ЕС напоминает о том, что не признает Восточный Иерусалим территорией Израиля

В минувшую среду пленарное заседание Кнессета утвердило во втором и в третьем чтении проект, выдвинутого правительством закона, который был объединен с аналогичным законопроектом, поданным ранее депутатом Кнессета Амиром Оханой (Ликуд). Этот новый закон предоставляет министру внутренних дел право лишать статуса постоянного жителя Израиля обладающего им человека, который был признан судом виновным в террористической деятельности или в шпионаже против Государства Израиль. Согласно принятому Кнессетом закону, такое распоряжение министра внутренних дел можно будет опротестовать, подав административный иск в суд по административным делам.

За данный законопроект проголосовали 48 депутатов Кнессета, против – 18, воздержались 6. Остальные 48 депутатов Кнессета просто не присутствовали на этом голосовании. Столь большое число отсутствовавших при голосовании на пленарном заседании Кнессета депутатов косвенным образом свидетельствует о том, что право-религиозная коалиция была абсолютно уверена в том, что данный правительственный закон будет принят, получив поддержку части депутатов от оппозиции. Активным образом против него выступили лишь депутаты от открыто антисионистского блока Объединенный арабский список, в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, а также радикально левая партия МЕРЕЦ, имеющие суммарно всего 19 мандатов, то есть располагающие поддержкой менее 10 % от общего числа всех депутатов Кнессета. Пассивность депутатов от крупнейшего левого парламентского блока «Сионистский лагерь», возглавляемого Ави Габаем, и от оппозиционной центристской партии «Еш атид», возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом, в данном случае объясняется тем, что в условиях общего поправения настояний израильских избирателей они не хотели рисковать оттолкнуть от себя часть своего электората сопротивлением принятию упомянутого закона, которое могло бы быть практически наверняка истолковано на уровне бытового сознания условного «среднего израильтянина» в качестве косвенного пособничества террору. Тем более, что такое сопротивления при нынешнем раскладе сил в Кнессете было бы безнадежным, то есть имело бы сугубо декларативный характер.

«Европейская служба внешних связей» (Министерство иностранных дел Европейского Союза) почти незамедлительно отреагировала на принятие Кнессетом этого закона. В пятницу было обнародовано официально заявление Службы внешних связей ЕС, в котором в частности было сказано: «Европейский союз осуждает террор во всех его формах. Вместе с тем, новый закон может поставить под угрозу статус постоянного жительства палестинцев в Восточном Иерусалиме, населения, защищаемого международным гуманитарным законом, даже более, чем сейчас».  Помимо этого, в заявлении было специально подчеркнуто, что в целом принятие законов такого рода «удаляет шансы на достижение мира на основе принципа двух государств для двух народов».

В этой связи представляется необходимым пояснить, что в тексте израильского закона не идет речи об арабах, о палестинцах или о жителях Иерусалима. Речь идет именно о «постоянных жителях Израиля», вне зависимости от места жительства, вероисповедания и этнической принадлежности. Статус постоянного жителя Израиля, дающий своему обладателю практически все права, кроме права принимать участие в выборах в Кнессет, имеют не только иерусалимские арабы (лишь порядка 10% из них имеют на сегодняшний день полноценный статус израильских граждан), но и подавляющее большинство жителей четырех друзских сел, расположенных на севере Голанских высот, а также тысяч евреев и лиц других национальностей, имеющих гражданство государств, не допускающих двойного гражданства, и потому предпочитающих ограничиваться в Израиле статусом «постоянного жителя».

Тем не менее, всем ясно, о каких именно «постоянных жителях Израиля» идет речь. Ни друзы Голанских высот, ни тем более иностранные граждане еврейской национальности, проживающие на территории Израиля, не привлекли к себе внимания израильских законодателей террористической активностью. Среди иерусалимских арабов террористов, как известно, было немало. Тем не менее, демонстрируемая ЕС обеспокоенность тем, что лишение арабских террористов статуса постоянных жителей Израиля может каким-то образом повлиять на демографическую ситуацию в Иерусалиме, не выдерживает никакой критики. Лица, причастные к террористической активности, не составляют сколько-нибудь заметного процента от общей численности иерусалимских арабов (согласно официальным данным 2015 года, арабы-мусульмане составляют 35,9 % от населения Иерусалима, в 865,7 тысяч человек). Даже если всех, причастных к террористической активности и шпионажу арабов лишат статуса постоянных жителей Израиля, это не повлияет сколько-нибудь заметным образом на этнический и конфессиональный состав населения израильской столицы. Новый закон имеет своей целью борьбу с террором, а отнюдь не этническую чистку.

Представляется, что основной целью, преследовавшей ЕС при обнародовании процитированного выше заявления было стремление продемонстрировать, что с точки зрения ЕС статус Иерусалима по-прежнему не урегулировал и что официальное признание Соединенными Штатами этого города в качестве столицы Государства Израиль с точки зрения ЕС ничего не меняет. Не случайно, в Службе внешних связей ЕС сочли нужным подчеркнуть не только то, что европейцы будут следить за тем, как будет реализоваться и применяться этот израильский закон, но и необходимым напомнить, что, «в соответствии с международным законом Европейский союз не признает суверенитета Израиля над территориями, которые оккупированы им с июня 1967 года, включая Восточный Иерусалим, и не рассматривает их в качестве части территории Государства Израиль, вне зависимости от их статуса в соответствии с израильскими законами».

Уместно напомнить, что расхождение между «международным законом», на который ссылается для оправдания своей позиции ЕС, и израильским законом имеется на только в случае Восточного Иерусалима, на который Израиль распространил свой суверенитет сразу же после Шестидневной войны 1967 года, но и на Голанские высоты, на которые израильский суверенитет был распространен в 1981 году. Ни в первом, ни во втором случае позиция ЕС не сможет изменить позицию Израиля. Гораздо более существенным в данном контексте представляется то, что упомянутая декларация Европейской службы по внешним связям не оставляет ни малейших шансов на то, что ЕС сможет в той или иной степени играть роль посредника в попытка возобновления мирных переговоров между Израилем и Палестинской национальной администрацией.

52.22MB | MySQL:103 | 0,449sec