Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 24

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха — раздела «Внешняя политика» и отношений Турецкой Республики с Российской Федерацией, в частности, по поставке систем ПВО С-400. Заявления по которой, сделанные президентами России и Турции, вызвали самую негативную реакцию со стороны США. Последние хоть, скрепя сердце, и признают суверенное право Турции на покупку потребных стране вооружений, но, при каждом удобном случае, подчеркивают факт несовместимости С-400 с системами, состоящими на вооружении в странах НАТО.

Следующий за С-400 раздел, имеет для Турции особое значение. Ибо, озаглавлен он коротко и ёмко — «Туризм». Как справедливо указывает Альманах, ежегодно южное побережье Турции посещают «миллионы» туристов из России, внося серьезный вклад в развитие турецкой экономики. Результатом «самолетного кризиса» и введенных со стороны России санкций стало снижение туристического потока с 3 млн человек до 500 тысяч в 2016 году. Согласно данным за 9 месяцев 2017 года, число российских туристов превысило 4 млн человек, вернувшись на прежний уровень (и добавим от себя, заметно прибавив, благодаря жесткому демпингу турецких отельеров – В.К.).

Вслед за туризмом, Альманах открывает раздел «Энергетика» словами о том, что, в силу богатства своей ресурсной базы, Россия служит источником энергии не только для Турции, но и для большинства стран Европы. С точки зрения самой Турции, как пишут авторы документа, Россия переросла статус просто поставщика и стала стратегическим партнёром (верно вероятно и обратное, то есть с точки зрения России – В.К.).

Тот факт, что государственная корпорация «Росатом» взяла на себя строительство первой турецкой атомной электростанции «Аккую», добавил новое измерение в двусторонние отношения. Проект, приостановленный в 2016 году, после нормализации отношений получил новое ускорение. Стремясь ускорить реализацию проекта с целью завершить его реализацию к 2023 году (столетие Турецкой Республики), сторонами в 2017 году были предприняты важные шаги. В частности, необходимые разрешения были выданы со стороны Турецкого агентства по атомной энергии. Строительство планируется начать в 2018 году. Аналогичным образом, положенный «на полку» ввиду «самолетного кризиса» проект «Турецкий поток» вновь вернулся к жизни. В ушедшем году по проекту был утвержден так называемый «Отчет о влиянии на окружающую среду», что позволяет говорить о том, что первый газ по «Турецкому потоку» поступит в Европу уже в 2019 году.

От себя прокомментируем:

Не вызывает сомнений то, что шунтирование «Турецким потоком» Украинской газотранспортной системы является для российской энергетической политики одним из важнейших приоритетов, на реализацию которого к 2019 году брошены значительные силы.

Что же до проекта «Аккую», то следует сразу забыть про его реализацию к 2023 году. К указанному сроку, чисто теоретически, возможна организация лишь некоего шоу с демонстрацией здания станции и нажатием на какую-нибудь кнопку. Почему чисто теоретически? – Да потому, что а) за 6 лет атомные станции не строятся, б) в качестве инвестпроекта атомные станции в мире до сих пор не строились и банально не хватает не только кадров, но и соответствующего опыта, в) в российском бюджете денег нет, а точнее есть, но лишь на 51% заявленной стоимости проекта. Остальные 49% предполагалось, что будут выкуплены турецкой стороной (о чем есть прямое указание в межправительственном соглашении). Даже был сформирован консорциум турецких строительных компаний с этой целью и широко растиражирована новость о «достижении договоренности». В поддержку ему был создан и Фонд национального благосостояния Турции. Однако, сделка пока так и не состоялась, что сохраняет полное бремя финансовой нагрузки на российской стороне.

Заключая раздел, посвященный турецко-российским отношениям, Альманах оценивает ушедший год, в целом, положительно, как год, когда не только были преодолены последствия кризиса, но и открыты новые сферы сотрудничества между двумя странами. Удалось решить вопросы в сфере торговли и туризма, «на основе взаимного доверия» (справедливости ради отметим, что визовой вопрос между сторонами сохраняется без перспектив решения; впрочем, о снятии последних торговых ограничений объявлено как раз в день, когда пишется эта статья – В.К.). Вновь обрели динамику проекты «Турецкий поток» и «Аккую». Совершенно особую атмосферу обрели отношения между странами в военно-политической сфере, в частности, в плане взаимодействия в Сирии и поставки системы С-400. И как пишет Альманах, всё это стало возможным в условиях, возникшей трещины в двусторонних отношениях.

Впрочем, Альманах тут же добавляет «ложку дегтя», говоря, что в ряде сфер стороны продолжают конкурировать между собой. В частности, это утверждение применимо к конфликту на Украине и вопросу принадлежности Крыма, где Турция на стороне первой и поддерживает крымских татар. В Сирии Россия и Турция поддерживают противостоящие друг другу группировки. Как пишут авторы, Россия пыталась было пригласить на Конгресс в Сочи представителей Партии демократический союз, однако, отказалась от этой идеи из-за резкого неприятия с турецкой стороны. Противоположные политики проводят Россия и Турция в вопросе Нагорного Карабаха. В общем, 2017 год стал периодом, когда сторонам удавалось успешно балансировать области своего сотрудничества со сферами своего противостояния. И в этом есть главный итог раздела.

52.24MB | MySQL:103 | 0,559sec