Израильские оценки итогов президентских выборов в России и перспективы двустороннего сотрудничества

Завершается процесс подведения окончательных итогов выборов президента России, и если исход голосования сюрпризов уже не сулит, то пути развития страны в ближайшие 6 лет сегодня для многих представляют собой вопрос дискуссионный. Ближний Восток для внешнеполитической линии Кремля является сферой особых интересов, а влияние там  неизменно определяется особенностями взаимоотношений с местными лидерами, включая руководство Израиля. В этой связи представляет интерес то, какими могут быть в ближайшее время отношения между государствами, а также каковы оценки российского выбора в глазах государства-партнера.

Прежде всего, необходимо отметить, что для израильской прессы, следившей за ходом голосования в России, итог удивительным не оказался. Ранее практически во всех публикациях, затрагивающих российско-израильские контакты или действия Москвы в регионе, фигурировала мысль о том, что В.В.Путин сохранит за собой ключевой пост. Вот и по результатам обработки более 90 % бюллетеней такие известные газеты, как Haaretz и Jerusalem Post с уверенностью написали, что президент России переизбран. Times of Israel сообщила об этом еще накануне выборов, сделав оговорку, что помешать удачному исходу голосования может только низкая явка, способная скомпрометировать легитимность выборов.

Помимо этого издание вспомнило и А.Навального, рассказав, как ему было отказано в возможности выставить свою кандидатуру, а также привело примеры нарушений в ходе голосования, выявленных оппозиционными наблюдателями. Любопытно, но никто из зарегистрированных кандидатов от коммунистов до К.Собчак, интереса израильских политологов и журналистов не вызвал, что еще раз доказывает, что мысли о действительно острой конкурентной борьбе израильские СМИ не допускали. Пожалуй, дальше всех в оценках выборов пошел экс-депутат Кнессета, политический обозреватель Й.Бейлин, на страницах ивритоязычной версии Israel Hayom назвавший В.В.Путина «царем, погубившим российскую демократию» и сравнивший его чуть ли не с северокорейским Ким Чен Ыном.

Однако все это лишь мнение СМИ, в то время как на официальном уровне Израиль еще раз продемонстрировал России свою поддержку, тем самым вновь доказав, что дружба с США и поддержка со стороны Запада значит для ближневосточного государства много, но и ради них Иерусалим не готов отказаться от своих внешнеполитических интересов. Еще в минувший четверг от лица израильского МИДа был опубликован комментарий по поводу инцидента с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери в Солсбери. В нем отмечалось: «Израиль следит за ситуацией, которая произошла в Великобритании со всей серьезностью и решительно осуждает ее. Мы надеемся, что международное сообщество сможет объединить усилия для предотвращения повторения подобных событий в будущем». Главный акцент, который содержится в данном обращении, очевиден и заключается в том, что Израиль не упоминает о причастности к произошедшему России.

Этот факт заметила не только израильская пресса, но и российские дипломаты в Тель-Авиве, опубликовавшие в своем уже традиционном рупоре – фейсбуке ответный комментарий следующего содержания: «Посольство с озабоченностью отмечает попытки правительства Соединенного Королевства при поддержке ряда других иностранных государств и средств массовой информации привлечь Израиль к политической и пропагандистской кампании, которая была развязана Лондоном под ложным предлогом предполагаемой причастности России к отравлению Сергея и Юлии Скрипаль…На этом фоне посольство  выражает признательность за взвешенную позицию Западного Иерусалима, изложенную в заявлении МИДа Израиля от 15 марта 2018 года».

Ранее 10-й канал Израильского телевидения сообщил, что попытка оказать влияние на страну со стороны Лондона действительно была зафиксирована. С просьбой поддержать Великобританию к израильским властям обратился посол страны в Тель-Авиве Д.Кворри, а исходила инициатива чуть ли не лично он премьер-министра Соединенного Королевства Т.Мэй. Своим ответом израильские власти, по сути, попытались угодить «и нашим и вашим». Лондон, да и Вашингтон ждали от Иерусалима факта осуждения инцидента. В итоге они его получили. А то, что в комментарии отсутствовала, пожалуй, самая желанная его часть – критика России, принесло Израилю подтверждение права на Западный Иерусалим в качестве столицы, что в условиях фактического замирания американских попыток мирного урегулирования бартер вполне неплохой.

Еще одним более отдаленным, но и более показательным примером израильской сдержанности при обсуждении острого для Кремля вопроса является реакция Иерусалим на вхождение Крыма в состав России, также создавшая интересный фон для президентских выборов, совпавших с четвертой годовщиной этого исторического для страны события. Тему Крыма и санкций интересным образом вспомнил израильский Центр стратегических исследований Бегин-Садат. В аналитическом материале, опубликованном экспертами Д.Авориным и Ю.Леви также в преддверии выборов, утверждается, что от санкционного давления на Россию проигрывают все, включая Израиль, просто потому, что он, как и все, является частью международных экономических отношений. Следовательно, страдающие от экономического давления союзники США испытывают недовольство, в то время как Россия учится развиваться по-новому, без участия Запада. Появление такой публикации в контексте российско-израильских отношений вызывает особый интерес, поскольку контакты сторон в торгово-экономической сфере, действительно, пострадали, однако, главным фактором здесь оказались все же не санкции, а переориентация на решение региональных политических проблем.

Неизменным элементом уже появившихся предполагаемых оценок российско-израильских отношений в будущем, является Иран и Сирия. Здесь те же авторы склоняются к мнению, что как раз ближневосточные дела и роль России в качестве единственного возможного ограничителя иранских амбиций является залогом нынешней израильской сдержанности. К моменту написания данной статьи Б.Нетаньяху еще не успел поздравить российского лидера с переизбранием, однако такой разговор должен состояться и вполне может оказаться поводом для обсуждения и региональной проблематики.  Мало того, теперь у Москвы уже нет нужды сдерживать внешнюю политику в интересах внутренней, что было важно так или иначе продемонстрировать перед выборами. В результате действия России на Ближнем Востоке могут стать еще более активными, что требует от Израиля достижения более высокого уровня координации связей.

В целом, можно говорить о том, что в отличие от США, где каждый чиновник администрации Д.Трампа как своеобразный винтик отвечает за ту или иную составляющую ближневосточной политики, в России общий курс будет определяться личностью президента, которая по итогам выборов 18 марта осталась неизменной. В этой связи даже анонсированные перестановки после инаугурации, о которых гадает сейчас российская пресса, в существенной степени не затронут российско-израильские отношения. Их основу по-прежнему будет составлять конструктивный диалог в русле попытки найти компромисс, одновременно добившись реализации собственных интересов. Для Иерусалима это, прежде всего, Иран и Сирия, и ради гарантии безопасности от этих угроз израильская сторона явно готова не присоединяться к западной антироссийской пропаганде. Для собственно двусторонних контактов важным элементом должно стать сотрудничество в экономической сфере, однако, сейчас сложно дать прогноз, насколько успешным окажется его развитие в свете приоритетности решения политических проблем региона.

52.24MB | MySQL:103 | 0,604sec