Обзор продовольственной ситуации в Афганистане

По состоянию на март с.г., международные эксперты прогнозируют ухудшение продовольственной ситуации в Афганистане в среднесрочной перспективе и сокращение продовольственных резервов в большинстве регионов страны. Согласно проведенному в начале 2018 года исследованию по методологии Международной интегрированной классификации продовольственной безопасности (Integrated Phases of Food Security Classification, IPC), почти 50% населения Афганистана – 17.5 млн человек — испытало трудности в обеспечении продовольствием своих семей, в том числе в силу структурных экономических проблем, включая потерю рабочего места (27%) и сокращение основного дохода (13%). В этой категории афганцев 1.9 млн находятся в четвертой (из пяти) стадии нехватки продовольствия, то есть фактически на пороге начала массового голода и гуманитарной катастрофы. Кроме этого, 5.6 млн человек находятся в третьей стадии (кризис) и 10 млн человек – во второй (стресс).

На дальнейшее ухудшение продовольственной ситуации и вероятный рост продовольственных цен в первом полугодии 2018 года будут воздействовать два основных фактора. Первый — плохой урожайный сезон ввиду климатических катаклизм. Второй — воздействие вооруженного конфликта и соответственно роста числа внутренне перемещенных лиц, а также стремительный приток репатриантов обратно в страну из Пакистана и Ирана.

Что касается климатического фактора, то негативная тенденция 2017 года будет, по всей вероятности, продолжена и в нынешнем году. В наиболее сложном положении оказывается сельское население, 66% которого в качестве основного дохода рассчитывает на сельское хозяйство, а 69% — на животноводство.

Климатические изменения привели к совокупному проявлению наводнений, продолжительных засух и нашествию насекомых-вредителей (прежде всего, саранчи), что заметно отразилось на аграрном производстве и показателях животноводческого производства в различных регионах Афганистана. Так, по итогам 2017 года производство пшеницы, основной злаковой культуры Афганистана, было самым низким за последние годы: оно упало на 20% по сравнению со средним пятилетним показателем, а общий дефицит составил 1.4 млн метрических тонн. В частности, летняя засуха 2017 года повлияла на сокращение изначально планируемых объемов производства осеннего сезона, что привело к росту экспортных потребностей почти на 25% по сравнению с пятилетним средним показателем. Так, экспорт пшеничной муки в 2017-2018 гг. составит в среднем 2.6 млн тонн по сравнению с 2 млн тонн в 2014-2016 гг. (основные поставщики – Казахстан и Пакистан), что обусловлено структурными проблемами, в первую очередь, отсутствием современной мукомольной промышленности и соответствующих мощностей в самом Афганистане. Нужно отметить, что несмотря на сильный эффект климатического фактора и сложность прогнозирования его воздействия и оценки рисков ввиду природного характера проблемы, стратегия адаптации в целом работает неплохо. По линии правительства и профильных международных организаций ООН предпринимаются меры, зачастую довольно эффективные, чтобы обеспечить экономический доступ населения к продовольствию и компенсировать издержки внешними закупками. Кроме того, делается ставка на повышение эффективности фермерских хозяйств, самые бедные и уязвимые из которых получают поддержку в виде устойчивых к климатическим изменениям семян, удобрений и инвентаря, а также прямых денежных переводов и других финансовых инструментов содействия фермерам по каналам донорской помощи. Кроме того, большая часть оказавшегося под давлением сельского населения внедряет различные адаптивные практики, сокращая и оптимизируя рационы потребления. Таким образом, по прогнозам ООН, общее число нуждающихся в продовольственном содействии в результате воздействия климатического фактора в Афганистане в 2018 году составит примерно 280 тысяч человек.

Главная угроза в этом контексте иная — стремительно растущая ниша производства опийного мака, на которую афганские фермеры переквалифицируются с учетом высокой рентабельности. Только в течение 2017 года зафиксирован рост производства в два раза.  Решение этой проблемы, однако, не связана с производственным фактором и климатическими явлениями, а лежит в сугубо политическом спектре.

Что касается второго фактора, то его воздействие в течение всего 2018 года будет значительным и практически неконтролируемым. Просчитать и предвосхитить риски в этом контексте представляется весьма сложным. Общий прогноз – продолжающийся в стране вооруженный конфликт и дальнейшая активизация деятельности международных террористических организаций будут и далее обострять гуманитарную ситуацию и вести к росту продовольственных потребностей. По данным проведенной в 2017 году гуманитарной миссией ООН в Афганистане оценки потребностей, 81% из числа всего внутренне перемещенного населения страны испытывает потребность в продовольственном обеспечении.  При этом, большинство из этой категории не планирует возвращаться в места постоянного обитания в силу различным причин: отсутствие условий безопасности (50%), захват их земель и территорий (20%), продажа производственных активов (7%). Кроме того, под воздействием конфликта и наплыва беженцев, создается дополнительная социально-экономическая и финансовая нагрузка на местное население районов, где концентрация внутренне перемещенных лиц наиболее высока. С учетом долгосрочного характера проблемы и необходимости внедрения устойчивых решений для репатриантов и внутренних переселенцев, основная масса которых уезжать обратно не планирует, возникает потребность оказания поддержки местным общинам для нивелирования вероятной социальной напряженности. А это, требует в свою очередь, дополнительных инвестиций, особенно в городских районах, где приток переселенцев создает дополнительную конкуренцию за ограниченные рабочие места и подталкивает к сокращению уровня заработной платы.

Дополнительным фактором, который способен в течение текущего года негативно повлиять на продовольственную безопасность Афганистана является активизация пограничных перемещений, а именно – массовая репатриация афганцев из Пакистана и Ирана. Поскольку основной мотив этого движения – ужесточение правил регистрации и активизация борьбы с нелегальными мигрантами, особенно в Пакистане, — большая часть афганских репатриантов представляет собой беднейшую прослойку. В частности, по данным специального исследования на эту тему, проведенного ООН в апреле 2017 года, 72% репатриантов испытывают потребность в продовольственном обеспечении и нуждаются в продовольственной помощи, как минимум, на трехмесячный период. По прогнозам Управления Верховного комиссариата по делам беженцев и Международной организации миграции, в 2018 году в Афганистан может вернуться 200 тысяч зарегистрированных и 180 тысяч незарегистрированных репатрианта.

Думается, с учетом негативного прогноза развития продовольственной ситуации в Афганистане в 2018 году, требуется координация международных усилий и интеграция гуманитарных программ с более долгосрочными мерами воздействия для достижения ощутимых результатов. Также очевидно, что конфликт, терроризм и насилие будут главными факторами риски и неопределенности и, как следствие, катализаторами дальнейшего ухудшения продовольственной ситуации в Афганистане в среднесрочном прогнозе. В то же время, сохранение доступности продовольствия на местных рынках и его экономической доступности в случае сдерживания резкого роста цен может стать серьезным стабилизирующим фактором. Судя по динамике продовольственных цен в Афганистане за 2017 год, данную стратегию правительству удавалось в целом выполнять, что позволяло контролировать ситуацию и предотвращать эпидемию массового голода (пятая, критическая фаза Международной интегрированной классификации продовольственной безопасности IPC).

52.29MB | MySQL:103 | 0,370sec