Йеменский политический тупик и гуманитарный кризис

Известие о смене специального посланника генерального секретаря ООН по Йемену может сигнализировать о трансформации курса ООН и внедрении новых подходов к этому наиболее масштабному на сегодня гуманитарному кризису в мире.

Покидающий этот пост специальный посланник генерального секретаря ООН по Йемену Исмаил Шейх ульд Ахмед подвел итог своей трехлетней миссии, фактически подтвердив мнение ведущих международных экспертов о бесперспективности быстрого политического регулирования. Это, в свою очередь, обнажает хрупкость системы гуманитарного содействия и продовольственной безопасности и обостряет угрозу масштабного голода с тяжелейшими последствиями для многомиллионного гражданского населения Йемена.

Отставка спецпосланника генерального секретаря, по сути, открытый сигнал о тупиковом развитии усилий по политическому регулированию в Йемене под эгидой ООН. Нужно признать ее закономерность в отсутствие ключевого консенсуса между главными внешними игроками, которые стоят за противоборствующими группировками, в первую очередь Саудовской Аравией и Ираном. По сути, на политическом треке в последние годы велась изначально предопределенная (и, вероятно, устраивающая главных участников) «игра с нулевой суммой», и каких-либо реальных прорывов не ожидалось. Была лишь определенная надежда, что в условиях последовательного разрушения всех экономических и социальных основ и структур централизованной власти, сработает некий рефлекс самосохранения и стороны по крайней мере будут воздерживаться от новых провокационных и безответственных шагов, ведущих к насилию и обострению гуманитарных проблем. Собственно, на этом треке ООН и ее профильные агентства и могли оказать определенное, довольно ограниченное воздействие, продавливая выполнение сторонами базовых гуманитарных принципов, таких как гуманитарный доступ, защита прав гражданских лиц, особый фокус на содействие уязвимым группам и пр. Однако и здесь, гуманитарные правила игры были откровенно нарушены, и система ООН оказалась не в состоянии упредить некоторые действия сторон, усугубившие и без того сложное положение йеменского населения. В частности, речь идет о блокаде Саудовской Аравией йеменских портов (временно отмененной впоследствии на 3 месяца, до конца февраля), что значительно осложнило поставку в Йемен как гуманитарной помощи по линии ООН, так и различного рода коммерческих грузов. Кроме того, возникли существенные пробелы в сфере защиты гражданского населения. Например, по данным ряда гуманитарных организаций началась активная вербовка различными вооруженными группировками детей в свои ряды, что нарушает базовые положения детского права. Особенно, такую меру на регулярной основе практикуют хоуситы. Убийство в конце прошлого года бывшего президента А.А.Салеха также внесло новую дестабилизацию в политический процесс.

Тональность финальной речи спецпосланника генсека ООН по Йемену ясно показывает, что именно безответственность и провокационные действия всех противоборствующих сторон и их покровителей привели к сильнейшей эскалации насилия и конфликта в последние месяцы, что в итоге способствовало возникновению нынешней катастрофической ситуации в гуманитарной сфере, в первую очередь в плане продовольственного обеспечения и упреждения массового голода. Исмаил Шейх ульд Ахмед констатирует, что за период его трехлетней миссии с 2015 года общее число нуждающихся в гуманитарном содействии в Йемене выросло с 15.9 до 22.2 млн человек, что по сути свидетельствует о провале гуманитарной миссии. За это время экономика страны сократилась на 40%.

Что характерно, основные пассажи выступления спецпосланника сводятся к констатации создавшегося фактического положения в гуманитарной сфере и перечислении лежащих на поверхности основных причин такой ситуации. Как отмечается им в заключении, «дорожная карта» по политическому регулированию разработана, известна и содержит конкретные практические шаги. Однако, в отсутствие доверия между сторонами и готовности идти на политические уступки и компромисс во имя общего национального интереса реализация этой «дорожной карты» не представляется возможной. По сути — признание политического тупика в йеменском вопросе.

С таким незавидным наследием начинает свою миссию вновь назначенный специальный представитель генсека ООН по Йемену Мартин Гриффитс, опытный британский международник и переговорщик. С какой стратегией Мартин Гриффитс, третий за последние семь лет спецпосланник ООН по Йемену, намерен приступить к этой ответственной миссии, пока не совсем понятно. Но очевидно, что с самого начала ему придется столкнуться с гуманитарной проблемой и ее продовольственной составляющей как ключевыми элементами политического переговорного процесса. Первой проверкой на прочность станет истечение в конце февраля срока трехмесячного временного моратория, введенного властями Саудовской Аравии на принципиальное решение о полной блокаде всех йеменских портов. Таким образом, если блокада будет снова возобновлена, риски наступления масштабного голода в Йемене вновь существенно возрастут. Еще до блокады 15 млн йеменцев испытывали острую потребность в продовольственном обеспечении, однако с ноября 2017 года в результате ограничения морского сообщения и перекрытия основных путей поставок продовольствия и топлива, возникла угроза острого голода (пятая, высшая фаза по Международной интегрированной классификации продовольственной безопасности IPC).

Впоследствии эта ситуация была временно разрешена, однако до настоящего времени Саудовская Аравия продолжает использовать фактор блокады в качестве рычага давления на хоуситов, открывая доступ в порты на временной основе в виде уступок. Однако угроза по-прежнему велика. В частности, голод может распространиться в районах, расположенных в непосредственной близости от морских портов Ходейда и Салиф, где сконцентрирована большая часть временно перемещенных лиц, которые почти стопроцентно зависят от продовольственной и иной гуманитарной помощи, поставляемой по морскому пути.  Здесь же, как правило, фиксируется наиболее интенсивный вооруженный конфликт с учетом стратегической важности прибрежных районов и портовой инфраструктуры, и ввиду полного коллапса торговли и производства гуманитарный кризис проявляется в наиболее острой форме. Думается, поиск устойчивого компромисса и развязок по вопросу блокады — по сути важнейший вопрос, затрагивающий не только гуманитарную сферу, но и весь процесс йеменского урегулирования, который придется решать новому спецпосланнику генерального секретаря ООН.

62.82MB | MySQL:102 | 0,518sec