Сирия: США усиливают дипломатическое давление на Россию по ситуации в Восточной Гуте

США утверждают, что Россия проигнорировала положения резолюции Совета Безопасности ООН номер 2401 о прекращении боевых действий в Сирии, совершая действия, которые привели к гибели мирных жителей в Восточной Гуте (пригороде Дамаска). Об этом говорится в распространенном в воскресенье заявлении пресс-секретаря Белого дома Сары Сандерс. Она отмечает, что «Соединенные Штаты осуждают продолжающееся наступление, которое режим [президента Сирии Башара] Асада, поддерживаемый Россией и Ираном, ведет против жителей в Восточной Гуте» «После неоднократных попыток отложить принятие резолюции Совета Безопасности ООН 2401, которая требовала 30-дневного прекращения боевых действий по всей Сирии, Россия продолжила игнорировать ее условия», — говорится в заявлении Белого дома. Сандерс утверждала, что «проведение [Россией] контртеррористической операции» привело к гибели «невинных гражданских лиц». Сандерс назвала это «тем же сочетанием лжи и неизбирательного применения силы», которое Россия и Сирия якобы использовали для «изолирования и уничтожения Алеппо в 2016 году», где, по словам пресс-секретаря Белого дома, «погибли тысячи мирных жителей». Белый дом утверждает, что в период «с 24 по 28 февраля российские военные самолеты совершили днем по меньшей мере 20 боевых вылетов для бомбардировки Дамаска и Восточной Гуты», вылеты якобы производились с авиабазы Хмеймим. «Поддерживающие режим силы должны незамедлительно прекратить нанесение ударов по медицинским объектам и гражданским лицам во время своей жестокой кампании в Восточной Гуте. Цивилизованный мир не должен мириться с продолжающимся применением химического оружия режимом Асада», — заявила Сандерс. «Режим Асада вместе со своими союзниками в Москве и Тегеране должен придерживаться резолюции 2401 СБ ООН, прекратить боевые действия в и вокруг Восточной Гуты, а также позволить осуществить беспрепятственную доставку гуманитарной помощи практически 400 тыс. невинных мирных жителей, которые испытывают в этом острую потребность», — также заявили в Белом доме. Если наложить все эти заявления на активные телефонные переговоры Д.Трампа со своими коллегами в ЕС и ряде стран на Ближнем Востоке в последние дни, то налицо попытка Вашингтона создать некий благоприятный для себя фон для продолжения дипломатического прессинга на Москву плюс создания условий для возможного силового воздействия на ситуацию. Как мы и сообщали ранее, такой вариант является для американских политиков  крайним по ряду причин, одной из которых безусловно является наличие в этой зоне, которая предельно приближена географически к Дамаску, российских ПВО. Но такой вариант, зная импульсивный характер американского президента и влияние на него чувствительной дочери Иванки и ее мужа Джареда Кушнера, сбрасывать со счетов окончательно нельзя. И вопрос в данном случае состоит еще и в позиции американских военных, которая собственно и будет определяющим фактором в этом вопросе. На такой шаг американцы могут пойти в том числе и по вопросу купирования пропагандистского эффекта от недавней демонстрации российским президентом новых средств военного поражения. Такой вариант под эгидой защиты мирного населения от химоружия в принципе логичен. Но в данном случае американские военные обязаны оглядываться на возможные контрмеры, в том числе и рамках разворачивания проправительственными силами партизанской войны против них уже непосредственно на севере Сирии. Они сильно испугались такой возможной реакции еще после памятной бомбардировки в том числе и сотрудников российской    ЧВК «Вагнер» в прошлом месяце. С учетом турецкого наступления в Африне с перспективой его продолжения на Манбидж заставляет пока Вашингтон играть мускулами в основном на дипломатической площадке. Тем более, что попытка убедить в поддержке возможных силовых вариантов под предлогом использования Дамаском химоружия своих европейских союзников, не удалась. Мы имеем ввиду памятный телефонный разговор Д.Трампа  с Э.Макроном и А.Меркель сразу же после послания президента РФ  В.В.Путина Федеральному Собранию РФ. Там речь шла не только и не сколько о новых образцах российского вооружения. Там была предпринята попытка заручиться поддержкой европейских грандов  по вопросу ревизии сделки по ИЯП и по методам силового прессинга на Дамаск в связи с ситуацией в Восточной Гуте. И эта попытка провалилась. По крайней мере, никаких комментариев на эту тему по итогам переговоров ни американцы, ни европейцы не дали. Более того, президент Франции Э.Макрон срочно направил своего министра иностранных дел на переговоры в Москву и Тегеран, по итогам которых ЕС и будет формировать свою позицию и по ядерной сделке, и по Восточной Гуте. Хотя каких-то серьезных сдвигов на этом направлении от Брюсселя ожидать не приходится. Тот факт, что он фактически отказался поддержать военные средства влияния на ситуацию в Сирии, и отказался в очередной раз реформировать свой подход к сделке по ИЯП, свидетельствует крайняя степень раздражительности американского президента, которая выразилась в введении заградительных пошлин на сталь и алюминий сразу же после этих переговоров. Так что о спонтанности Трампа в этом случае, как это полагают некоторые обозреватели, говорить наивно. Это продуманная реакция в рамках давления на ЕС, причем жесткость этого шага говорит о провале попыток США создать единый антииранский фронт.  Такую ситуацию только подтверждают первые итоги визита французского министра иностранных дел в Тегеран. Франция выступает за соблюдение всеми участниками договоренностей по иранской ядерной программе своих обязательств. Об этом заявили в МИД республики в канун начинающегося в понедельник визита в Тегеран министра иностранных дел Франции Жан-Ива Ле Дриана. Как считают во внешнеполитическом ведомстве, Совместный всеобъемлющий план действий, принятый в Вене летом 2015 года Ираном и шестью государствами (Россия, Франция, Великобритания, Германия, Китай и США), «предоставляет надежные гарантии от использования иранской ядерной программы в военных целях». «Иран должен продолжать неуклонное выполнение взятых им обязательств», — подчеркнули в министерстве. От себя заметим, что это требование также равно справедливо и для всех остальных участников соглашения. При этом в МИД Франции считают необходимым одновременно «продолжать возобновление обменов с Ираном и европейских инвестиций в эту страну». В Париже напомнили также о позиции Франции в отношении ракетной программы Тегерана. Эта программа, подчеркнули в министерстве, «не соответствует решениям Совета Безопасности ООН и дестабилизирует обстановку в регионе». Эта оговорка в некотором роде реверанс в сторону прежде всего аравийских монархий в надежде на возобновление в полном объеме сотрудничества в рамках ВТС. Надежды, скажем прямо, в условиях жесткой позиции США по вопросу выдавливания французов с этого рынка, иллюзорные в большей мере. И упоминание этой темы, которая, кстати, не противоречит резолюциям ООН, надо отнести больше к декларации, нежели чем к практическим шагам. Рискнем предположить, что Париж вряд ли готов жестко увязывать два этих компонента. Тем более, что  Тегеран четко артикулирует на всех уровнях свою неготовность к сворачиванию своей ракетной программы. В этой связи возможное инициирование Западом голосования по этой теме в Совбезе ООН является очередным оселком для российской дипломатии, и будем надеется, что в данном случае уступок не последует. Французский министр, указали в ведомстве, намерен также обсудить в Тегеране региональные проблемы. Так, французская сторона планирует затронуть на переговорах сирийский кризис, в частности, гуманитарную ситуацию, а также обстановку в Йемене, Ливане и Ираке. Это в принципе ожидаемо, только вот акцента на этих проблемах французы делать не будут. Позиция Тегерана по этим вопросам известна и трансформации не подлежит. Главное в визите Ле Дриана иное. Ссылаясь на источники в окружении французского министра, парижская газета «Журналь дю диманш» (Le Journal du Dimanche) сообщила в воскресенье, что Ле Дриан, отправляющийся в Тегеран в сопровождении большой французской делегации, намерен обсудить возможности проведения в этом году визита в Иран президента Франции Эмманюэля Макрона. Визит главы французского государства, подчеркнула газета, «может состояться, если для этого будут созданы все необходимые условия». По данным газеты, в случае его осуществления визит французского лидера стал бы первым с 1979 года посещением Тегерана руководителем западной страны. В данном случае позиция Парижа в дальнейшем и по сирийскому конфликту, и по сделке по ИЯП будет напрямую зависеть от создания именно этих «условий». А если еще проще, то от готовности Тегерана пойти на серьезные налоговые и иные преференции в рамках инвестирования французского капитала в иранскую экономику. Именно этот аспект стоял во главе угла вояжа французского министра иностранных дел, и, судя по примирительному тону заключительного коммюнике, иранцы этот сигнал услышали и адекватно на него среагировали. Визит Ле Дриана в Москву и Тегеран в принципе решает задачу формирования общеевропейской позиции на иранском направлении, и этот аспект должен окончательно дать ответ на все предложения американцев. И ничего позитивного для себя в этом ключе Трамп уже не ожидает, отсюда и раздраженная реакция по вопросам пошлин на экспорт стали.

А пока продолжаются битвы на дипломатических и гуманитарных площадках вокруг Восточной Гуты.  Боевики в районе Восточной Гуты пообещали выпустить мирных жителей в обмен на гуманитарную помощь, передают журналисты. Также стало известно, что гуманитарный конвой Сирийского общества Красного Полумесяца (СОКП) планирует въезд в Восточную Гуту в понедельник. 45 грузовиков с гуманитарной помощью и мобильный госпиталь выстроились в понедельник утром у пункта пропуска в населенном пункте Эль-Вафидин, куда ведет гуманитарный коридор из Восточной Гуты. В состав груза входят продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости. Общий объем помощи составляет 247 тонн. Передача груза должна состояться при поддержке российского Центра по примирению враждующих сторон, который обеспечивает безопасность проезда колонны. В этой связи отметим следующее. Если боевики  кого-то и выпустят, то это будет очень ограниченное число, поскольку мирное население в Восточной Гуте используется исламистами в рамках главного своего оружия обороны. Без этого компонента судьба узлов сопротивления будет предрешена. При этом сам алгоритм направления караванов с гуманитарной помощью является безусловно устраивающих их вариантом развития ситуации. Прежде всего по причине того, что таким образом   снижается острота гуманитарного кризиса, что позволяет откладывать эвакуацию населения, гасить всплески недовольства, а значит и сохранять этот анклав сопротивления на неопределенную перспективу. Все это направлено исключительно только на затягивание всей этой ситуации до бесконечности, и постановки Западом  в случае приобретения  такой практики регулярного характера вопроса о продолжении действия резолюции Совета Безопасности ООН в отношении перемирия. То, что Москва пошла на поддержку этой резолюции, расценивалось на Смоленской площади как шаг по «выпуску пара» у Запада в отношении гуманитарной катастрофы и соответственно подготовки условий для повторения в Восточной Гуте варианта Восточного Алеппо: эвакуации боевиков и членов их семей. Уже очевидно, что такая схема действий не сработала, что позволяет говорить о плохой продуманности такого решения. Российской дипломатии уже давно пора понять, что любые подобного рода компромиссы со стороны  Москвы расцениваются на Западе как сигнал о слабости и стимул к дальнейшему усилению давления. Еще более непродуманной выглядит таким образом попытка продемонстрировать Западу хроническую неспособность боевиков к компромиссу, и тем самым дезавуировать их как субъектов переговоров. Собственно ровно это и происходит. Когда принимаются решения о таких шагах, надо всегда представлять себе алгоритм своих  действий  в случае не срабатывания заложенных изначально результатов. В данном случае видимо предполагалось, что если эвакуация не состоится, то Москва сможет спокойно умыть руки после окончания 30-дневного срока действия перемирия. Это не получится. Как не оправдались и ожидания о снижении градуса критики Москвы за нарушение резолюции, тем более, что теперь одним из основных аргументов западных стран стал сам факт поддержания Москвой этой самой резолюции. Рискнем предположить, что любые резолюции по линии ООН в отношении чувствительных для Кремля точек и международных узлов, которые инициируются США или их союзниками, должны быть безусловно российской стороной отвергаться с ходу. Просто по причине того, что их целью является не поиск компромиссов или снижения напряженности, а нанесение репутационных ударов по российской стороне. Если кто-то в этом сомневается, то пусть снова посмотрит на итоги опрометчивых шагов Москвы в рамках нейтралитета в ООН по ливийскому кризису. Теперь непонятно, как выходить из этой ситуации, особенно в случае, если гуманитарные караваны  по линии международных организаций начнут курсировать регулярно. В этой ситуации остается только надежда на раскоординированность руководства боевиков и различных групп сопротивления в рамках срыва таких поставок, и соответственно дезавуирования до крайней степени потенции боевиков соблюдать условия перемирия. Это позволит правительственным и российским ВКС перейти менее чем, через полмесяца к более решительным шагам по ликвидации этого оплота сопротивления.  Отметим, что только военный прессинг в состоянии эту проблему решить в окончательно.

52.28MB | MySQL:103 | 0,669sec