешнем году продолжать и далее регулярную работу по поддержке и информированию местных общин и домашних хозяйств в целях создания эффективных продовольственных систем, устойчивых к воздействию различных шоков (засухи, наводнения, конфликты, экономический кризис и пр.). В конкретном плане, уже запущены проекты денежных переводов и ваучеров для уязвимых категорий населения, а также обучающие программы, позволяющие фермерам и малым хозяйствам диверсифицировать производство продовольствия, а также правильно и наиболее эффективно хранить, перерабатывать и потреблять продукты питания согласно международным нормам и рекомендациям.

В целях адаптации продовольственных систем Сомали к изменению климата  ФАО совместно с Зеленым климатическим фондом намеревается разработать новый проект для внедрения инновационных энергоэффективных бизнес-моделей для малых хозяйств и местных коммун в целях диверсификации производства и снижения зависимости от традиционных энергоресурсов.

Перспективным в текущем году может стать и сфера рыбного хозяйства и аквакультуры. На протяжении последних лет при финансировании ряда ведущих доноров ФАО тесно работает с Министерством рыбного хозяйства и морских ресурсов Сомали по реанимации производства вдоль протяженной береговой линии Сомали, в том числе в плане противодействия деятельности т.н. «сомалийских пиратов». Эти усилия предпринимаются, в частности, в рамках профинансированной Евросоюзом программы по обеспечению региональной морской безопасности. ФАО помогла местным властям в создании всей продовольственной цепочки – от конструирования безопасных рыболовецких судов до внедрения передовых практик и методов переработки и пропагандистской кампании в целях увеличения потребления рыбы как важнейшего компонента здорового и качественного питания в сомалийских семьях (уровень потребления рыбы в итоге вырос за последнее время, но по-прежнему остается достаточно низким). Совместная с ФАО работа в этом году будет сфокусирована на процессе институционального оформления национальной рыбной администрации – органа, отвечающего всецело за управление, cохранение и администрирование всего рыбного хозяйства в сомалийских водах. В перспективе эти усилия должны помочь сомалийским властям извлекать регулярную прибыль из рыбного сектора и обеспечить сохранность рыбных ресурсов.

И, наконец, еще одно перспективное направление – поддержка по линии ФАО выхода на региональные и международные рынки животноводческой продукции как важнейшего источника государственных доходов. Только в 2015 году, по данным независимых источников, сомалийские экспортеры смогли заработать на поставках животноводческой продукции (5.3 млн голов) порядка 384 млн долларов. При наличии внутренних мощностей по переработке мяса, современных ветеринарных систем и систем сертификации, экспорт готовой продукции принес бы в государственную копилку гораздо более значительные средства.

Таким образом, как видим, в Сомали есть хорошие перспективы для выхода из гуманитарной и чрезвычайной фазы и создания условий для более долгосрочного и поступательного развития аграрного сектора и его различных компонентов. Это в свою очередь позволит качественно улучшить ситуацию в области продовольственной безопасности, и минимизировать роль внешней гуманитарной помощи в качестве главного фактора воздействия. В лице ФАО, спецучреждения ООН, обладающего необходимой технической экспертизой и наработками, правительство Сомали может рассчитывать на долгосрочного партнера. Осталось главное – изыскать масштабные инвестиции и финансовые ресурсы, которые доноры могли бы направить на долгосрочные усилия, а также создать благоприятную политическую среду для стимулирования такого рода долгосрочных вливаний. Пока же ведущие доноры на сомалийском треке, прежде всего США, Евросоюз, Канада и Япония, предпочитают не рисковать, особенно с учетом продолжающегося вооруженного конфликта, и инвестировать преимущественно в срочные гуманитарные нужды, от обеспечения которых напрямую зависит национальная продовольственная безопасность Сомали.

62.82MB | MySQL:102 | 0,538sec