Турция создает боевые роботы

В марте 2018 г. турецкие СМИ сообщили, что турецкая компания AKINSOFT Akın Robotics намерена приступить к созданию боевых человекоподобных роботов. Сообщается, что разработку боевых роботов планируется наладить в провинции Конья на юго-западе Турции. Разработка боевых роботов планируется в рамках усиления военной промышленности Турции. По словам главы компании Озгура Акина (Ozgur Akin), в настоящее время Akın Robotics сосредоточена на разработке человекоподобных роботов, которые смогут применять оружие. Также среди разработок компании — модели четырехколесных и «четвероногих» машин, оснащенных датчиками для ориентировки и сбора информации на местности. «Мы готовы к любым заказам и задачам. Мы будем продолжать производить продукты с использованием передовых технологий, которые могут применяться как в военных, так и в гражданских целях», — заявил Акин. Производство AKINSOFT располагается на предприятии в провинции Конья, функционирующим с 2015 г. Его общая площадь составляет 11 кв. км[i].

Согласно данным СМИ, Турция планирует использовать боевых человекоподобных роботов в рамках борьбы против террора и с их помощью уменьшить свои потери в живой силе в борьбе против террора. Сейчас неизвестны основные характеристики и параметры будущих боевых роботов Турции, поэтому сложно оценить, как они поведут себя, например, в борьбе против РПК (в горах). Турецкие власти хотят уменьшить свои потери в борьбе против РПК, хотят сломить сопротивление РПК с помощью новых технологий, а теперь также с помощью боевых роботов, однако это будет иметь и свою отрицательную сторону. Напомним, что в последние годы Турция начала активно использовать БПЛА в борьбе против РПК, и в итоге РПК также начала использовать БПЛА против сил безопасности Турции. Постепенно растет число турецких БПЛА, принятых на вооружение ВС Турции. Помимо 14 ударных БПЛА, на вооружение турецкой армии в 2018 г. поступят 140 мини-беспилотников, применяемых для разведки и при проведении антитеррористических операций. Кроме того, силы безопасности Турции получат 61 мобильный робот для разминирования. В рамках усиления оборонной промышленности Турция намерена создать беспилотные истребители, однако этот проект находится на стадии разработки.

Мы не исключаем, что в будущем РПК может захватить боевых роботов и использовать их против Турции.

Напомним, что 13 февраля 2018 г. СМИ сообщили, что турецкие инженеры разработали «рыбу-робота», созданную при поддержке Организации по научным и технологическим исследованиям Турции (TUBİTAK) в технологическом университете Fırat. На разработку «рыбы-робота» потрачено 360 тысяч лир. Этот робот может вести наблюдения под водой и по внешнему виду не отличается от настоящей рыбы. Инженеры технологического университета Fırat разработали в общей сложности 7 прототипов «рыб-роботов», которые могут вести наблюдения под водой. «Рыба-робот» создана с помощью 3D-технологий на основе моделирования нервной системы и внешнего вида тунца. По словам доктора наук, доцента Гонки Озмен Коки, благодаря специальным датчикам, робот может передавать информацию об окружающей среде, местоположении и свойствах объектов — таких как скорость, ускорение, глубина и температура. Подобные аппараты могут использоваться для подводного наблюдения, разведки и военных целей[ii].

Мы не исключаем, что турецкие военные будут использовать «рыбу-робота» не только в морях (Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное), но и в внутренних водах Турции. В частности, в одной из наших предыдущих статей мы писали о том, что Турция ведет также водную войну против РПК, что Турция строит «плотины безопасности», в том числе и плотина «Ылысу», которые должны оставить под водой те дороги, по которым боевики РПК проникают из Ирака в Турцию, нарушить логистическую поддержку, оставить под водой те пещеры и тайники, где скрываются боевики РПК и их оружие. Все это должно обеспечить «водную победу» Турции над РПК[iii]. Учитывая все это, турецкие военные наверняка будут использовать «рыбу-робота» и в этих водах, чтобы следить за движением боевиков РПК. Более того, в теории эти роботы также могут водным путем проникнуть в соседние страны (например, в Сирию или в Ирак) и осуществить разведку.

Отметим, что с 2011 г. в Турции в рамках усиления своей оборонной промышленности налажено производство мобильных форпостов, хорошо зарекомендовавших себя в борьбе против боевиков РПК. А в феврале 2018 г. Управление оборонной промышленности (SSM) Турции объявило конкурс по созданию такой системы, которая должна обнаружить ловушки РПК (EMI/GPR Sensörü Entegre EYP Tespit Robotu Tedariki Projesi). Официальный крайний срок подачи заявок для проекта — 5 апреля[iv]. Хотя подробности проекта неизвестны, однако по всей вероятности, речь идет о том, что боевики РПК часто минируют автодороги и железные дороги, на которых подрываются турецкие военные колонны и поезда.

Итак, в будущем в Турции запланирована разработка новых видов роботов, которые будут играть немалую роль в военных операциях. Эти роботы будут использовать не только в борьбе против РПК, но и в других военных операциях, как например, «Оливковая ветвь». Кстати, в ходе операции «Оливковая ветвь» в районе Африна (Сирия) турецкая армия уже применяет наземные боевые беспилотные средства. По словам представителя SSM Турции Исмаила Демира на вооружение ВС Турции поступят более 20 наземных беспилотников, которые будут использоваться в ходе операции «Оливковая ветвь». На первом этапе на вооружение турецкой армии поступит дистанционно управляемая наземная гусеничная роботизированная платформа UKAP, разработанная инженерами турецкой компании Katmerciler. Она впервые была представлена на международной выставке оборонной промышленности IDEF-2017. Оснащенный боевым модулем с дистанционным управлением SARP производства турецкой Aselsan, боевой робот может вести стрельбу в движении в дневное и ночное время и автоматически следить за целью.
UKAP была разработана в качестве универсальной беспилотной платформы для выполнения разнообразных задач: от огневой поддержки пехотных штурмовых отрядов, доставки боеприпасов, воды или медикаментов на передовую вплоть до эвакуации раненых с поля боя[v].

ХХI век считается «веком геополитики робототехники» и «эрой роботизированной военной революции», а БПЛА — летающие роботы считаются первыми признаками (лидерами) «роботизированной военной революции». Еще в 2009 г. известный американский военный философ, политолог Питер Сингер выразил мнение, что 5000-летняя гегемония людей во время войн подошла к концу, и что скоро участвовать в военных конфликтах будут десятки тысяч роботов — и это не говоря уже о тех десятках тысяч современных роботов-прототипов, которые завтра станут полноценными солдатами. Сейчас США лидирует в сфере военной робототехники[vi]. Естественно, что Турция не хочет отставать в сфере военной робототехники и в будущем «роботизированная военная революция» может произойти и в ВС Турции, что по мнению турецкого колумниста Метина Гюрджана может даже отменить обязательную военную службу в Турции.

[i] ‘TSK için robot asker üretebiliriz’, Haber7, 06.03.2018.

[ii] Fırat Üniversitesi Akıllı Robot Balık Üretti, Deniz Haber TV, 13.02.2018.

[iii] Габриелян Айк, Водная война Турции против РПК, Институт Ближнего Востока, 04.08.2017.

[iv] PKK’nın tuzaklarını bozacak! Dev proje ilan edildi, Haber7, 09.02.2018.

[v] SSM, insansız kara aracının ilk görüntülerini paylaştı, TRT Haber, 23.02.2018.

[vi] Metin Gürcan, Robot çağı jeopolitiği ve robotik askeri devrim, Т24, 01.10.2017.

52.18MB | MySQL:103 | 0,475sec