Обострение гуманитарной ситуации в сирийском Африне: март 2018 г.

По состоянию на начало марта 2018 года, гуманитарная ситуация в курдском анклаве Африн кардинально ухудшилась в свете стратегических перемен на военном фронте. Наступивший в турецкой военной кампании ожидаемый перелом, поставил под угрозу полного окружения Африна и его столицы турецкими войсками и союзными им вооруженными группировками. Это в конечном счете привело к тому, что гуманитарное положение гражданского населения этого анклава становится критическим.

Наглядным свидетельством тому является старт процесса массового вынужденного переселения лиц в поисках защиты из Африна в Алеппо и другие регионы, которые контролируются сирийским правительством. Алармистские высказывания со стороны представителей ООН также убедительное тому подтверждение. В частности, региональный гуманитарный координатор ООН Панос Момтзис в своем заявлении от 4 марта с.г. выразил обеспокоенность в связи с поступающими по каналам ООН «тревожными сообщениями» о гибели и ранении гражданских лиц в зоне конфликта в результате военной операции Турции против курдских формирований в Африне. По данным ООН, общее число внутренне перемещенных лиц в анклаве Африн составляет несколько десятков тысяч человек, при этом около 5 тысяч человек смогли мигрировать в город Алеппо и прилегающие к нему сельские поселения. При этом однако, большая часть внутренне перемещенных лиц до сих пор не смогла покинуть зону конфликта, поскольку этому препятствуют курдские вооруженные формирования, контролирующие оставшуюся территорию и основные пункты выхода, видимо, во избежание паники. При этом, на военном фронте дела для курдов идут все хуже и хуже, а кольцо окружения неуклонно сжимается, что фактически сокращает до минимума возможность безопасной эвакуации остающихся в Африне гражданских лиц.

В случае полной блокады Африна, считают международные эксперты, гуманитарная ситуация в этом регионе может обернуться настоящей катастрофой. В первую очередь, для одноименной столицы этого анклава, в которой по данным гуманитарных организаций проживает около 1 млн человек. Особенно с учетом минимального на сегодня фактического гуманитарного доступа ООН к Африну, в первую очередь в силу отсутствия необходимых условий безопасности персонала гуманитарных миссий. Нужно отметить, что Анкара официально декларирует мишенью военной операции «Оливковая ветвь» только курдские «террористические формирования»,  обещая при этом обеспечить все необходимые условия для защиты и гуманитарного содействия гражданскому населению анклава, вплоть до оказания гуманитарной помощи. По данным официальной Анкары, c момента начала военной операции в Африне было ликвидировано 2660 т.н. «террористов», при этом жертвы среди гражданского населения были сведены к минимуму. В этом контексте, турецкое руководство в своих недавних заявлениях в начале марта с.г. неизменно подчеркивало, что реализация военной операции в Африне идет поэтапно и медленно, чтобы предотвратить гибель гражданского населения. Несмотря на возможность захвата столицы региона за несколько дней, турецкое командование предпочитает действовать планомерно. Тем не менее, по данным различных организаций гуманитарного профиля, жертвы среди мирного населения имеются, и они не маленькие. Так, по данным базирующейся в Лондоне Сирийской обсерватории по правам человека, число погибших среди гражданского населения по состоянию на 9 марта составило 199 человек. Обсерватория выступила с призывом к ООН открыть гуманитарный коридор из Африна для вывода гражданского населения.

Как представляется, военно-политическая развязка в Африне наступит скорo: по состоянию на 12 марта, турецкие вооруженные силы находятся в десяти километрах от столицы и захватят город в течение нескольких дней. Соответственно, гуманитарная ситуация также будет развиваться весьма стремительно, и возможностей для удерживания силой гражданского населения Африна курдскими вооруженными силами остается все меньше. Сценариев может быть несколько, однако любой из них неминуемо приведет к заметной деградации гуманитарной ситуации. Рассмотрим их отдельно. Первый сценарий, наиболее оптимистичный – возможность открытия гуманитарного коридора для безопасной эвакуации гражданского населения. Здесь может быть несколько опций. Например, создание гуманитарного коридора под эгидой и под контролем Турции — с вероятным выходом в сторону контролируемых протурецкими вооруженными группировками территорий Сирии или даже в сторону самой Турции. Другой вариант – инициирование гуманитарных коридоров под эгидой ООН, которая берет на себя полную ответственность за вывод гражданского населения по одному или нескольким альтернативным маршрутам. Еще одна возможная опция – двусторонняя договоренность между Турцией и сирийским правительством об открытии гуманитарного коридора из Африна в Алеппо. В любом случае, чтобы максимально безболезненно и мирно реализовать любой из вариантов по созданию гуманитарного коридора – необходима договоренность с курдскими вооруженными группировками, которые пока не готовы пойти на такой шаг и всеми средствами стремятся удержать гражданское население в Африне как залог легитимности вооруженного сопротивления против Турции и ее сателлитов, как источник пополнения вооруженных сил (хотя большая часть гражданского населения – женщины и дети), а также в качестве психологической поддержки. Второй сценарий – более кровопролитный – использование гражданского населения в качестве «живого щита», в целях предотвращения дальнейшего продвижения турецких вооруженных сил на столицу Африна и сохранения сегодняшнего статус-кво в вооруженном противостоянии. Этот сценарий в полной мере устроил бы курдские вооруженные группировки и уже начал по сути реализовываться при поддержке местных муниципальных советов, которые призывают мирное гражданское население выходить на улицы в виде живого щита. Также эту волну активно поддерживают различные международные правозащитные и гуманитарные организации. В случае если такие протесты приобретут массовый характер, и гражданское население действительно сможет организовать протестное движение против военных действий, продвижение турецких войск на Африн может быть приостановлено. Если к тому же тема будет вынесена на обсуждение в Совет Безопасности ООН, шансов на приостановку военной кампании у курдов будет больше. Сейчас такой сценарий активно лоббируется курдскими организациями в Африне, в том числе с призывами к Совету Безопасности ООН о создании бесполетной зоны над анклавом, однако реальной поддержки среди влиятельных государств-членов Организации, в первую очередь США, пока не находит. Более того, в последние дни наблюдается активизации воздушных ударов турецких ВВС по позициям в городе Африн, в результате чего прекращена подача водоснабжения в город и отключен интернет.

В любом случае, c учетом нынешней тенденции военной кампании и близости военного поражения курдов в Африне, следует в самые ближайшие дни ожидать дальнейшего кардинального ухудшения гуманитарного положения оказавшихся фактически в заложниках мирных жителей Африна. А это означает, что  неизбежна активизация поиска наиболее оптимального для всех сторон конфликта сценария урегулирования растущих гуманитарных проблем населения этого региона.

62.83MB | MySQL:102 | 0,603sec