О военно-техническом сотрудничестве Исламской Республики Иран и Китайской Народной Республики

Авиационный сектор

Как известно, в настоящее время на вооружении ВВС Исламской Республики Иран находятся следующие образцы боевых самолетов:

– истребители F-14 (40 единиц);

– истребители-бомбардировщики F-4D/E (60 единиц);

– истребители F-5E/F (60 единиц);

– истребители МиГ-29;

– истребители Мираж F-1;

– истребители «Цзянь-7» (около 20 ед.).

Китайские специалисты указывают, что большинство из указанных боевых машин представляют скорее музейную ценность, поскольку, во-первых, исчерпали свой летный ресурс, а, во-вторых, иранским военным не удастся получить новые сменно-запасные части для ремонта и поддержания годности. Кроме того, западные компании практически не выпускают комплектующие, при помощи которых можно было бы провести как ремонт, так и модернизацию большинства указанных выше истребителей.

Ремонту и модернизации подлежат только истребители МиГ-29 советского производства, боевые возможности которых могут быть повышены за счет новых двигателей РД-33МК, а также установки новой бортовой радиолокационной станции «Жук-МЕ», нового оборудования  в кабине пилотов, ракет и топливного бака повышенной емкости. Следует отметить, что по подобной программе на предприятиях ОПК РФ была проведена модернизация шести истребителей МиГ-29 ВВС Сирийской Арабской Республики. Также вполне возможна модернизация китайских истребителей «Цзянь-7».

Китайские специалисты отмечают, что иранские военные не оставляют надежды приобрести у РФ партию истребителей Су-35С и Су-30СМЕ, однако, как известно, официальная Москва отказывается от подобной сделки и предлагает властям Тегерана исключительно Су-27СМ3. В отношении данных истребителей известно, что это самая современная модификация базовой модели Су-27, которая оснащена следующими компонентами от Су-30:

– системой радиоэлектронной борьбы «Хибины-М»;

– новой РЛС и лазерно-оптической системой;

– системой распознавания «свой–чужой».

Кроме того, модернизированная система управления огнем Су-27СМ3 позволяет применять новейшие управляемые ракеты класса «воздух–воздух» Р-77-1 с активной радиолокационной головной частью наведения. Как указывают китайские специалисты, новая РЛС Су-27СМ3 позволяет пилоту успешно обнаруживать и уничтожать наземные цели при помощи осколочных фугасных бомб типа ФАБ-250 или ракет Х-29, а для борьбы с надводными кораблями вероятного противника на истребителе может быть размещено по две ракеты Х-31 в противокорабельном или противорадиолокационном варианте. По опыту «сирийской кампании» ВКС РФ известно, что при помощи специальных кронштейнов один Су-27СМ3 способен доставить к цели 24 осколочно-фугасных бомбы ФАБ-250, при этом истребитель будет укомплектован двумя ракетами класса «воздух–воздух» Р-73 для самообороны. В дополнение следует отметить, что Су-27СМ3 является предпочтительным выбором для иранских военных, которым приходится выполнять задачи в условиях ограниченного бюджета – 10 млрд долл. США, при котором приобретение 18 истребителей Су-35С и 6 истребителей Су-30СМЕ по средней цене в 85 млн долл. США вряд ли возможно.

В свою очередь представители оборонно-промышленного комплекса КНР продолжают предлагать иранским военным одномоторные истребители поколения 3+ FC-20С (экспортная версия «Цзянь-10»), который в сравнении с российскими боевыми машинами обладает достаточно привлекательной ценой – всего 40 млн долл. США. Китайские обозреватели отмечают, что при установке подвесных топливных баков и на дозвуковой скорости истребители FC-20C обладают максимальной дальностью полета 2940 км, что вполне достаточно для патрулирования воздушных границ ИРИ.

Китайские производители признают, что хотя их боевые самолеты не прошли боевого крещения, однако их возможностей вполне достаточно для противостояния современным истребителям западного производства, которые приняты на вооружение большинством государств Аравийского полуострова, являющихся прямыми оппонентами Тегерана. В случае если представители ВВС Ирана согласятся приобрести указанные боевые самолеты, то китайские военные проведут для них демонстрационные учебные воздушные бои с использованием значительного количества мишеней, имитирующих как летательные аппараты, так и авиационные средства поражения вероятного противника. Следует отметить, что для подкрепления противокорабельных возможностей FC-20C китайские оружейники предлагают иранским военным приобрести партию истребителей-бомбардировщиков FBC-1 (экспортная версия «Цзяньхун-7А»), которые предназначены для борьбы с надводными кораблями вероятного противника при помощи противокорабельных ракет «Инцзи-91».

Основной особенностью военно-технического сотрудничества ИРИ и КНР в отличие от контактов между Тегераном и Москвой является то, что китайские производители вооружения и военной техники готовы поставлять свою продукцию не только в кредит, но и под гарантии предоставления прав на разработку нефтяных месторождений для китайских национальных нефтегазовых корпораций. Последние в отличие от иранских коллег обладают необходимым оборудованием, поскольку имеют возможность приобретения его в США или Франции.

 

Противовоздушная оборона

По данным китайских источников, специалисты ВВС Израиля планируют серию авиационных ударов по объектам ядерной инфраструктуры ИРИ, на которых вполне вероятно продолжается работа по созданию компактных ядерных боевых частей для баллистических ракет средней дальности. Следует отметить, что подобную операцию ВВС Израиля провели в отношении иракского ядерного объекта еще в 1981 г., а в 2007 г. такой удар был нанесен по недостроенному реакторному блоку в Сирийской Арабской Республике. В связи с этим китайские обозреватели обращают внимание на действия официального Тегерана по усилию национальной системы противовоздушной обороны, которая состоит из дивизионов зенитно-ракетных систем национального, российского и китайского производства.

К настоящему моменту самым современным и мощным зенитно-ракетным комплексом ПВО ИРИ является российский С-300, которого вполне достаточно для противодействия налетам истребителей F-16I и истребителей-бомбардировщиков F-15I ВВС Израиля. Однако для прикрытия их позиций необходимо значительное количество зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1», которые, как показала практика «сирийской кампании», являются единственным эффективным средством борьбы с массированными пусками АСП израильского производства.

Как сообщают китайские специалисты, израильские военные намерены использовать в будущей воздушной операции малозаметные истребители пятого поколения F-35I (всего получено 9 самолетов), которые должны скрытно для системы ПВО ИРИ нанести удар и вернуться обратно.

Кстати, 29 марта 2018 г. кувейтское издание Al-Jarida сообщило, что два истребителя F-35I совершили разведывательный полет в Иран без дозаправки и остались незамеченным для средств ПВО ИРИ. Китайские специалисты провели анализ публикации кувейтского издания и отметили основную нестыковку. Истребители ВВС Израиля F-35I обладают максимальной дальностью полета 2200 км при условии, что не будут переходить на сверхзвуковую скорость. С учетом того, что расстояние между Израилем и Ираном по ближайшим точкам государственных границ составляет 1200 км, то, очевидно, что израильским пилотам пришлось получить дозаправку от воздушных танкеров ВВС США, которые на регулярной основе выполняют полеты в воздушном пространстве Ирака. Процедура воздушной дозаправки может быть легко обнаружена подразделениями радиотехнической разведки ИРИ. Вторая интересная особенность этого разведывательного полета состоит именно в построении маршрута: израильские летчики следовали в воздушном пространстве Иордании и Ирака из расчета уклонения от обнаружения РЛС российских ЗРС, дислоцированных в Сирии. Подобный навигационный расчет указывает на опасения Израиля, что F-35I могут быть обнаружены радиолокационными станциями комплексов С-400 или С-300, что поставит крест на внезапности очередного удара по Ирану.

В этой связи китайские специалисты проводят консультации с иранскими военными о поставке дивизиона ЗРС FD-2000 (экспортная версия «Красное знамя 9») и дивизиона ЗРС LY-80  (экспортная версия «Красное знамя 16»), каждый из которых можно разделить на четыре зенитные роты и создать по два рубежа ПВО вокруг четырех ядерных объектов. Вероятно, китайские специалисты надеются, что поставка подобных систем ПВО позволит охладить «воинственный пыл» израильских стратегов, которые пока не сталкивались с китайскими ЗРС в реальных боевых действиях.

Важно отметить, что поддержание обороноспособности Ирана является одной из ключевых задач ближневосточного вектора внешней политики официального Пекина, заинтересованного в поддержании мира и стабильности в районе Персидского залива, т.к. именно государства этого региона входят в список основных поставщиков углеводородного топлива для Поднебесной.

52.24MB | MySQL:103 | 0,602sec