О ракетной программе Турции

25 марта 2018 г. турецкие СМИ сообщили, что Турция впервые запустила в тестовом режим баллистические ракеты собственного производства. Тестовые запуски ракет были проведены с военного полигона в Синопе (Черноморский регион). Испытывались две ракеты семейства Göktuğ (Görüş Ötesi – «За пределами взгляда»). Речь идет о ракете малого и среднего радиуса действия Gökdoğan/Peregrine («Сапсан») и о ракете дальнего действия Bozdoğan/Merlin («Кречет»). Как отмечалось, в ходе тестовых запусков турецкие специалисты смогли оценить возможности двигателя ракеты после отключения системы наведения. Запуск ракет с наземной установки для поражения движущихся целей запланирован на последний квартал текущего года. Ракеты разработаны Советом по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBİTAK) и Научно-исследовательским институтом оборонной промышленности (SAGE). SAGE приступил к разработке авиационных ракет в 2013 г. Таким образом, были разработаны две новые ракеты — Gökdoğan — малого радиуса действия с инфракрасным наведением, а также ракета большого радиуса действия Bozdoğan, которая способна поражать цели на больших расстояниях. Проект разработки ракет Gökdoğan и Bozdoğan планируется завершить в 2020 г. После этого начнется их серийное производство[i].  Впервые их представили на 13-й Международной выставке продукции оборонной промышленности (IDEF-2017) в Стамбуле. В интервью, данном в кулуарах выставки IDEF-2017 (9−12 мая 2017 г.) министр обороны Турции Фикри Ышик подтвердил, что Турция способна разрабатывать собственные ракеты и ее компетенции в данной сфере растут[ii].

Отметим, что турецкая пресса не сообщила тактико-технические характеристики первых баллистических ракет собственного производства. Если все испытания этих ракет пройдут успешно и их серийное производство начнется в запланированный срок, то Турция по всей вероятности будет размещать ракеты на истребителях пятого поколения TF-X, разрабатываемый турецкой компанией аэрокосмической индустрии TAI (турецкая сторона планировала создать прототип истребителя TF-X к столетию создания Турецкой Республики в 2023 г., хотя здесь есть определенные трудности). Турция также ожидает, что получит первые американские истребители пятого поколения F-35 с 2019 г.  В последнее время Турция упорно пыталась получить у США исходные коды программного обеспечения F-35, необходимые для их технического обслуживания, а также размещения вооружения собственного производства, однако США отказалась передавать Турции исходные коды программного обеспечения истребителей, а также коды внешнего управления самолетами.

Не исключаем, что ракеты Gökdoğan и Bozdoğan будут размещены на истребителях F-16, пока не будут решены все вопросы, связанные с разработкой и производством истребителя TF-X и поставкой истребителей F-35. Ранее Турцию удалась получить от США исходные коды программного обеспечения истребителей F-16. Причем, турецкая пресса по этому поводу отметила, что это стало беспрецедентным событием, т.к. США в первый раз пошли на такой шаг. В частности, США в этом вопросе не сделали исключения даже для Израиля. Таким образом, Турция благодаря этим кодам получила возможность устанавливать на самолеты дополнительное оборудование и вооружение национальной разработки. По мнению экспертов, США согласились предоставить исходные коды программного обеспечения истребителей F-16 потому, что ранее Турция согласилась, чтобы США развернули РЛС AN/TPY-2 в уезде Кюреджик провинции Малатья на юго-востоке страны. По сообщению газеты The New York Times, размещение РЛС является самым значительным проектом в рамках военного сотрудничества между Вашингтоном и Анкарой, и самым значительным шагом, начиная со времен иракской войны 2003 г. Не исключено также, что США пошли на такой шаг, учитывая, что с появлением F-35, истребители F-16 становятся технически устаревшими машинами[iii].

Напомним, что еще в мае 2017 г. Турция провела первые испытания баллистической ракеты Bora («Бора»), которая считается первой дальнобойной ракеты Турции. По сообщениям Министерства обороны Турции, ракета была запущена в районе Синоп на побережье Черного моря. Дальность испытанной ракеты, разработанной компанией Rokestan составляет 80-360 км. Длина ракеты Bora — 7 м, диаметр — 610 мм, масса — 2500 кг. Ракета способна нести нагрузку до 450 кг. Как сообщали турецкие СМИ, испытания прошли успешно и позволили подтвердить возможность поражения целей на дальности не менее 280 км. После запуска ракета упала в море, а испытания были признаны успешными. Как заявил после испытаний Фикри Ышик, Турция гордится тем, что ей удалось создать собственную баллистическую ракету. По его словам, Турция будет продолжать усовершенствования технологии изготовления баллистических ракет, чтобы они могли поражать цели в радиусе 1000 и более километров[iv].

Тогда турецкая пресса писала, что испытания ракеты Bora обеспокоили Грецию, и что это сразу стало главной новостью греческих телеканалов. Греческая пресса писала, что Турция уже может ударить по Афинам, и если дальность турецких ракет увеличится до 1000 км, то в их досягаемости будет вся Греция[v]. Несмотря на то, что Фикри Ышик заявил, что Турции удалось создать собственную баллистическую ракету, ракета Bora была разработана вместе с китайской компании CPMIEC (Chinese Precision Machinery Import and Export Corporation) и является 3-й фазой их сотрудничества после ракетных комплексов Kasırga («Ураган») и Yıldırım («Mолния»). По своим параметрам Bora напоминает J-600T Yıldırım (B-611). Длина ракеты – 6,8 м, диаметр — 605 мм, масса – 2183 кг, дальность – 80-280 км. Ракета B-611 способна нести нагрузку до 480 кг. Можно предположить, что данный комплекс является платформой для разработки БР малой дальности. Фактически ракета J-600T является лицензионным аналогом китайской ракеты В-611, производимым в Турции по контракту 1998 г. с китайским внешнеторговым объединением CPMIEC.

Турецкая государственная компания Roketsan впервые раскрыла информацию о разрабатываемом с 2009 г. комплексе Khan (экспортный вариант нового турецкого ракетного комплекса Bora) в ходе прошедшей Абу-Даби (ОАЭ) международной оборонной выставке IDEX-2017 (19−23 февраля). Разработка, испытания и производство ракеты Bora осуществлялись компанией Roketsan в соответствии с контрактом, выданным ей Управлением оборонной промышленности (Savunma Sanayii Mustesarligi — SSM) в ноябре 2009 г. Roketsan уже поставила турецкой армии 6 ракет Bora (по некоторым сведениям путчисты хотели использовать одну из них во время попытки военного переворота 2016 г.[vi]). Экспортный вариант комплекса Bora – Khan обладает уменьшенной дальностью пуска по сравнению с версией для ВС Турции – 260 км. Турция присоединилась к режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ) в 1997 г., который фактически запрещает передавать другим государствам ракеты с максимальной дальностью 300 км и при весе полезной нагрузки в 500 кг и более (предусмотрена возможность пересчёта веса полезной нагрузки в дальность и наоборот). Запрещается также передача законченных систем (двигатели, системы управления, программное обеспечение, технологии), используемых для законченных средств доставки.

Еще в марте 2014 г. министр обороны Турции Исмет Йылмаз посетил Синоп в связи с испытаниями ракеты Bora в Черном море и заявил: «В настоящее время мы в Синопе испытываем ракету с дальностью 300 км. До сих пор испытания ракеты прошли успешно. Теперь Турция имеет ракету с лазерным наведением с дальностью до 300 км, и баллистическую ракету. Мы работаем над увеличением дальности этих ракет. Наша цель — увеличить дальность до тысячи километров»[vii]. Напомним, что производитель ракет, компания Roketsan совместно с Tubitak-SAGE уже разработала три версии ракеты: SOM-A, SOM-B1 и SOM-B2. Все ракеты оснащены интегрированной с GPS навигационной системой, а также системой навигации по контуру рельефа местности TRN (Terrain Reference Navigation). Ракета SOM рассчитана на запуск с воздуха, с земли и с моря.

Итак, в будущем дальность поражения новых ракет Турции должна превысить 1000 км. Таким образом, у Турции появится возможность поражать цели в столицах соседних государств, включая Дамаск, Багдад, Тегеран, Каир и др. Однако это еще не все – Турция намерена разработать ракету с дальностью до 2500 км. Здесь есть несколько причин. Естественно, Турция хочет улучшить оснащенность своих вооруженных сил и модернизировать военную промышленность, чтобы они соответствовали также и региональным амбициям страны. Кроме того, Турция утверждает, что подобное оружие ей необходимо в связи с нарастающей нестабильностью в регионе и в связи с негативными последствиями «арабской весны». В начале 2016 г. глава SSM Исмаил Демир заявил, что для сдерживания потенциальных противников недостаточно наличия лишь оборонительных систем ПВО/ПРО, и Турция должна реализовать проект создания «наступательной» ракетной системы[viii]. По словам турецкого эксперта Центра стратегических исследований Ближнего Востока (Orsam) Сытыка Эгели, судя по географической отдаленности и существующим ракетам, только 14 стран мира могут нанести по Турции ракетный удар. Об этом он в 2013 г. писал в своем статье «Баллистическая ракетная программа Турции» (Приложение 1).

Турция также хочет сократить свое отставание от Ирана в сфере разработки и производства ракетного оружия т.к. в последнее время Иран неоднократно проводил испытания новых баллистических ракет. Напомним, что в декабре 2011 г. премьер-министр Турции Р.Т.Эрдоган поручил турецкому военно-промышленному комплексу создать ракеты большой дальности. По словам Эрдогана, Иран произвел ракеты с дальностью полета 2000-2500 км, тогда как максимальная дальность турецких ракет составляет всего 150 км. Примечательно, что в зоне доступности будущих ракет Турции с дальностью полета в 2500 км, пожалуй, окажутся все территории бывшей Османской империи (в 2009 г. министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил: «Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 км – в него попадёт 20 стран, обведите круг диаметром 3000 км – в него попадет 70 стран). Об этом свидетельствует та же статья Сытыка Эгели, в котором он представил, в том числе, расстояние от Турции до ряда столиц и важных городов. (Приложение 2).

Отметим, что успешная реализация проекта по созданию новых ракет большой дальности в Турции неизбежно приведет к эскалации напряженности и гонке вооружений в регионе (с Грецией, с Израилем и так далее). Страны региона почувствуют угрозу своей безопасности и в свою очередь предпримут контрмеры, будут продвигать разные проекты создания или закупки как средств противодействия, так и систем сдерживания потенциальной угрозы.

И наконец, по оценке некоторых экспертов (например, Ганс Рюхле) создание баллистических ракет показывает, что в Турции действует программа разработки ядерного оружия. В этом контексте отметим одно важное обстоятельство. На заседании Исполнительного комитета оборонной промышленности (SSİK) летом 2012 г., которое проходило под председательством Эрдогана, было решено не только производить ракеты с дальностью полета 2500 км, но и построить в Турции центр запуска спутников (космическую станцию). В связи с этим турецкий колумнист Эмре Сонджан в своей статье «Турция будет производить межконтинентальную ракету» писал: «Основание центра запуска спутников даст возможность Турции отправить ракету за пределы космоса… В отличие от других ракет, баллистические ракеты во время полета выходят из атмосферы на пути к мишени некоторое время летают в космосе, а, приближаясь к мишени, опять заходят в атмосферу. Считается, что Турция будет использовать проект центра запуска спутников для запуска спутников собственного производства, однако основная цель другая: запуск спутника в космос означает довести до конца освоение большей части технологии баллистической ракеты, поскольку баллистическая ракета сначала поднимается в космос, затем спускается в атмосферу».

Турция таким образом запланировала до 2023 г. одновременно воплотить в жизнь три военных направления в воздушно-космической сфере, которые превратят ее в «космическую силу». Речь идет о строительстве стартовой площадки для создания национальной системы ПВО/ПРО посредством закупки зенитно-ракетных комплексов, разработки дальних ракет и запуска спутников. Все три направления беспокоят союзников Турции по линии НАТО, которые опасаются, что в будущем Турция может использовать центр запуска спутников как стартовую площадку для своих  ракет с дальностью пуска 2500 км[ix].

 

[i] Milli füzeler havadan vurmaya hazırlanıyor, Akşam, 25.03.2018

[ii] Roketsan Khan (Bora) Füzesi, Millisavunma.com, 23.02.2017

[iii] Габриелян Айк, О возможной отмене США поставок Турции истребителей F-35, Институт Ближнего Востока, 13.07.2017

[iv] İlk uzun menzilli füze denemesi yapıldı!, Milliyet, 11.05.2017

[v] Türkiye’den Yunanistan’ı ayağa kaldıran test, Hürriyet, 15.05.2017

[vi] Darbe iddianamesinde kan donduran detay, Türkiye Gazetesi, 23.12.2016

[vii] Milli Savunma Bakanı Yılmaz Sinop’ta, Vitrinhaber, 21.03.2014

[viii] Türkiye’nin milli füze açıklaması, NATO’yu şaşırttı, Sputnik Türkiye, 18.01.2016

[ix] Габриелян Айк, О притязаниях Турции встретить 2023г. в статусе ядерной страны, Фонд Нораванк, 13.11.2014

62.9MB | MySQL:107 | 0,662sec