О торгово-экономическом сотрудничестве между США и КСА

Аспекты стратегических союзнических отношений и военно-технического сотрудничества между США и Саудовской Аравией традиционно являются основным предметом рассмотрения обозревателями и аналитиками, несколько затеняя сотрудничество экономическое. Между тем, оно есть и весьма интенсивное. Его обзор позволяет лучше понять некоторые аспекты глобального союза между двумя странами.

Объем торгово-экономического сотрудничества между США и КСА в 2017 г. составил 135 млрд саудовских риалов, что составляет 36 млрд долларов США. Это на, примерно, 3% ниже, чем в 2016 году, когда эта цифра составила соответственно, 143,9 млрд риалов, или 38,4 млрд долларов США.

По совокупной оценке, основанной на статистических данных Министерства торговли США, всего, в период с 2008 по 2017 гг., объем торгово-экономического сотрудничества исчислен в 2,08 триллиона саудовских риалов, или в 555,4 миллиарда долларов США. Структурно, объем саудовского экспорта в США составляет около 1,38 триллионов риалов в год, тогда как импортируется товаров на 702,1 миллиарда риалов (соответственно, 368,1 миллиард долларов США и 187,2 миллиарда, с превышением саудовского экспорта над импортом, то есть, с положительным для королевства, экспортно-импортным сальдо).

Цифры более, чем внушительные, хотя впервые, за почти 30 лет, с 1984 по 2013 год, США уступили первое место главного торгового партнера для Саудовской Аравии, спустившись в 2014 году на второе. Первое занял Китай с 42 миллиардами долларов США торгового оборота.

Основными товарными позициями в саудовском экспорте в США являются: металлопродукция (60,195 миллиарда риалов), компоненты химической продукции (940 миллионов риалов), удобрения (581 миллион риалов), алюминий и изделия из него (399 миллионов риалов), пластмассы и изделия из них (299 миллионов риалов).

Из США в королевство, главным образом, импортируются: машины (автомобили) и их компоненты на сумму в 16,276 млрд риалов, промышленное оборудование и его части, на 16,068 миллиарда риалов, средства воздушного транспорта и части к ним, на 8,517 млрд риалов, электрооборудование и его компоненты, на сумму в 6,904 млрд риалов, медицинское, оптическое и фото-видео оборудование и аппаратура на сумму в 3, 719 млрд риалов.

Легко оценить важность товарооборота между Эр-Риядом и Вашингтоном, если посмотреть состав общей экспортно-импортной структуры королевства.

Основные экспортные группы это: сырая нефть ($100 млрд), нефтепродукты ($18,4 млрд), полимеры этилена ($10,5 млрд), пропиленовые полимеры ($5,84 млрд) и эфиры ($4,92 млрд). Главные импортные позиции включают: автомобили ($16 млрд), золото ($5,28 млрд), вещательное и медийное оборудование ($3,68 млрд), упакованные и расфасованные медикаменты ($3,63 млрд) и грузовые машины ($3,31 млрд). Как видно, практически все основные позиции из указанных присутствуют в товарообороте между двумя странами и их значительная часть является продукцией высоких переделов с значительной добавленной стоимостью.

Наивысший показатель в торговом сотрудничестве был достигнут в 2012 году и составил 287,1 миллиард риалов. В 2013 году эта цифра равнялась 284,4 миллиардам, в 2008 г. – 254,6 миллиардам, в 2011 г. – 249,5 миллиардам, в 2014 г. – 247,2 миллиардам риалов. В 2015 г. – 170,2 миллиарда риалов.

Визит наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, вне всякого сомнения, отразится на укреплении и расширении экономического сотрудничества между США и КСА. Беспрецедентный объем военных контрактов, приблизившийся к половине от официального товарооборота, сам по себе обеспечит загрузку предприятий американского ВПК на ближайшие 3-5 лет. Кроме того, новый импульс получат высокотехнологичные проекты в таких областях как ядерная энергетика, возобновляемые источники энергии и цифровые технологии, медицина, туризм.

Что касается российско-саудовского товарооборота, то, доля королевства во внешней торговле России, на сегодняшний день, более чем скромная – на нее приходится около 0,1%. По итогам 2016 года торговля между государствами сильно просела из-за девальвации рубля и низких котировок на энергоносители.

Спад взаимной торговли начался в 2015 году, после того как против России начали действовать международные санкции, а курс рубля стал снижаться следом за падением цен на нефть.

В 2016 году внешнеторговый оборот между Россией и Саудовской Аравией сократился на 46,91% по сравнению с 2015 годом и составил 491,7 млн долларов, при этом экспорт России составил 350,9 млн долларов, уменьшившись на 54,5%, а импорт – 140,8 млн долларов, сократившись на 9,4%.

Однако вместе с восстановлением котировок в 2017 году стала восстанавливаться и торговля. В январе июле экспорт вырос до 339 млн долларов, увеличившись на 58%, а импорт вырос почти на 12% – до 87,7 млн долларов.

Свыше половины российского импорта из Саудовской Аравии приходится на пластмассы, каучук и резину – за семь первых месяцев 2017 их закуплено на 51,5 млн долларов. По сравнению с тем же периодом прошлого года поставки сократились на 12%. Вторая по величине категория – продукция химической промышленности – на нее приходится 38% нашего импорта. РФ закупает, главным образом, химические спирты и фармацевтическую продукцию.

В Саудовскую Аравию из России, кроме нефтепродуктов и дистиллятов, в основном, поставляют злаки, преимущественно, ячмень. В январе-июле прошлого года общая стоимость их поставок составила 74,8 млн долларов и сократилась на 39% к аналогичному периоду прошлого года, несмотря на высокие урожаи и рост экспорта зерна в другие страны. Небольшая часть поставок приходится на нут, рис и горох. Их стоимость составила за семь месяцев 343 тысячи долларов. По 10% и 11% приходится на поставки металлов и продукции химической промышленности и пластмасс. Кроме того, в Саудовскую Аравию поставляется подсолнечное масло и древесина.

Разница, что говорится, очевидна, и не нуждается в разъяснениях. Даже, если учесть потенциальный объем военно-технического сотрудничества и возможный атомный контракт, РФ не сможет, хотя бы относительно близко, приблизится к наихудшим показателям американо – саудовского товарооборота. Разрыв этот огромен и, в целом отражает, ту разницу в мировоззрениях, политике между нашими странами, которая совершенно очевидно ставит нас с КСА по разные стороны усиливающегося регионального противостояния. Частный аспект ситуативного общего интереса в рамках текущей политики ОПЕК не должен никого вводить в заблуждение. Эта ситуация временная, и на рынке нефти и всего, что с ней связано, РФ и КСА – заклятые конкуренты и бескомпромиссные соперники.

Из вышесказанного наглядно видно, объем торгово-экономического сотрудничества между США и КСА, сам по себе, формирует более чем прочный и достаточный базис для военно-политического союза двух стран. Даже без учета инвестиционного аспекта и вкладов капиталов королевства в американскую экономику. Такой объем торговых поставок должен быть надежно защищен – вот собственно то, что объясняет одну из основных задач постоянного присутствия ВС США в регионе. И его планомерного наращивания.

52.22MB | MySQL:103 | 0,576sec