Оценки китайских специалистов безэкипажных боевых модулей турецкого производства для колесных и гусеничных бронемашин

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган «Китайской оружейной промышленной группы компаний») пристально наблюдают за работами предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Турецкой Республики (ТР) в области создания безэкипажных боевых модулей и новым бронемашин пехоты, которые необходимы турецким военным в условиях регулярного проведения войсковых операций против курдских формирований, как на собственной территории, так и в Сирийской Арабской Республике.

Следует отметить, что в настоящее время основную долю перевозок личного состава Сухопутных войск (СВ) Вооруженных сил (ВС) ТР на передовую выполняют экипажи колесных взрывостойких бронемашин (БМ) типа «Кобра» (пр-во компании Otokar) и «Кирпи» (пр-во компании ВМС). Применение первых легких БМ объясняется их небольшими размерами, тогда как «Кирпи» направляют в зоны боевых действий поскольку они выдерживают подрыв самодельных устройств довольно большой мощности – более 12 кг в тротиловом эквиваленте под колесом.

В рамках данной статьи будет рассмотрена продукция трех основных компаний оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики —  FNSS, Otokar и Aselsan.

Так, специалисты компании FNSS разработали необитаемый боевой модуль под обозначением Battle Axe, предназначенный для размещения на колесных и гусеничных боевых машинах пехоты (БМП). При создании  данного модуля турецкие конструкторы изначально определились, что основным вооружением будет автоматическая пушка калибра 30 или даже 40 мм со спаренным пулеметом калибра 7,62мм. Кроме того, в качестве противотанковых средств могут быть применены противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Корнет-Э» или Mizrak-О. Очевидно, что турецкие оружейники рассчитывают поставлять такие боевые модули в страны, которые также  приобретают ПТУР российского производства, или же турецкие военные рассчитывают использовать трофейные ПТУР, которые могут быть получены с захваченных складов курдских отрядов.

Кроме того, турецкие специалисты еще на стадии разработки технического задания поставили задачу размещения значительного боекомплекта к обоим видам автоматических орудий. Как сообщают китайские специалисты, цельносварной бронированный корпус модуля обеспечивает сравнительно слабую защиту узлов и механизмов – класс защиты «2» по стандарту ВС стран-членов НАТО STANAG 4569.

Данное обстоятельство привело к необходимости установки дополнительных бронелистов при помощи болтовых креплений, что с одной стороны позволяет повысить уровень защиты до требований соответствующих классу «5» стандарта STANAG 4569, но с другой стороны это влечет серьезное увеличение массы модуля, которая в базовой модификации составляет 2500 кг.

Кроме вооружения, дневного, ночного, тепловизионного прицелов и лазерного дальномера в башне установлена вся необходимая электроника (система управления огнем), а также восемь пусковых установок дымовой завесы. Следует отметить, что оптико-электронные прицельные устройства модуля одновременно передают видеоизображения на мониторы стрелка и командира боевой машины, что позволяет им действовать в режиме «охотник-стрелок». Все движения модуля и оружия осуществляются за счет электроприводов.

Необходимо учитывать, что компания FNSS является производителем основных бронемашин пехоты под обозначениями ACV и  IAPC, которые приняты в значительном количестве на вооружение СВ ВС Турецкой Республики, Объединенных Арабских Эмиратов, Королевства Саудовская Аравия, Бахрейна, Филиппин, Малайзии и ряда других государств.

Поскольку требования турецких военных к БМП/БТР растут по мере повышения боевого потенциала курдских формирований турецкие оружейники вынуждены были разработать колесный бронетранспортер под обозначением PARS III (турецк. «Леопард 3»). Китайские специалисты указывают, что рассматриваемый БТР турецкого производства обладает самой развитой системой оптико-электронных средств наблюдения, позволяющих механику-водителю управлять бронемашиной даже в самых сложных метеоусловиях и в любое время суток.

Указанная бронемашина обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

– длина: 7,98 м;

– ширина 2,91 м;

– максимальная высота: 2,32 м (с учетом боевого модуля);

– максимальная снаряженная масса: 27 тонн (по другим данным до 30 тонн);

– максимальная скорость движения по шоссе 100 км/ч

– максимальная скорость движения по воде (водометы): 8 км/ч;

– максимальная скорость движения по воде (вращение колес): 3 км/ч;

– запас хода: 700 км;

– высота вертикального препятствия: 0,7 м;

– угол въезда: 60%

– угол съезда: 30%

– ширина преодолеваемого рва: 2 м;

– стандартный дорожный просвет: 0,43 м; (регулировка в диапазоне от 0,1 до 0,5 м).

– экипаж: 3 в/с;

– десант: 6 в/с.

В отношении силовой установки известно, что турецкие конструкторы используют турбированный дизельный двигатель мощностью 550 л.с. (отвечает требованиям стандарта Евро 3), который позволяет применять кроме дизельного топлива еще и авиационный керосин F34 и JP8 (топливо ВВС США). Крутящий момент на колеса передает автоматическая коробка переключения передач (6 вперед и 1 назад). Известно, что моторно-трансмиссионное отделение расположено за местами механика-водителя и командира БТР.

Подвеска бронемашины пневматическая с полуавтоматической системой контроля, что позволяет механику-водителю изменять дорожный просвет в диапазоне, который указан выше. Кроме того БТР оснащен центральной системой подкачки колес, которая позволяет изменять давление в шинах размерности 14.00R20.

Известно, что на колесные диски установлены пластиковые ободы, позволяющие БТР выходить из боя даже при пробитии всех колес. Бортовая система электропитания PARS III отвечает требованиям стандартов ВС США MIL STD 1275 и MIL STD 464. По данным китайских специалистов, только для СВ ВС Турции будет выпущено 172 рассмотренных БТР.

Турецкие оружейники предлагают устанавливать не только безэкипажный модуль Battle Axe, но и обитаемую башню Teber 30, в которой размещается автоматическое орудие Mk.44 калибра 30 мм производства американской компании ATK или пушку Super Shot под боеприпасы калибра 40х180 мм. В обоих вариантах боекомплект включает 300 выстрелов, при этом максимальная скорострельность обоих орудий достигает 200 выстрелов в минуту.

Необходимо отметить, что специалисты компании FNSS освоили все процессы проектирования и производства бронированных корпусов БМП/БТР, навесных композитных бронелистов, противокумулятивных экранов, взрывостойких противоминных кресел, тканей для противоосколочного подбоя, систем защиты от радиационного, химического и биологического оружия, двухрежимных автоматических систем пожаротушения и систем кондиционирования для БТР, БМП и основных боевых танков.

Следующим примером цельносварного безэкипажного оружейного модуля турецкого производства является Mizrak — продукт известной компании Otokar. Данный модуль предназначен для установки на колесный бронетранспортер (колесная формула 8х8) под обозначением ARMA или для гусеничной БМП Tulpar.

Китайские специалисты указывают, что при размещении на гусеничной бронемашине в модуль может быть установлена пушка Мк. 44 калибра 30 мм. и пулемет калибра 7,62 мм, тогда как для БМП ARMA предусмотрен вариант с автоматической пушкой калибра 25 мм и двумя противотанковыми управляемыми ракетам (ПТУР) большой дальности под обозначением L-UMTAS (с лазерной головной частью наведения) производства компании Roketsan.

По данным китайских обозревателей, в стандартном варианте цельносварной модуль Mizrak также отличается малой снаряженной массой – всего 2870 кг, и соответственно низким уровнем бронезащиты – класс «2» по стандарту STANAG 4569. Как и в случае с «Battle Axe» вопрос с защитой модуля может быть решен за счет установки дополнительных бронелистов.

Вероятно, на БМП ARMA может быть установлен необитаемый модуль под обозначением UCOK с пушками калибров 25, 40 или 105 мм. Кроме того, система стабилизации позволит размещать в качестве второстепенного вооружения пулеметы калибра 7,62 или 12,7 мм, а также гранатометы калибра 35 или 40 мм. Наведение обеспечивают телевизионный дневной прицел, тепловизионный прицел и лазерный дальномер.

По информации издания «Танки и бронемашины» специалисты другой известной турецкой оборонно-промышленной компании Aselsan предлагают новый необитаемый боевой модуль под обозначением Nefer, в который можно установить  автоматические пушки калибра 25 мм – Мк.242 или КВА; калибра 30 мм – Мк.44 или 2А42. В качестве спаренного пулемета могут быть применены бельгийский MAG58 (пр-во компании FN Herstal), американский М240 или российский ПКТ. Уровень бронезащиты Nefer также отвечает требованиям стандарта ВС стран-членов НАТО STANAG 4569 по классу «2».

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов, что продукция основных предприятий ОПК Турции по своим возможностям уступает разработкам специалистов:

– российского «Уралвагонзавода» (модуль «Байкал» с пушкой калибра 57 мм);

– бельгийской компании CMI Defense — выпускает широчайшую линейку необитаемых башен серии Cockerill 3000;

– французской компании Nexter Systems — спроектировали башню Т40М с орудием калибра 40 мм (от компании CTAI) и пулеметом М2НВ (калибр 12,7 мм), установленным в дистанционном управляемом модуле FLW-2000 (пр-во компании «Krauss-Maffei Wegmann»).

В этой связи представляется возможным отметить, что турецкие специалисты располагают устойчивыми контактами с бельгийской CMI Defense и вполне вероятно, что в ближайшее время вниманию широкого круга специалистов будут представлены необитаемые модули с более мощным вооружением и повышенным уровнем защиты. Для сравнения необходимо указать, что  продукция российского, бельгийского и французского производства даже в стандартном исполнении обладает бронированием, соответствующим требованиям STANAG 4569 по классу «3».

52.24MB | MySQL:103 | 0,473sec