Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 21

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха, в частности, — раздела «Внешняя политика», посвященного отношениям между Турецкой Республикой и странами Персидского залива. Закончив часть, касающуюся политических отношений, переходим к отношениям экономическим.

Как указывают авторы документа, в последнее время наблюдался растущий тренд в торгово-экономических отношениях Турции с регионом. Если сравнить товарооборот до октября месяца 2017 года включительно (самые свежие данные на момент написания бюллетеня – В.К.) и аналогичный период 2016 года, то будет наблюдаться заметный рост: 19 млрд против 16 млрд долл. соответственно.

Заметим одно немаловажное обстоятельство – регион Залива важен для Турции как один из тех, где у страны наблюдается, и весьма заметное, положительное сальдо внешнеторгового оборота.

Так, за десять месяцев 2017 года турецкий экспорт в регион составил около 12 млрд долл., в то время, как импорт – около 7 млрд долл. Более того, что характерно, главным потребителем турецких продукции и услуг, по крайней мере на бумаге, являются Объединенные Арабские Эмираты. На их долю в рассматриваемый отрезок времени пршлось около 8,3 млрд долл. экспортных поставок, а импорт – 4,8 млрд долл.

Почему употребляется оборот «на бумаге»? – Да потому, что ОАЭ традиционно являются неофициальными торговыми воротами в Исламскую Республику Иран в широком спектре продукции, включая попадающие в различные санкционные списки.

Как указывают турецкие официальные лица, в то время как глобальная торговля растет темпами около 1,7% ежегодно, турецко-эмиратская торговля в прошлом году выросла аж на 36% (даже визуально понятно, что не может быть турецкий экспорт в ОАЭ больше, чем не только в Россию, но и даже приближаться к объемам поставок в Германию).

Интересным образом, развивается и сотрудничество двух стран в сфере оборонной промышленности. Соответствующий Протокол о сотрудничестве был утвержден Постановлением правительства страны и вступил в силу 25 мая. Целый ряд компаний из Турции принял активное участие в известном Dubai Air Show. Важнейшие договоренности о сотрудничестве в сфере ракетных технологий были достикнуты между Makine ve Kimya Endüstrisi и Министерством обороны ОАЭ. Последнее сообщило о предстоящих закупках у турецкой стороны авиабомб МК-84 и МК-82.

Важной договоренностью стало подписание соглашения между крупнейшим частным предприятием ОПК Турции Otokar, эмиратской компанией Al Jasoor (основана инвестиционной компанией Tawazoon) и Министерством обороны ОАЭ на поставку тактических бронемашин 8х8 на сумму 661 млн долл.

Другим важным зарубежным партнёром для преприятий турецкого ОПК является Саудовская Аравия, с которой компания TUSAŞ продолжает переговоры на поставку шести беспилотников и наземной станции управления.

На этом Альманах раздел, посвященный отношениям между Турцией и странами Залива, завершает, переходя к части, касающейся отношениям страны с государствами Северной Африки. Она начинается следующим образом: «Отношения между Турцией и Северной Африкой продолжились в 2017 году в обычном режиме. Сотрудничество в сферах дипломатии, торговли и культуры было продолжено, основываясь на взаимной дружбе и братстве».

В частности, в 2017 году Турция продолжила поддерживать политическое и дипломатическое урегулирование конфликта в Ливии, при лидирующей роли миссии ООН в стране. Активизировались контакты Турции с Тунисом. Отношения с Алжиром и Марокко продолжили свое развитие, в особенности, в сферах торговых и культурных связей. Как бы то ни было, объем торгового оборота между Турцией и Северной Африкой, в принципе, остается на уровне чуть выше 8 млрд долл. (за 10 месяцев года, как в 2016, так и в 2017 годах). В принципе, от дальнейшего подробного разбора политических контактов Турции со странами региона можно воздержаться, ограничившись лишь упоминанием об активном участии Турции в политических (равно как и военных – В.К.) процессах в Ливии. Это нетрудно понять с учётом богатой ресурсной базы страны, а также исторических связей турецкого строительно-подрядного сектора с Ливией, где, собственно, он и начинал свою зарубежную экспансию.

Отметим, что отдельного раздела заслужили отношения между Турцией и Египтом. Как указывает документ, сторонам не удалось выйти из того кризиса, в который они попали после того, как в Египте случился военный переворот в 2013 году (точнее было бы сказать «контрпереворот» — В.К.). Отношения двигались по наклонной плоскости и в свете попытки военного переворота, которая была предпринята в июле 2016 года. Ещё более они ухудшились после «блокады» Государства Катар, которая была предпринята при поддержке Египта своих важнейших союзников – Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна. Невзирая на все эти «отягощающие» отношения обстоятельства, Турция никак не меняла свой торгово-экономический и культурный курс в отношении Египта. Заметно было и изменение, в сторону смягчения, публичной риторики Турции (после прихода к власти военных – особо жесткой) в адрес Египта.

52.34MB | MySQL:106 | 0,630sec