О значении поставок ракетного вооружения китайского производства в Пакистан и Иран

По данным китайских источников, в феврале 2018 г. подразделения ПВО Пакистана получили для своих дивизионов зенитно-ракетных систем LY-80 (экспортная версия «Красное знамя 16») более 500 ракет для обеспечения необходимого количества зенитных средств для шести дивизионов (в составе 72 пусковых установок ТА5350) в борьбе с летательными аппаратами вероятного противника. Анализ публикаций в специализированном китайском издании «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» показывает, что китайские конструкторы достаточно активно работают над совершенствованием боеприпасов к ЗРС LY-80.

Во-первых, зенитные управляемые ракеты (ЗУР) оснащены головными частями с полуактивным радиолокационным наведением, что позволяет одной батарее одновременно обстреливать четыре воздушные цели и автоматически сопровождать еще восемь самолетов вероятного противника даже при наличии одной двухкоординатной РЛС типа MR-90. Необходимо учитывать, что системы полуактивного радиолокационного наведения обладают достаточно низкой стоимостью в сравнении с активными головными частями, которые позволяют ракете самостоятельно сопровождать цель.

Во-вторых, китайские оружейники разработали двухкомпонентную осколочную боевую часть массой 70 кг, которая при инициирования радиовзрывателя создает двунаправленное осколочное поле поражения. Так крупноразмерные осколки (масса каждого 8,1 грамм) в количестве 4000 шт. направлены от оси ракеты. Одновременно мелкие осколки в количестве от 1500 до 2000 шт. (масса каждого 2,3 грамма) направлены внутрь кольца поражения.

Благодаря такой схеме создания радиус зоны осколочного поражения составляет 15-18 метров, при том, что масса всей боевой части составляет 70 кг, из которых 33,5 кг приходится на взрывчатое вещество.

Достоверно известно, что при испытаниях рассматриваемых ЗУР китайские специалисты использовали 30 управляемых мишеней, которые имитировали действия самолетов тактической авиации (высота полета 500 м), крылатых ракет (высоты 10 и 5 мЁ). Вероятность перехвата аэродинамической цели составляет от 81 до 96%, баллистической (противокорабельных ракет) от 43 до 86%.

Кроме того, китайские конструкторы внесли коррективы в алгоритм работы ракетного двигателя ЗУР, — снизили расход топлива и уменьшили скорость полета до 4 МАХа, что позволило в итоге увеличить дальность перехвата с 40 до 70 км. При максимальной перегрузке 10G китайские ЗУР способны перехватывать такие истребители ВВС Индии как Су-30МКИ, так и «Рафаль» на высотах до 25 км.

Подводя промежуточный итог, следует отметить, что ЗРС LY-80 относится к категории комплексов ПВО, которые позволяют сформировать основной рубеж обороны вокруг объектов военного и гражданского стратегического назначения. Прикрытие указанных ЗРС обеспечивают более маневренные и легкие системы FM-90 (экспортная версия «Красного знамения 7В») – предназначены для перехвата низковысотных и низкоскоростных аэродинамических целей.

Следует отметить, что вторая из упомянутых ЗРС принята на вооружение подразделений ПВО ВС Исламской Республики Иран, которые постепенно передают свое вооружение йеменским хоуситам, продолжающим противостояние с саудовской коалицией.

Как известно, между КНР и Пакистаном установлено прочное и долгосрочное военно-техническое сотрудничество, в ходе которого обе стороны получают интересующие образцы вооружений и военной техники. К одному из таких представляется возможным отнести сверхзвуковую противокорабельную ракету С-302, которую разработали специалисты 3-го НИИ Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации на базе другой ПКР известной под обозначением «Инцзи-12»- принята на вооружение ВМС и ВВС НОАК. Первая опытная модификация экспортной ракеты получила обозначение С-301 и имела стартовую массу 3400 кг, что не удовлетворяло требованиям технического задания ВМС НОАК.

Официально экспортная версия отличается от боеприпаса, поставленного на вооружение надводных соединений ВМС НОАК и ракетных частей береговой обороны, уменьшенной до 290 км дальностью, а кроме того от момента старта до поражения цели ракета С-302 совершает полет с постоянной сверхзвуковой скоростью 4 МАХа, тогда как «Инцзи-12» способна изменять скорость от 2 до 4 МАХа, что позволяет выполнять полет на дальность более 400 км.

Представляется возможным указать некоторые тактико-технические характеристики ПКР С-302:

– длина: 6,3 (6,5) м

– диаметр: 0,756 м;

– стартовая масса: 2500 кг;

– масса боевой части: 350 кг;

– максимальная дальность пуска при полете на малых высотах: 250 км;

– максимальная дальность пуска при полете на высоте 10000м: до 300 км;

– максимальная скорость: 4 МАХа

– точность попадания: более 90%.

В модификации для ракетных подразделений береговых войск данные боеприпасы размещают в пусковых контейнерах прямоугольного сечения из расчета две ракеты на один грузовой автомобиль с колесной формулой 6Х6 или 8х8 (второй вариант обладает большей проходимостью и скоростью движения по пересеченной местности). Следует указать, что китайские специалисты в области маскировки разработали сетки, которые позволяют полностью скрыть установку от обнаружения оптическими средствами даже разведывательных беспилотных летательных аппаратов.

С учетом указанных ТТХ, вполне очевидно, что подобные боеприпасы с обычными боевыми частями необходимы ВМС Пакистана для борьбы с надводными кораблями ВМС Индии в случае вооруженного конфликта в акватории Индийского океана. По расчетам китайских специалистов мощности боевой части достаточно, чтобы одной ракетой потопить корабль водоизмещением от 5 до 6 тысяч тонн. Следует отметить, что данные ПКР можно размещать в унифицированных пусковых корабельных установках и даже торпедных аппаратах одновременно с дозвуковыми ракетами С-802 и противолодочными управляемыми ракето-торпедами C-708UNB.

Кроме грузовых автомобилей, кораблей и подводных лодок, носителями таких ракет могут быть истребители-бомбардировщики или стратегические бомбардировщики и применительно для ИРИ в этом качестве могут выступить даже устаревшие F-4 Phantom. Конечно, если Иран приобретет для нужд своих ВВС боевые самолеты китайского производства, то внедрение рассматриваемых ПКР в состав вооружения не потребует много времени.

По данным обозревателей китайских специализированных военно-технических изданий, особый интерес к этим ракетам имеют и в Исламской Республике Иран, поскольку официальному Тегерану необходимо современные высокоскоростные ПКР для нанесения молниеносных ударов по надводным кораблям ВМС США, которые оказались способны отражать одиночные ПКР иранского производства.

К настоящему моменту, военно-политическое руководство КНР пока не одобрило поставок С-302 в Иран поскольку понимает, что появление таких боеприпасов может серьезно ухудшить обстановку, т.к. скорее всего иранские специалисты предпримут попытку обстрела американских, саудовских и израильских военных кораблей и судов разведки, которые закончатся гибелью экипажей с последующими решительными ответными действиями –  как минимум, массированный ракетный обстрел выявленных ядерных объектов ИРИ при помощи крылатых ракет типа «Томагавк».

Достоверно известно, что представители ВМС Королевства Саудовская Аравия также ведут активные переговоры с  руководством Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации поскольку понимают реальные возможности С-302, а кроме того саудовских военных привлекает низкая стоимость сверхзвуковой ПКР китайского производства.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что,  вооружение и военная техника китайского производства гарантируют отдельным государствам военную безопасность и неприкосновенность границ, а для некоторых государства Ближнего Востока это основное средство ведения вооруженного противостояния.

52.2MB | MySQL:103 | 0,488sec