Новый тур полемики о численности арабов в Палестине/Эрец-Исраэль

В минувший понедельник, в ходе заседания комиссии Кнессета по иностранным делам и безопасности, посвященного забастовке сотрудников Гражданской администрации (речь идет о структурном подразделении  ЦАХАЛа, отвечающем за гражданскую жизнь на контролируемых Израилем территориях Иудеи и Самарии, а в прошлом – и сектора Газа ) заместитель главы Гражданской администрации полковник Ури Мендес заявил о том, что на сегодняшний день число евреев и мусульман, проживающих к западу от Иордана, сравнялось.  Согласно представленным полковником Ури Мендесом данным, в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией) вместе с сектором Газа зарегистрированы около 5 миллионов арабских жителей (подавляющее большинство их мусульмане). На суверенной же территории Государства Израиль (включая Восточный Иерусалим) проживают, согласно данным 2016 года 6,44 миллиона евреев и 1,52 миллиона мусульман. Таким образом, получается, что общее число общее число мусульман, живущих в Палестине/Эрец-Исраэль в границах британского мандата, составляет около 6,5 миллиона.

Вполне возможно, что заместитель главы Гражданской администрации просто хотел привлечь внимание к большому объему работы, с которым сталкиваются сотрудники его учреждения и, таким образом, оправдать, хотя бы отчасти, их забастовку. Однако, так или иначе, это его заявление вызвало настоящую политическую бурю в израильских СМИ. Левые незамедлительно воспользовались данным информационным поводом для того, чтобы призвать израильское руководства вернуться к идее создания независимого палестинского арабского государства ради «спасения» Государства Израиль от превращения в двунациональное, еврейско-арабское, а в перспективе и в арабо-еврейское государство.

Известный израильский демограф Яков Файтельсон (репатриировался из СССР в 1972 году, в 1981-1985 гг. был первым мэром города Ариэль) опубликовал в этой связи в газете «Исраэль гайом» статью под названием «Большая ложь статистических данных», в которой однозначно дал понять, что, с его точки зрения, ничего страшного не произошло. По словам Якова Файтельсона, «как и ежегодно на протяжении последних двадцати  лет, народу Израиля объявляют, что число евреев и арабов (в Эрец-Исраэль-В.Ч.) сравнялось, и даже, что евреи превратились в меньшинство в своей стране». Яков Файтельсон отвергает эти утверждения и заявляет, что данные, представленные полковником Ури Мендесом не заслуживают доверия, поскольку в Гражданской администрации нет никаких специалистов-демографов, и она использует данные, предоставляемые Центральным статистическим бюро Палестинской национальной администрации (ПНА), каковые абсолютно ненадежны.

Яков Файтельсон напомнил о том, что еще два года назад на заседании подкомиссии по делам Иудеи и Самарии, действующей при комиссии Кнессета по иностранным делам и безопасности ,было сообщено, что ЦСБ ПНА включает в число арабских жителей Иудеи и Самарии и тех, кто давно эмигрировал за границу, и даже их детей, родившихся за границей.  Он также обратил внимание на то, что еще в конце 1990 года Гражданская администрация опубликовала брошюру под названием «Район Иудеи и Самарии до 2005 года», в которой в частности сообщалось, что в конце 1980-х годов наблюдалось несоответствие между данными израильского Министерства внутренних дел и данными Центрального статистического бюро Израиля относительно численности арабского населения Иудеи и Самарии. Так, например, по данным МВД, в 1989 году в Иудее и Самарии было 1 миллион 328 тысяч арабских жителей, а по данным ЦСБ – только 903 тысяч, то есть на 32% меньше. При этом в ЦСБ объясняли такое несоответствие двумя основными причинами:

  1. Из списков жителей МВД не были вычеркнуты 163 тысячи палестинских арабов, проживавшим в реальности за границей.
  2. Имевшаяся у МВД информация о смертности взрослых палестинских арабов и их младенцев не соответствовала действительности.

Яков Файтельсон особо подчеркивает в своей статье, что, например, в 1988 году, при выдаче удостоверений личности арабским жителям сектора Газа израильская Гражданская администрация имела возможность убедиться в том, что верны данные ЦСБ, а данные МВД сильно завышены. Более того, чиновники Гражданской администрации тогда публично признали это.

Далее Яков Файтельсон привел следующие данные о масштабах эмиграции арабов из Иудеи, Самарии и сектора Газа:

Согласно данным 1997 года, представленным главой ЦСБ ПНА доктором Абу-Либане, число арабских эмигрантов из Иудеи, Самарии и сектора Газы составило с 1967 по 1997 год 325 253 человека. Согласно данным израильской Гражданской администрации за 1997-2007 гг., представленным подполковником Шароном Битоном, отрицательный миграционный баланс арабов Иудеи, Самарии и сектора Газа составил 309 361 человек. Из них – 212 299 человека эмигрировали из Иудеи и Самарии, а 97 062 человека – из сектора Газа. Основной отрицательный миграционный баланс палестинских арабов – 215 895 человека — пришелся на мост Алленби через Иордан. То есть, более половины эмигрантов выехали в Иорданию или через нее в третьи страны. На втором месте по этому показателю – 74 859 человек — оказался контрольно-пропускной пункт Рафиах (Рафах), расположенный  на границе сектора Газа с Египтом. Сравнительно небольшое число палестинских арабов покинуло страну через израильских международный аэропорт им. Бен-Гуриона.

Яков Файтельсон привел также недавние оценки специалистов из ЦСБ США. По их данным, отрицательный миграционный баланс жителей ПНА составил в 2008-2017 гг. 213 579 человек. В том числе 122 691 человек – из Иудеи и Самарии, а 90 888 человек – и сектора Газа.

На основании приведенных выше данных Яаков Файтельсон утверждает, что «за 50 последних лет (до 2017 года) отрицательный миграционный баланс арабов Иудеи, Самарии и сектора Газа составил 848 193 человека. По этому можно судить и обо всех остальных данных».  Полностью отрицая состоятельность демографических данных, представленных в на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и безопасности заместителем главы Гражданской администрации полковником Ури Мендесом, Яков Файтельсон настаивает на том, что раздутые демографические данные, предоставляемые ЦСБ ПНА, являются «частью психологической войны, ведущейся против нас».

В завершение предоставляет целесообразным сделать еще несколько замечаний о соотношении численности евреев и мусульман к западу от реки Иордан:

  1. На сегодняшний день сектор Газа де факто представляет собой отдельное арабское государственное образование. На его территории нет ни гражданского еврейского населения, ни израильских войск. Вопрос о включении сектора Газа в состав суверенной территории Государства Израиль не ставится на нынешнем этапе даже тесно связанной с поселенческим движением партией «Еврейский дом», возглавляемой министром просвещения Нафтали Беннетом, которую не без оснований считают «самой правой» партией правящей коалиции. Таким образом, арабское население этого района не имеет смысла рассматривать в рамках демографического баланса между этническими и религиозными группами в гипотетическом двунациональном, еврейско-арабском государстве, которым пугают израильтян левые политики.
  2. Согласно данным, опубликованным ЦСБ Израиля в феврале 2018 года, численность евреев в стране (включая еврейские поселения Иудеи и Самарии) составляла 6 миллионов 566 тысяч человек. А еще 401 тысячу составляла численность так называемых «других», то есть ни евреев, ни арабов. Подавляющее большинство из этих «других» составляют репатрианты, прибывшие из стран еврейской диаспоры в соответствии с Законом о Возвращении, но не определяемые в качестве евреев, согласно религиозным критериям (нееврейские супруги евреев, дети нееврейских матерей от еврейских отцов, внуки евреев) и их потомки, родившееся уже в Израиле. Данная группа населения практически полностью идентифицирует себя с еврейским населением, поэтому не будет ошибкой утверждать, что реальная численность еврейского национального коллектива в Израиле приближается к 7 миллионам человек.
  3. Не случайно и в упомянутом выступлении полковника Ури Мендеса, и в большинстве посвященных ему публикаций в израильских СМИ речь идет не о балансе между евреями и арабами, а о балансе между евреями и мусульманами. В противостоянии между двумя этими крупнейшими группами такие проживающие в стране меньшинства как друзы и — в несколько меньшей степени – христиане, склонны поддерживать евреев или, хотя бы, сохранять нейтралитет. Однако и с израильскими гражданами и постоянными жителями, числящимися мусульманами (чуть более 1 миллиона 524 тысяч по данным 2017 года) не все однозначно. В это число наряду с арабами-суннитами включены: а. мусульмане-черкесы, которые наравне с евреями и с друзами в обязательном порядке призываются на службу в ЦАХАЛ, б. арабизированные потомки выходцев с Кавказа, проживающее в селе Абу-Гош, демонстрирующие на протяжении многих десятилетий подчеркнутую лояльностью к еврейскому государству (немало из них служит в ЦАХАЛе и в Пограничной страже добровольцами); в. Абсолютно лояльные к Израилю алавиты, населяющие село Раджар, г. Мусульмане-ахмадие, живущие по соседству с евреями в хайфском квартале Кабабир, д. Цыгане-мусульмане, живущие в Иерусалиме. Общая численность упомянутых групп, позиция которых в конфликте между евреями и арабами-суннитами близка к позиции друзов и христиан, составляет порядка 20 тысяч.
  4. Несколько больше численность арабоязычных христиан, живущих на контролируемых ПНА территориях и включаемых в ЦСБ ПНА в состав «палестинцев» наряду с арабами-мусульманами.
52.26MB | MySQL:103 | 0,632sec