Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 27

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха — раздела «Внешняя политика» и, в частности, турецко-сирийских отношений. Напомним, что закончили мы на шестой по счету встрече, состоявшейся в Астане в период с 13 по 14 сентября, на которой тремя сторонами – Россией, Турцией и Ираном – было принято решение об отправке по 500 наблюдателей в регион Идлиба.

Как продолжает Альманах, 8 октября Вооруженными силами Турции в Идлибе была начата разведывательная деятельность. Задачей этой деятельности было обеспечение режима прекращения огня, который действовал с 30 декабря 2016 года под гарантии стран-участниц астанинского процесса. Турецкие вооруженные силы стали частью так называемых «Сил по контролю за снижением напряженности».

При этом Альманах указывает, что Министерство иностранных дел Сирии резко осудило турецкую операцию в Идлибе, напрямую потребовав осуществить немедленный вывод войск. Турция, в свою очередь, отстаивала свою позицию, заявляя, что её действия лежат, целиком и полностью, в русле достигнутых в Астане договоренностей.

14 октября «ответвление» террористической организации Рабочая партия Курдистана – Партия демократический союз (ПДС) / Силы народной самообороны (СНС) – при массированной воздушной поддержке со стороны США объявили о взятии Ракки (операция была начата 6 июня – В.К.). Однако, как видно из фотографий и документов, опубликованных в СМИ, ПДС / СНС, на самом деле, достигли тайных договоренностей с «Исламским государством» (ИГ, здесь и далее террористическая организация запрещенная в РФ – В.К.) и обеспечили эвакуацию их боевиков. Таким образом, Ракка была, на самом деле, не взята, а именно что оставлена со стороны ИГ. При этом, Альманах тут же говорит о том, что в результате массированной бомбардировки Ракки американцами было уничтожено около 90% города и 400 тыс. человек стали вынужденными беженцами. Кроме того, как указывает документ, около 1,8 тыс. гражданских лиц погибло и ещё десятки тысяч были ранены.

Незамедлительно после взятия Ракки, ПДС/СНС вывесили на центральной площади портрет Абдуллы Оджалана. Тем самым, они в очередной раз продемонстрировали всем, включая США, отстаивающим тезис о том, что РПК – это одно, а ПДС/СНС – другое, что эти структуры – есть одно и то же. Впрочем, Пентагон тут же официально осудил вывешивание упомянутого выше постера.

23 октября организация РПК/ПДС завершила начатую 9 сентября операцию в Дейр-эз-Зоре и захватила крупнейшее в Сирии нефтяное месторождение Эль-Омер, до тех пор находящееся в руках ИГ. Объемы добычи на нем, в мирный период, составляли 9 тыс. баррелей в день и теперь доходы от её продажи попали в руки террористической ( с турецкой точки зрения — В.К.) организации. Как указывает Альманах, за те три года, что месторождение контролировалось ИГ, оно обеспечило террористам «миллиарды долларов дохода». Невзирая на то, что нынешняя ситуация на месторождении достоверно не известна, «Силы демократической Сирии» (СДС) объявили о том, что оно было занято без нанесения большого ущерба.

27 октября 2017 года ООН объявили о то, что химическая атака, совершенная 4 апреля в деревне Хан-Шейхун в Идлибе, в результате которой 87 человек погибло, была осуществлена со стороны сирийской армии.

На следующий день, 28 октября, в Турцию с визитом прибыл президент России В.Путин. На совместной пресс-конференции президент Р.Т.Эрдоган заявил о том, что у него с его российским коллегой – единство мнений в отношении территориальной целостности Ирака и Сирии.

Следующий раздел Альманаха озаглавлен как «Встреча (на высшем уровне) в Сочи». Напомним, что она состоялась с участием лидеров России, Турции и Ирана 11 ноября. По итогам встречи, на повестке дня которой «стояло будущее Сирии», как указывает документ, президентами Эрдоганом, Путиным и Роухани были сделаны важные заявления.

Далее Альманах цитирует слова турецкого президента: «Мы решили, что Конгресс сирийского национального диалога будет работать на этих принципах. Сегодняшняя пресс-конференция – лишь первый шаг, который отражает наше сотрудничество. Никто не может от нас ожидать того, что мы будем под одной крышей с террористической организацией. Если мы выражаем приверженность территориальной целостности Сирии, мы не можем рассматривать в качестве легального игрока террористическую организацию».

В свою очередь, по словам Альманаха, ответ В.Путина звучал следующим образом: «Обеспечение участия этнических и религиозных групп, обеспечит обсуждение на этой встрече общих вопросов, связанных с Сирией. Будет также обсуждаться Женевский процесс».

На встрече в Сочи, как указывает документ, были предприняты конкретные шаги, в рамках воли сторон, проявленной в Астане. Среди них – формирование «Конгресса национального диалога», организация справедливых и прозрачных выборов, на которых сирийцы определят будущее своей страны, всеобъемлющий режим прекращения огня и обеспечение стабильности в зонах деэскалации. Как подчеркивают авторы документа, это – важные шаги в рамках последующего процесса (возвращения Сирии к нормальной жизни – В.К.).

62.84MB | MySQL:102 | 0,472sec