Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 17

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха, в частности, — раздела «Внешняя политика», посвященного отношениям между Турцией и Палестиной.

Вообще, неудивительно, что отношения с этим, частично признанным ближневосточным государством, вынесены авторами в отдельный раздел документа. Как можно судить по действиям турецкой стороны, начиная с так называемой «Флотилии мира», именно Палестина и палестино-израильский конфликт должны (теоретически – В.К.) обеспечить Турции центральное место в мусульманском мире. Ибо, как известно, Турция в ряду прочих исламских государств не является самым богатым государством, не является не только родиной ислама и хранительницей главных мусульманских святынь, но даже и арабским государством. А посему «столбить» себе место приходится с использованием единственного объединяющего фактора – позиции неприятия в отношении Израиля (от политики до существования в принципе).

Кратко пройдемся по палестинскому разделу документа. Скандальное заявление Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Государства Израиль, заставило турецкое руководство в лице президента страны Р.Т.Эрдогана сразу заявить о том, что статус города является для «мусульман всего мира красной линией». Президент страны провел серию переговоров с зарубежными лидерами, в числе которых Альманах упоминает папу римского, а также президентов Франции и России. Кроме того, в декабре 2017 года Турция, временно председательствующая в Организации исламского сотрудничества, созвала в Стамбуле внеочередное совещание. По результатам странами-участницами была принята декларация, провозглашающая признание Восточного Иерусалима столицей Палестинского государства. Дальнейшие дипломатические маневры сторон, равно как и подробности относительно гуманитарной помощи, оказываемой Турцией Палестине, повторять за Альманахом не будем, ибо они существенно картины не меняют.

В качестве интересных фактов, отметим подписание Турцией в 2017 году межправительственных Протоколов с Палестиной о сотрудничестве в сферах лесного хозяйства и высшего образования. Кроме того, был облегчен режим въезда палестинцев в Турецкую Республику. Отдельно стоит отметить проведение в Стамбуле так называемой «Народной конференции палестинской диаспоры». Что, как указывает Альманах, обеспечило Стамбулу центральное место для палестинской диаспоры, как в самом полупризнанном государстве, так и на территории всего Ближнего Востока.

Следующий раздел документа озаглавлен, как «Отношения между Турцией и Ираком». Как указывает Альманах, отношения между двумя странами разворачивались в 2017 году вокруг двух важнейших вопросов – безопасности и политики. Тут  же он напоминает, что в 2016 году турецко-иракские отношения переживали непростой период. Который был связан с двумя моментами: а) военной базой Турции в районе пос. Башика, б) тесными контактами, которая турецкая сторона поддерживает с региональной администрацией Северного (Иракского) Курдистана.

Говоря о 2017 году, как пишет Альманах, стоит говорить о трансграничных операциях турецких Вооруженных сил в Ираке и в Сирии против отрядов РПК – ПДС как о факторе, наиболее омрачающим двусторонние отношения. Однако, все же определяющим моментом стало проведение Иракским Курдистаном референдума о независимости автономии, который получил резкое осуждение как со стороны Багдада, так и Анкары. То же можно говорить и о позиции в отношении референдума со стороны ведущих международных игроков.

Как бы то ни было и какой бы всесторонний прессинг на курдскую автономию не оказывался, но 25 сентября 2017 года скандальный референдум состоялся, на котором, при явке в 72% избирателей, за независимость Иракского Курдинстана высказалось подавляющее большинство избирателей – 93%. Впрочем, как всегда в подобных случаях, мало провести референдум. Требуется обеспечить его признание международным сообществом. В этих условиях Багдад и Анкара приняли самые решительные шаги к тому, чтобы воспрепятствовать имплементации результатов голосования.

В частности, были блокированы международные погранпереходы автономии. Кроме того, Ирак закрыл аэропорты на территории автономии для международного воздушного сообщения. Иными словами, курдская автономия была полностью блокирована от внешних «контактов» с внешним миром – как на земле, так и по воздуху. Кроме того, под контроль Багдада были поставлены спорные территории, включая нефтеносные районы провинции Керкук.

Ожидается, что 2018 год в отношениях между Багдадом и Анкарой станет определяющим по целому ряду вопросов, ключевыми из которых являются: отказ от политики демографического инжиниринга, препятствование дискриминации по религиозному и этническому признакам, эффективная борьба с Рабочей партией Курдистана.

Интересно, что взаимодействие между Турцией и Ираном в деле блокирования курдской автономии в рассмотренном выше разделе упомянуто не было. Однако, турецко-иранским отношениям посвящен следующий раздел документа.

Как пишут авторы документа, 2017 год был для турецко-иранских отношений крайне важным и продуктивным. Отношения, которые оказались в 2016 году в тени гражданской войны в Сирии, в 2017 году получили новое ускорение. В частности, речь идет о создании тройственного формата между Турцией, Ираном и Россией, призванного обеспечить в Сирии режим прекращения огня. Что автоматически сделало три страны важнейшими участниками сирийского урегулирования.

62.82MB | MySQL:102 | 0,519sec