Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман о возможности вывода американских войск из Сирии

Президент США Дональд Трампа заявил в минувший четверг, выступая в штате Огайо, что он «ожидает, что Соединенные Штату очень скоро выйдут из Сирии. Пришло время дать другим людям позаботиться о (складывающейся в Сирии – В.Ч.) ситуации. (…) Мы наносим сильные удары по ИГ. Судя по тому, как мы бьем ее, мы скоро установим контроль над 100% (исламистского – В.Ч.) халифата. Мы отвоюем все», — сказал он в частности.

Делая это неожиданное и противоречащее позиции его собственной администрации заявление, президент Дональд Трамп высказал  особое неудовольствие тем обстоятельством, что Соединенные Штаты потратили в Сирии огромные денежные суммы, хотя при этом он, как было отмечено выше, не преминул подчеркнуть военные успехи американцев в борьбе против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России): «Мы потратили семь триллионов долларов на Ближнем Востоке, и вы знаете, чего мы этим достигли?- Ничего. Мы должны вернуться в свою страну, к которой мы принадлежим, в которой мы хотим находиться».

После этого Государственный департамент США поспешно опубликовал заявление, согласно которому нет никаких планов вывести из Сирии размещенные там американские военные контингенты. К данному заявлению Госдепартамента следует добавить, что только что назначенный советником президента США по национальной безопасности Джон Болтон неоднократно и очень жестко высказывался против иранского присутствия в Сирии. Говорил он и о необходимости изменить американскую политику в отношении Ирана в отношении ее ужесточения. Никаких намеков на возможность вывода американского военного контингента из Сирии в выступлениях этого высокопоставленного чиновника, назначенного, как известно, лично президентом Дональдом Трампом, не содержалось.

Согласно ранее появившейся в израильских СМИ информации, сейчас в Сирии находятся две тысячи американских военнослужащих. Главным образом они – совместно с силами сирийской вооруженной оппозиции отвоевывают территории, еще удерживаемые ИГ. В ходе боев против этой исламистской организации в Ираке и в Сирии за четыре годы погибли 14 американских военнослужащих.

Буквально через несколько часов после того, как президент Дональд Трамп сделал процитированное выше неожиданное заявление, находящийся с визитом в США наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман дал интервью влиятельному нью-йоркскому еженедельнику «Тайм», в котором в частности заявил, что, вопреки желанию президента США Дональда Трампа, вывести американские войска из Сирии, ему следует оставить их в этом ближневосточном государстве хотя бы в ближайшее время. В данном контексте уместно напомнить о том, наследный принц занимает сейчас в Саудовской Аравии несколько важнейших государственных постов одновременно: он — первый заместитель премьер-министра (номинальным главой правительства является сам король Сальман, отец наследного принца), председатель Совета по экономике и развитию и министр обороны. Уместно напомнить и о том, что именно наследный принц Мухаммед бен Сальман стоит за осуществляемой арабской коалицией в Йемене широкомасштабной военной операцией против поддерживаемых Ираном шиитских повстанцев-хоуситов. Важно отметить и то, что не будет преувеличением сказать, что Саудовская Аравия является одним из важнейших партнеров США на Ближнем Востоке. Иными словами, США не могут не считаться с позицией Саудовской Аравии по данному напрямую затрагивающему ее интересы вопросу.

Наследный принц Мухаммед бен Сальман подчеркнул, что, по его убеждению, американское военное присутствие в Сирии представляет собой последнее усилие, направленное на предотвращение полного захвата Сирии Ираном со всеми вытекающими из этого последствиями для ближневосточного региона. «Присутствие американских солдат в Сирии позволит Вашингтону сохранить свою силу в регионе и в будущем, — сказал в частности Мухаммед бен Сальман. Он добавил к этому, что «Иран и верные ему силы прокладывают сухопутный маршрут, обеспечивающий их военные поставки. Это маршрут, который будет начинаться в Бейруте и проходить через Сирию и Ирак до самого Тегерана. Шиитское объединение, созданное Ираном, обеспечивает ему присутствие (в Ираке, Сирии и Ливане – В.Ч.) и разветвленные связи».

На сегодняшний день США располагают военной базой в мухафазе Дейр эз—Зор на востоке Сирии, буквально на том самом иранском маршруте поставок, о котором говорил саудовский наследный принц. Армия США находится в этом районе в рамках борьбы против боевиков ИГ, еще остающихся в Сирии и контролирующих пустынную местность у границы с Ираком и несколько деревень вдоль реки Евфрат. «Если (американская – В.Ч.) армия покинет Сирию, то она утратит контроль над тем маршрутом поставок, который пытается построить Иран, — подчеркнул наследный принц Мухаммед бен Сальман.

Саудовский наследный принц сказал также в упомянутом интервью еженедельнику «Тайм»: «По моей оценке, Башару удастся остаться у власти, однако я не верю, что он заинтересован делать все, чего хотят иранцы». В этом высказывании содержится признание того факта, что президенту Сирии Башару Асаду удалось при поддержке Ирана и России разгромить большинство повстанческих групп, действовавших в стране с начала гражданской войны в 2011 году. Однако при этом Ирану удалось серьезнейшим образом усилить свое влияние на сирийский режим. Следует упомянуть, что президент Башар Асад представляет алавитскую общину, принадлежность которой не только к шиизму, но и к исламу вообще достаточно сомнительна и оспаривается многими мусульманскими богословами. По сути, лишь соображения политического характера сблизили алавитов с шиитами и, прежде всего, с Ираном. Однако различия между ними весьма и весьма велики, и об этом помнят обе стороны. Поэтому высказывание, наследного принца Мухаммеда бен Сальмана относительно того, что Башар Асад не заинтересован «делать все, чего захотят иранцы», отнюдь не лишено смысла.

52.23MB | MySQL:103 | 0,635sec