О финансировании программ для палестинских беженцев в Иордании и Ливане

С начала текущего года в контексте трансформации американского внешнеполитического курса программы содействия палестинским беженцам в регионе испытывают серьезный бюджетный дефицит.

На протяжении многих лет официальная гуманитарная помощь палестинским беженцам в регионе направлялась по линии созданного в 1949 году Ближневосточного агентства для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), значительную часть донорского финансирования которому предоставлял до недавнего времени Вашингтон. В совокупности, БАПОР обеспечивает гуманитарной помощью 5.3 млн беженцев, преимущественно в Иордании и Ливане, а также Сирии. Основные формы содействия – образовательные программы (1 млн школьников), медицинская и продовольственная помощь, включая специальные программы для кормящих матерей и беременных женщин.

16 января 2018 г. США как ведущий донор по линии БАПОР объявили о сокращении своего запланированного в этом месяце добровольного взноса со 125 млн долларов США до 65 млн долларов США. Ожидается, что тренд продолжится и совокупный бюджетный дефицит БАПОР в 2018 году составит 446 млн долларов США.

Львиная доля этого бюджета предназначена для палестинских беженцев в Иордании. Соответственно, в наибольшей степени это ударит именно по палестинскому сообществу в Иордании, где на сегодня официально зарегистрировано 2.2 млн палестинских беженцев, из которых 370 тысяч базируются в 10 официальных лагерях, а остальные интегрированы в местные общины. Кроме того, c начала сирийского конфликта в Иорданию перебралось оттуда дополнительно 10 тысяч палестинских беженцев. За эти десятилетия на территории Иордании была создана целая инфраструктура социальных объектов для палестинских беженцев, которая помимо 10 лагерей включает 171 школу (120 тысяч учащихся), факультет науки и искусства, различные центры обучения, детские медицинские центры, структуры для реабилитации и лечения, 14 специализированных женских центров и пр.

Вторая по значимости гуманитарная операция для палестинских беженцев осуществляется по линии БАПОР в Ливане. В этой стране официально зарегистрировано 450 тысяч палестинских беженцев (10% населения страны), значительная часть которых проживает в 12 официальных лагерях для беженцев. Палестинские беженцы в Ливане серьезно ограничены в правах, например они не могут получить официальное разрешение на работу по 20 ведущим специальностям, чтобы не создавать конкуренцию местному населению. В Ливане доля палестинских беженцев, живущих за чертой бедности, наиболее высокая по региону. Условия содержания в палестинских лагерях в Ливане также наихудшие – бедность, перенаселенность, неудовлетворительные жилищные условия и отсутствие базовых услуг и инфраструктуры. В целом, за длительный период деятельности БАПОР в Ливане, как и в Иордании, была создана разветвленная инфраструктура, включающая помимо самих лагерей для беженцев 69 школьных объектов (33 тысячи учащихся), 27 медицинских центров первой помощи, специальные реабилитационные и обучающие центры, а также специализированные программы для женщин.

Таким образом, c учетом возрастающей с начала года неопределенности относительно перспектив финансирования ключевых программ для палестинских беженцев, страны региона совместно с заинтересованными донорами стали предпринимать активные усилия на фронте мобилизации ресурсов. Основная ставка делается на то, что страны Евросоюза в координации с богатыми государствами региона (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ) и международными финансовыми институтами смогут компенсировать ожидаемые урон от сокращения американской финансовой помощи. Насколько такая ставка оправдается, покажут ближайшие месяцы.

Самой первой проверкой на прочность стала созванная 15 марта с.г. Швецией, Иорданией и Египтом внеочередная министерская конференция БАПОР в Риме на площадке Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО). Шведы как cо-организатор и четвертый по значимости донор БАПОР (по итогам 2017 года) не готовы и далее нести основную ношу и наращивать свой вклад, а потому сильно заинтересованы в привлечении новых доноров, чтобы сбалансировать сокращение донорского взноса США. Другой со-организатор, Иордания – как главный реципиент и принимающая палестинских беженцев страна – прилагает все усилия, чтобы реабилитировать статус БАПОР и политическую значимость организации, заодно привлечь столь необходимые финансовые ресурсы. Египет зарабатывает важные политические очки и подтверждает вновь свою лидирующую роль в регионе.

Министерскую конференцию посетили делегации 90 стран, а открывал ее генеральный секретарь ООН, что говорит о политической значимости этого сюжета. Генеральный секретарь назвал конференцию беспрецедентной в плане мобилизации единогласной политической поддержки работе БАПОР, но впереди долгий путь для ретрансляции этой поддержки в конкретные финансовые ресурсы.

Важным политическим сигналом стало и участие в конференции Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам Ф.Могерини, что говорит о серьезности намерений Евросоюза в отношении программ помощи палестинским беженцам. Кроме того, Кувейт, Саудовская Аравия и Катар приняли участие на уровне заместителей министров иностранных дел, что является также важным политическим сигналом. Донорскую конференцию также посетил генеральный секретарь Лиги арабских государств. Задекларированная задача этой донорской конференции – мобилизовать политическую и финансовую поддержку для устойчивого продолжения программ содействия по линии БАПОР. Сенсационных заявлений о новых донорских взносах с трибуны не прозвучало, и все чувствительные нюансы предсказуемо решались за кулисами. Однако, конкретные идеи все же обсуждались и результаты были достигнуты. По итогам донорской конференции глава БАПОР заявил, что в ходе конференции удалось мобилизовать дополнительно 100 млн долларов новых донорских взносов. Недостаточно, для покрытия дефицита, но все же первый важный шаг и уверенность, что до конца года все недостающие средства будут найдены.

В частности, речь идет о привлечении инновационных механизмов финансирования по линии Исламского банка развития, Всемирного банка и частного сектора чтобы отчасти компенсировать бюджетный дефицит БАПОР в размере 450 млн долларов. По заявлению генерального секретаря ООН в преддверии донорской конференции, если необходимая сумма в текущем не будет изыскана, это затронет более 1.7 млн палестинских беженцев, нуждающихся в чрезвычайной гуманитарной помощи. Также возникнет угроза закрытия нескольких сотен школ для палестинских беженцев в странах региона.

Думается, по итогам римской донорской конференции участникам все же удалось достичь политического консенсуса о необходимости сопряжения усилий и коллективной ответственности всех главных игроков и доноров для недопущения резкого ухудшения ситуации с палестинскими беженцами. Очевидно, что Ливан и Иордания не в состоянии самостоятельно справиться с текущими проблемами, и нужно задействовать все возможные альтернативные источники финансирования для продолжения в полном объеме всех действующих и запланированных на этот год программ БАПОР для палестинских беженцев. Таким образом, все ожидаемые политические заявления и обязательства озвучены. Последует ли за этим реальное выделение новых финансовых ресурсов, причем в оперативные сроки, чтобы избежать свертывания важных социальных программ помощи, покажут ближайшие месяцы.

52.23MB | MySQL:103 | 0,519sec