Рост голода в Южном Судане: прогноз на 2018 год

Судя по обновленным оценкам профильных учреждений ООН, прошлогодний сценарий начала масштабного голода в отдельных провинциях Южного Судана грозит повториться в середине 2018 года. С такими прогнозами выступили Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Всемирная продовольственная программа ООН (ВПП), которые в совместном заявлении напомнили международному сообществу и властям в Джубе, что критическая ситуация, сложившаяся в мае-июне 2017 года и выправленная благодаря активному вмешательству гуманитарного сообщества и доноров, может вновь угрожать населению Южного Судана летом 2018 года. В частности, ввиду неустойчивости в первые месяцы текущего года финансовой поддержки гуманитарных операций в этой стране (американцы взяли курс на сокращение объемов своего участия в международной помощи развитию в глобальном масштабе, и Южный Судан стал одной из «жертв» этой новой политики администрации Д.Трампа), продовольственная ситуация там продолжает стремительно деградировать. В ближайшие месяцы уровень гуманитарного содействия будет сокращаться, а непрекращающийся военный конфликт будет сильнее ограничивать гуманитарный доступ ооновских агентств к нуждающемуся гражданскому населению. В итоге, по прогнозам ООН общее число остро нуждающихся в продовольственной помощи в Южном Судане к середине 2018 года может достичь беспрецедентной отметки в 7 млн человек, что составляет две трети всего населения. Уже в январе этого года эта категория увеличилась до 5.3 млн человек (прирост по сравнению с январем 2017 года составил почти 40 процентов) и цифра продолжит расти. При этом, наибольшие риски образуются в т.н. «голодный период» (lean season) с мая по июль, когда, находясь как бы между урожаями, в сезон дождей, страна испытывает наибольшую нехватку продовольствия. По прогнозам ооновских агентств, в этот период в зоне максимального риска (на грани голодной смерти) окажется 155 тысяч человек, включая 30 тысяч детей. Причем в этом году, по прогнозам, этот период может наступить раньше, чем обычно – уже в апреле. При этом уже к началу марта в такой критической ситуации (фаза – «гуманитарная катастрофа» — пятая высшая категория согласно Mеждународной интегрированной классификации продовольственной безопасности IPC) может оказаться свыше 50 тысяч человек. При этом, столь критическая ситуация складывается точечно в ряде регионов, таких как Юнити, Джонглей, Верхний Нил и Центральная Экватория, в наибольшей степени охваченных межплеменными конфликтами и внутренними перемещениями гражданского населения. В этих районах доля испытывающих острую потребность в продовольственном обеспечении варьируется от 52 до 62 процентов и будет и далее расти в течение первого полугодия 2018 г.

Крайне неблагоприятная ситуация складывается в детской статистике. Без принятия срочных мер, по прогнозам ЮНИСЕФ, к маю 2018 года число детей в категории младше пяти лет, испытывающих острое недоедание, достигнет 1.3 млн человек. C началом сезона дождей в апреле цифры начнут расти, поскольку коммуникации со многими удаленными сельскими районами и соответственно доступ питания, медицинских услуг и медикаментов к ним будут значительно осложнены и соответственно возрастет угроза голодной смерти среди наиболее уязвимых категорий, в первую очередь, детей.

Чтобы преодолеть неблагоприятный прогноз и развернуть ситуацию в обратном направлении, требуются решительные превентивные меры.  Для этого нужны большие инвестиции, прежде всего направленные на развитие устойчивых фермерских хозяйств. Кроме того, военно-политическая стабильность и прекращение вооруженного конфликта играют ключевую роль в стабилизации продовольственной ситуации: гуманитарный доступ, восстановление рынков и торговых связей, приток внешних инвестиций, развитие местного агробизнеса и пр.

Также необходима четкая координация усилий ооновских учреждений в поле и тщательный мониторинг продовольственной ситуации. Только за прошлый год ФАО, ВПП и ЮНИСЕФ осуществили 135 гуманитарных миссий в труднодоступные районы и в общей сложности оказали срочное содействие 1.8 млн человек. Кроме того, по линии ФАО в 2017 году была осуществлена раздача сельскохозяйственного инвентаря и семян в труднодоступных либо затронутых конфликтом регионах (такую помощь получило 5 млн человек), а также проведена массовая вакцинация животных (6.1 млн голов). По линии ЮНИСЕФ было оказано содействие 208 тысяч детей в стадии острого недоедания (в этом году планируется охватить 215 тысяч детей). По линии ВПП ООН продовольственной помощью и специальным питанием было охвачено 4.4 млн человек. На текущий год ВПП в превентивном плане создает резервы продовольствия в самых сложных с гуманитарной точки зрения регионах, которые будут вероятнее всего отрезаны от коммуникаций с началом весеннего сезона дождей. В частности, ВПП ООН планирует в текущем году заготовить резервы продовольствия в объеме 140 тысяч метрических тонн на срочные нужды и разместить их в 50 пунктах по всей стране.

Таким образом, во избежание негативного сценария 2017 года, международные организации системы ООН пытаются скоординировать усилия и предпринять превентивные меры, чтобы избежать фазы острого голода в Южном Судане. Но эти устремления могут оказаться недостаточными, если не удастся мобилизовать необходимое донорское финансирование. И этот вопрос также является предметом возрастающего беспокойства со стороны ооновских агентств. Запущенный в начале года План гуманитарного реагирования для Южного Судана-2018 пока, на сегодняшний день, обеспечен всего лишь на 4%, а дефицит до конца года составляет 1.7 млрд долларов США. Непредсказуемая политика президента С.Киира, направленная на продолжение по сути межкланового вооруженного конфликта с противоборствующими группами, не просто накладывает ограничения на доступ гуманитарных организаций к нуждающемуся населению. Такая политика, диктуемая личными амбициями, подрывает в корне все возможности по скорому восстановлению и развитию местной экономики и налаживанию, наконец, устойчивого и регулярного экспорта нефти (основной статьи дохода национального бюджета) и других ресурсов, что позволило бы Южному Судану встать на путь устойчивого развития и преодолеть гуманитарный кризис. А этот фактор, в свою очередь, серьезно отпугивает доноров и потенциальных инвесторов. Если ситуация с масштабным голодом в середине 2018 года вновь повторится, то шансов на ее благополучное разрешение будет гораздо меньше, чем в прошлом году. Доноры посылали и продолжают посылать отчетливые сигналы правительству Южного Судана, что не настроены заниматься пожаротушением и хотят видеть структурные изменения и результаты своих усилий и финансовых вливаний.

62.83MB | MySQL:102 | 0,590sec