Эксперты Арабского валютного фонда о ближайших экономических перспективах арабских стран

27 февраля Арабский валютный фонд (АВФ), (Arab Monetary Fund) объявил о том, что арабские страны «сталкиваются с экономическими вызовами, требующими решительных реформ, направленных на увеличение темпов экономического развития и создания условий для снижения безработицы, особенно среди молодежи».

В исследовании под названием «Роль экономических реформ в поддержке темпов роста экономики», опубликованном во вторник, делается заключение о том, что осуществить подобные реформы возможно путем проведения национальных программ по диверсификации экономических структур. Сразу хотелось бы оговориться, это хороший совет, но требующий четкого разъяснения и к тому же, весьма долгосрочный.  Правда, использование термина «диверсификация» относительно к структуре большей части экономик арабских стран означает то, о чем, уже все говорили не раз, и годами. И приступили к ней, правда, под давлением обстоятельств, когда последние не оставили выбора. Речь идет о развитии нефтехимического производства, или, иными словами, о производстве и продажи не просто нефти, а продуктов ее переработки. Причем высоких переделов: высокооктановых топлив, пластиков, тех же удобрений и прочего. Именно это и имеется в виду в исследовании. И обрамлено пониманием важности развития цифрового общества. Или информационных технологий, что по сути, одно и тоже.

Также, по мнению экспертов фонда, важное значение будет иметь поддержание и укрепление общей стабильности, что также положительно скажется на темпе экономического роста.

В качестве инструментария в достижении этой цели упоминается финансовая дисциплина и поддержание на должном уровне платежного баланса и бюджетного дефицита, уровня цен, своевременное реагирование на возникающие проблемы, их анализ и меры по возможному предупреждению.

Экономические структурные реформы (то есть, как мы выяснили, интенсификация нефтехимических производств) должны сопровождаться политическими преобразованиями, правда, не уточняется, какими именно. Зато, важную роль могут сыграть механизмы по ограничению потребления и финансовой дисциплине, с одной стороны, и финансовая либерализация, с другой. Трудно сказать, о какой либерализации и развитии зон свободной торговли идет речь, если на деле, все основные арабские страны ужесточают меры государственного регулирования, включая и тарифные и таможенные. Особенно преуспевают в этом власти Саудовской Аравии и Алжира. Первые, с еще не ясным, до конца эффектом, вторые – пока, с определенно отрицательным.

В качестве, по всей видимости, второго основного магического экономического инструмента, авторы исследования обращаются к «инвестициям» и к реформам механизмом внешней торговли.  При этом обыгрываются, в общем-то, базовые и хорошо известные по учебникам экономики вещи, как роль добавленной стоимости и уровня занятости населения на темпы экономического развития. Утверждается необходимость реформ в финансовой сфере, правда без конкретного наполнения этого утверждения. Единственное, что внятно можно понять, так это тезис о более полном вовлечении в финансовый оборот малого и среднего бизнеса. Очевидно, подразумевается, их большая легализация, что ли, правда меры по тотальной постановке всех и вся на налоговый учет, осуществляемые в той же Саудовской Аравии, свидетельствуют о большей степени «закручивания гаек», налоговых, прежде всего.

С чем трудно не согласиться, так это с приводимым в документе утверждением о необходимости повышения качества образовательной подготовки, поддержке частного сектора, об уменьшении накладных и операционных расходов, борьбе с коррупцией и прозрачности бизнеса.

Последнее утверждение несколько специфично может восприниматься на Ближнем Востоке, однако, с учетом связей и зависимости АВФ от МВФ, мы можем сказать, что эти пункты не более, чем дань, если угодно, тенденции, главенствующей в головной организации, а отнюдь не руководство к действию.

Констатируя «уже наметившиеся позитивные сдвиги, благодаря влиянию начавшихся реформ», авторы доклада вновь апеллируют к большей либерализации рынка, развитию сектора финансовых услуг (то есть, прежде всего, к расширению выдачи кредитов населению), а также, вновь и вновь, к волшебной мантре об инвестициях.

Таковые, позволим себе заметить, основываются, прежде всего, на четкости и прозрачности инвестиционного законодательства и понимании делового менталитета. Если с первым в таких странах, как Египет и Саудовская Аравия, в результате авральных мер, ситуация несколько нормализуется, то вот, со вторым, дело обстоит не так просто. Но, повторимся, общий формат и тон документа выдержан в стиле общей линии МВФ.

Когда АВФ учреждался в 1976 году, в Рабате, на встрече 20 государств-учредителей, его задачи были другими. Но другой была и общая экономическая ситуация в мире, когда он только-только убедился в эффективности использования нефти, как оружия геополитического, способного влиять на решения политиков. Нынешний экономический уклад низвел нефть с пьедестала, уступив его биржевым спекулянтам, финансовым авантюрам с новыми инструментами, типа биткоина и разного рода махинациям со средствами пенсионных и страховых фондов.

Фактическое и стилистическое наполнение документа корреспондируется с недавним выступлением главы МВФ, Кристин Лагард, озвучившей свой доклад в минувший вторник на съезде МВФ в Джакарте. Она также сделала упор на связь реформ с ростом темпа экономического развития, который, по ее оценке, в 2018-2019 гг. должен составить около 4%. Дело в том, что такая упорная привязка к этому показателю точно отражает всю однобокую конструкцию современной западной экономики, ориентированной на постоянный рост темпа экономического развития, как источник роста покупательной способности населения. В свою очередь, генерирующую прибыль. Все попытки сделать акцент на проблемах развития общества, охраны окружающей среды, внедрении нового технологического уклада, встречающиеся в документах АВФ И МВФ пока что, ни что иное, как дань моде.

Впрочем, один положительный момент из доклада АВФ очевиден: все, кто вовремя «взялся за ум» и вкладывается в развитие нефтехимических производств, может рассчитывать на кредитные ресурсы и благосклонность этой, и стоящей над ней, кредитных организаций.

52.18MB | MySQL:103 | 0,673sec