Американо-израильские консультации по региональной проблематике

3 апреля премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху и президент США Д.Трамп провели очередной раунд переговоров, на этот раз организованный по телефону. Израильские источники подчеркивают, что необходимость скоординировать шаги с Вашингтоном была для Иерусалима достаточно острой. Однако как свидетельствует сообщение, размещенное по итогам беседы двух лидеров на сайте израильского внешнеполитического ведомства, повестка дня оказалась вполне ожидаемой.

Основной акцент МИД сделал на усилиях США по поддержке Израиля в ООН в связи с нападками, которым ближневосточное государство подвергается из-за палестинского «марша возвращения». Помимо этого в тексте пресс-релиза говорится, что стороны договорились и дальше следовать курсу по противодействию Ирану. Американские источники сухо свидетельствуют, что обсуждались «последние события на Ближнем Востоке», коих, учитывая взрывоопасность региона, происходит каждый день достаточно. Сам глава израильского правительства по итогам телефонного разговора с Д.Трампом повторил ту же формулировку в своем твиттере, добавив, что поблагодарил американскую сторону за приверженность принципу обеспечения безопасности страны-партнера.

Очевидно, что главное по традиции осталось за кадром, вот только не совсем понятно, что именно считать в текущей ситуации основной темой. Израильская пресса в последние дни обращает внимание читателей на то, что американская администрация старательно высвобождает время в своем графике для чего-то важного, однако, о чем именно идет речь, предположить пока сложно. С одной стороны, у президента США на май запланировано решение относительно СВПД, перенос посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, и, как ожидается, встреча с лидером Северной Кореи. Как минимум два из трех событий непосредственно затрагивают интересы Израиля. С другой стороны, озабоченность Иерусалима спровоцировало сделанное в конце минувшей недели Д. Трампом предупреждение о скором уходе США из Сирии, что было бы для государства крайне нежелательным. Наконец, никто по-прежнему не может понять, что происходит с палестино-израильской сделкой, которую продолжают обещать, но затрудняются сказать, на какой она находится стадии.

Говоря о переносе посольства, надо отметить, что этот процесс сейчас столкнулся преимущественно с бюрократическими преградами в самом Израиле, где возникли затруднения с выдачей разрешений на строительство временных помещений. Еще в начале марта мэр Иерусалима Н.Баркат в интервью местному радио выразил надежду, что эти трудности не помешают большому американо-израильскому плану. Затем все усилия для продвижения на этом направлении пообещал приложить министр финансов М.Кахлон. В этой связи странно полагать, что Б.Нетаньяху решил посвятить Д.Трампа в эти подробности.

Очевидно, что большое значение придавалось сирийской проблематике. Её важность была связана как с высоким уровнем озабоченности в Израиле относительно ухудшения ситуации на севере после возможного ухода США, так и продолжающейся координацией усилий России, Ирана и Турции, что доказал трехсторонний саммит лидеров этих государств в Анкаре. В среду американские источники сообщили, что советникам удалось убедить Д.Трампа не торопиться с отстранением от сирийских дел, что они мотивировали возможностью возрождения группировки «Исламское государство», запрещенной в России. Однако совпадение этого объявления с разговором президента США и премьер-министра Израиля наталкивает на предположение, что не только взгляды американской администрации были учтены.

Добавил решению Д.Трампа своевременности президент ИРИ Х.Роухани, перед саммитом заявивший: «американцы выступают против распространения суверенитета сирийского правительства на всю страну…вторжение сионистских сил в Сирию усиливает проблемы». Это снова четко поставило Иерусалим и Вашингтон в одну связку, показав, кого Иран считает врагами. Однако данные обстоятельства во многом оказались Израилю на руку. С одной стороны, США получили еще один повод для антииранской критики, что важно перед 12 мая, когда может быть принято судьбоносное решение по СВПД. С другой стороны, Б.Нетаньяху продемонстрировал России, что пока она договаривается с Тегераном, Иерусалиму тоже есть куда обратиться.

Тема Ирана, ставшая единственной из упомянутых открыто, тоже кажется подходящей для беседы. Причем распространяется мнение, что она все больше увязывается с палестинской проблематикой. Частично это делает сам Тегеран, объединяя два вопроса путем выражения палестинцам публичной солидарности. Так сделал, к примеру, в среду аятолла А.Хаменеи в открытом письме руководству ХАМАСа, сообщив, что единственный способ освобождения палестинцев от израильского давления – сопротивление. Способствует такому же подходу Эр-Рияд, что в некоторой степени доказали слова саудовского наследного принца Мухаммеда бен Сальмана в недавнем интервью журналу The Atlantic. Наконец, не исключает размышлений Вашингтона в том же ключе израильская пресса. Так, Jerusalem Post написала в четверг о возможности реанимировать план «Бушер в обмен на Ицхар» 2009 г. Он подразумевал американскую борьбу с иранской ядерной программой, символизирует которую АЭС в Бушере, в обмен на помощь Израиля в создании палестинского государства, включая очередной раунд ликвидации поселений, среди которых Ицхар.

Сама по себе идея подобного обмена вряд ли реальна, особенно при текущей американской администрации, не склонной, как минимум, сейчас давить на Иерусалим в вопросе поселенческой активности. Также пока с трудом представляется осуществимым план «трех государств для трех народов», где ответственность за палестинцев в секторе Газа должен взять на себя Египет, а на Западном берегу – Иордания. Однако сама по себе идея «свопа» (англ. swap — обмен), как её часто называют, витает в воздухе. Вот только, судя по всему, будет он не территориальным, а политическим.

52.17MB | MySQL:103 | 0,507sec