О межвидовых учениях ВМС и ВВС Пакистана

Как сообщают китайские источники, в период с 24 февраля по 6 марта 2018 г. в северной части Аравийского моря прошли межвидовые учения ВМС и ВВС Пакистана под условным обозначением RIBAT-2018. В течение двух недель пакистанские военные отработали широчайший спектр учебно-боевых задач, поскольку были задействованы корабли и суда следующих проектов:

– два сторожевых корабля проекта F-22P;

– два фрегата типа 21;

– ракетные катера проекта «Азамат»;

– дизель-электрическая подводная лодка проекта Augusta 90;

– танкер-заправщик PNS Nasr;

– корабли снабжения  и суда береговой охраны.

Со стороны ВВС и авиационных подразделений ВМС были привлечены следующие образцы авиационной техники:

– истребители JF-17 Block2 и «Мираж 5РА3»

– самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения ZDK-03

В рамках учений пакистанские моряки отработали следующие курсовые задачи:

– поиск и уничтожение подводной лодки условного противника;

– противодействие массированному налету авиации вероятного противника;

– обнаружение и уничтожение надводных кораблей вероятного противника;

– патрулирование водного охраняемого района;

– дозаправка при различных построениях.

По данным китайских источников в качестве субмарины условного противника, поиск которой вели надводные корабли выступила дизель-электрическая подводная лодка Augusta 90, которая прошла модернизацию по проекту турецких специалистов, которые заменили ряд бортовых радиоэлектронных систем и практически не вносили изменений в силовую установку. К настоящему моменту на вооружении ВМС Пакистана находится всего три ДЭПЛ проекта Augusta 90 и две из них ожидают начала модернизации. Известно, что пакистанские военные моряки ожидают принятия на вооружение более современных ДЭПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой проекта S-20P, контракт на поставку которых уже подписан между Исламабадом и Пекином.

Известно, что для поиска подводной лодки и перевозки различных генеральных грузов с кораблей на берег и обратно пакистанские военные использовали  многоцелевые/противолодочные вертолеты SA319 (пр-во французской Aerospatiale) и Sea King Mk.45 (пр-во британской компании Westland). Следует отметить, что перемещение представителей командования ВМС Пакистана обеспечивали палубные вертолеты «Чжи 9» (пр-во КНР) – базирующиеся на сторожевых кораблях проекта F-22P.

Наилучший результат в обнаружении подводной цели продемонстрировали офицеры сторожевых кораблей китайско-пакистанской разработки проекта F-22P «Зульфигар», которые в отличие от устаревших английских фрегатов оснащены более современными подкилевыми и буксируемыми активно-пассивными гидроакустическими станциями.

В отношении ракетных стрельб надводных кораблей известно, что пакистанские военные выполнили пуски дозвуковых противокорабельных ракет С-802А, которые являются основным образцом ракетного вооружения ВМС Пакистана до получения более современных сверхзвуковых ПКР С-302 (являются экспортной версией двухрежимной ПКР «Инцзи-12»).

Представляется возможным сообщить следующие тактико-технические характеристики ПКР С-802А

– длина: 6,392 м;

– диаметр корпуса: 0,36 м;

– размах крыльев: 1,22 м;

– полная стартовая масса: 715 кг;

– масса второй ступени: 530 кг;

– масса боевой части: 150 кг;

– дальность пуска: 120 км;

– максимальная скорость: 0,9 МАХа;

– высота полета на основном участке полета: 20-30 м;

– высота полета на конечном участке полета: 5-7 м;

По данным китайских источников, на основном участке полета направление движения ракеты задает инерциальная система навигации, тогда как на последнем участке обнаружение цели и слежение за ней обеспечивает активная радиолокационная головная часть наведения. Рассматриваемые ракеты пригодны для нанесения ударов по кораблям водоизмещением до 3000 тонн, а также по береговым, укрепленным объектам. Известно, что ПКР С-802 также интересует и иранских военных, которым необходимо повысить боевые возможности своих подразделений береговых ракетных войск.

Необходимо отметить, что некоторые китайские специалисты придерживаются мнения, что при проектировании перспективных ПКР, а именно тех, которые предназначены для поставки ключевому региональному партнеру — Пакистану необходимо учитывать возможность полета, как на дозвуковой, так и на сверхзвуковой скорости. Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение» на первом режиме ракета способна скрытно от бортовых РЛС кораблей вероятного противника приблизится к ним, а сверхзвуковая скорость обеспечит возможность энергичных маневров и позволит преодолеть рубеж самообороны, даже  корабельной поисково-ударной группы.

Следует отметить, что китайские специалисты постоянно работают над совершенствованием ПКР С-802 и особе внимание уделяют надежности электронных систем, которые должны обеспечить 90% вероятность поражения надводного корабля вероятного противника даже в условиях применения разнородных радиоэлектронных помех.  В результате проведенных специалистами Китайского НИИ электромеханики «Хайин» (основное предприятие по проектированию и изготовлению ПКР в КНР) работ была разработана усовершенствованная модификация под обозначением C-802AK, которая представляет собой пример универсальной ПКР морского, сухопутного и воздушного базирования.

Ракета С-802АК принята на вооружение ВВС Пакистана, а именно 2-ой истребительной эскадрильи, дислоцированной на авиационной базе «Масрур». Известно, что летчики данного подразделения также были задействованы в одном из этапов учений и выполнили контрольные пуски указанных выше ПКР по надводным целям. По данным китайских источников, летчики ВВС Пакистана на легких одномоторных истребителях JF-17 Block 2 после взлета с АвБ «Масрур» выполнили  дневную дозаправку в воздухе, затем установили контакт с самолетом дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) китайско-пакистанской разработки под обозначением ZDK-03.

Именно благодаря радиолокационной станции данного самолета было выполнено обнаружение надводной цели на удалении более 100 км, а закрытый канал передачи данных между ZDK-03 и JF-17 позволил передать данные наведения без участия пилотов боевых машин. По данным средств объективного контроля морского полигона все цели были поражены. После выполнения пусков ПКР истребители провели учебный воздушный бой, в ходе которого отработали вопросы защиты ZDK-03 и выполнили электронные пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» PL-5EII и SD-10A.

Кроме указанных самолетов в учениях были задействованы подразделения авиации ВМС Пакистана, на вооружении которых находятся устаревшие одномоторные истребители «Мираж-5РА3» – каждый такой самолет позволяет применять только по одной ПКР АМ-39. Китайские специалисты отмечают, что представители ВВС Пакистана проводят переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами о покупке 32 истребителей «Мираж 2000-9», которые арабские военные намерены снять с вооружения, поскольку данные боевые самолеты выработали минимальный летный ресурс.

Если для ВВС ОАЭ, которые располагают значительными финансовыми ресурсами истребители «Мираж 2000-9» являются устаревшими машинами, то для пакистанских военных, которые эксплуатируют морально устаревшие «Мираж-3ЕА», «Мираж-5РА3» такие истребители как «Мираж 2000-9» позволят вполне поддержать боеготовность авиационных подразделений ВМС. Вполне вероятно, что в комплекте с «Мираж 2000-9» пакистанские военные получат комплект более современных управляемых ракет класса «воздух-воздух», противокорабельных ракет воздушного базирования и других внешних устройств.

52.23MB | MySQL:103 | 0,497sec