Владельцы автобусных компаний сектора Газа между двух огней

Начатой в пятницу на прошлой неделе кампанией «Марш возвращения» ХАМАС сумел снова привлечь внимание к арабо-израильскому конфликту. Гибель 18 (учитывая умерших позднее от полученных ранений)  участников массовых беспорядков (11 из них – напрямую причастны к террористическим военизированным формированиям ХАМАСа) вызвала волну осуждений – правда пока не слишком жестких – действий ЦАХАЛа, сдерживавшего беснующиеся толпы у пограничного забора, отделяющего сектор Газа от суверенной территории Израиля. Финансируемая из-за рубежа радикально-левая израильская организация «Бецелем» даже начала пропагандистскую кампанию с призывом к израильским солдатам отказаться выполнять приказы и не стрелять по участникам беспорядков у пограничного забора, которых левые радикалы называют «безоружными демонстрантами». Таким образом, тактический успех ХАМАСа налицо. И израильскому руководству очевидно, что массовые беспорядки на пограничном заборе и попытке его прорыва будут продолжена. Как было сообщено в израильских СМИ, израильское руководство поспешно обратилось к Египту с просьбой использовать свое влияние на ХАМАС с тем, чтобы заставить его не провоцировать широкомасштабного кровопролития.

В этих условиях координатор действий израильского правительства на территориях генерал-лейтенант Иоав (Поли) Мордехай опубликовал в минувший четверг на своей странице в фейсбуке аудиозапись, демонстрирующую, каким образом руководство ХАМАСа, контролирующего сектор Газа, принуждает владельцев и директоров местных автобусных компаний перевозить к пограничному забору, отделяющему сектор от суверенной территории Государства Израиль, участников массовых беспорядков, в том числе боевиков террористических формирований ХАМАСа.

Генерал-майор Иоав Мордехай сопроводил эту аудиозапись следующим текстом: «На основании беседы, которую офицер отдела по координации действий правительства (на территориях – В.Ч.) вел с представителем одной из автобусных компаний, действующих  секторе (Газа – В.Ч.), вырисовывается жуткая картина: угрозы, аресты и бойкоты и даже направление водителей от террористической организации (имеется в виду ХАМАС – В.Ч.) для того, чтобы силой принудить компании, занимающиеся перевозками, подвозить нарушителей общественного порядка на насильственные акции, проводимые у забора безопасности (, отделяющего сектор Газа – В.Ч.) от территории Израиля. Вот оно, истинное лицо террористической организации, утверждающей, что эти сопровождаемые насилием беспорядки, якобы, являются спонтанными. ХАМАС использует террор в том числе и против своего собственного народа, и мы располагаем дополнительными доказательствами этого».

На обнародованной генерал-лейтенантом Иоавом Мордехаем аудиозаписи слышно, как один из владельцев автобусных компаний сектора Газа говорит по-арабски представителю отдела координации действий израильского правительства на территориях: «Пришли, арестовали нас и подали против нас жалобу (в суд – В.Ч.). (…) Мне сказали: “Мы хотим посадить тебя в тюрьму”, и привели других водителей (вместо водителей автобусов, являющихся сотрудниками компании – В.Ч.). Они сказали, что они хотят конфисковать автобусы. Что нам делать в такой ситуации?»

Для правильного понимания ситуации необходимо прямо сказать о том, что, таким образом, владельцы и администраторы автобусных компаний, действующих в секторе Газа, буквально оказались «под огнем с двух сторон». Дело в том, что еще на прошлой неделе, в преддверии широко разрекламированного ХАМАСом «Марша возвращения» координатор действий израильского правительства на территориях генерал-майор Иоав Мордехай направил руководству ХАМАСа предостережение относительно тяжелых последствий, которое будут иметь попытки прорвать пограничный забор в рамках кампании, именуемой ХАМАСом, как уже было сказано, «маршем возвращения». Однако более существенно то, что одновременно с этим он предостерег также владельцев и администраторов автобусных компаний сектора Газа с тем, чтобы они не сотрудничали с ХАМАСом в доставке к пограничному забору участников инициированных исламистами массовых беспорядков.

Владельцам автобусных компаний была направлена из отдела координации действий израильского правительства на территориях аудиозапись, в которой среди прочего было сказано, что «всякий, кто приближается к границе, подвергает опасности свою жизнь. С нашей (израильской – В.Ч.) точки зрения, если принадлежащая вам автобусная компания примет участие в перевозке демонстрантов (к пограничному забору – В.Ч.), то и вы, и члены вашей семьи (имеется в виду расширенная семья, клан – В.Ч.) будете нести за это личную ответственность». Далее следовало еще одно предостережение владельцам автобусных компаний сектора Газа, которые будут перевозить участников массовых беспорядков к пограничному забору: «Если у вас были те или иные льготы, они будут отменены». Следует пояснить, что речь идет о возможности пересечения контрольно-пропускных пунктов и проезда через суверенную территорию Израиля в арабские населенные пункта Иудеи и Самарии (Западного Берега, пользуясь арабской терминологией). Соответственно отмена льгот, о которых шла речь в обращении к владельцам и директорам автобусных компаний сектора Газа, представляет собой тяжелый удар по их доходам.

В дополнение к этому в интервью спутниковому телевизионному каналу «Аль-Хурра», вещающему на арабском языке с территории Соединенных Штатов Америки (уместно упомянуть о том, что одним из ведущих журналистов этого телеканала является Яхья Касем, израильский гражданин, принадлежащий к друзской общине, постоянно проживающий в Иерусалиме и служивший, как и подавляющее большинство израильских друзов, в ЦАХАЛе), генерал-лейтенант Иоав Мордехай сказал: «Мы жестко ответим на любую попытку демонстрантов повредить пограничный забор или прорваться на территорию Израиля. (…) Израильская реакция будет мощной – и не только против демонстрантов. На повестке дня находятся любые возможности реакции».

В упомянутом интервью генерал-лейтенант Иоав Мордехай сказал среди прочего: «Мы связались с более, чем 20 управляющими автобусных компаний (сектора Газа – В.Ч.), которым ХАМАС заплатил, чтобы побудить людей, которые не хотят этого, выйти из дома и принять участие в этих сопровождающихся насилием демонстрациях». Он также кратко изложил содержание бесед, которые представители отдела координации действий израильского правительства на территориях вели с проживающими в секторе Газа бизнесменами и администраторами. Суть этих бесед сводилась к следующему: «Будут приняты меры лично против всякого, чьи автобусы будут использованы для того, чтобы доставлять людей на эти сопровождающиеся насилием демонстрации, а также против меры против находящейся в его собственности компании».

6 апреля массовые беспорядки на границе сектора Газа с Израилем возобновились. На этот раз наибольшее внимание израильских СМИ привлек одновременный поджог арабами тысяч автомобильных покрышек в нескольких точках у пограничного забора, который представляется собой главным образом экологическую угрозу, причем в первую очередь – для самого сектора Газа. Очевидно, что продолжение следует.

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы:

  1. Ситуация, в которой оказались владельцы и директора автобусных компаний сектора Газа это лишь частный случай давления контролирующих сектор Газа властей ХАМАСа на население Сектора с целью принудить его принимать участие в массовых беспорядках.
  2. ХАМАС заинтересован в как можно большем числе жертв столкновений с ЦАХАЛом с тем, чтобы использовать этот фактор в качестве пропагандистского оружия против Израиля.
  3. Израиль по тем же самым причинам не заинтересован в человеческих жертвах, однако он не может допустить прорыва пограничного забора и проникновения арабских толп из сектора Газа на свою суверенную территорию. Относительно этого в еврейском государстве существует консенсус между правыми и левыми за исключением крайне радикальных групп, типа упомянутой выше организации «Бецелем».
  4. Организацией кампании, именуемой «Маршем возвращения», ХАМАС наглядно демонстрирует, что он не намерен заниматься налаживанием гражданской жизни в контролируемом им секторе Газа. Проводимая им кампания имеет своей целью в очередной раз напомнить местным жителям, две трети из которых являются потомками беженцев арабо-израильской войны 1948-1949 годов, что сектор Газа – не их дом, что их дома находятся на суверенной территории Государства Израиль – в Ашкелоне, Ашдоде, Явне, Яффо и т.д., откуда когда-то бежали их деды.
  5. Поскольку такой подход к ситуации отрицает само право Государства Израиль на существование (чего ХАМАС не скрывает), компромисс невозможен. Израиль не уступит в данном вопросе ни при каких обстоятельствах, и потому возможны лишь два варианта выхода из нынешнего кризиса: а. достижение временного затишья, благодаря вмешательству имеющих то или иное влияние на ХАМАС арабских государств, например, Египта или/и тех или иных экономических уступок со стороны Израиля, которые ХАМАС сможет представить в качестве «промежуточной» победы; б. перерастание беспорядков у пограничного забора в полномасштабное столкновение между ЦАХАЛом и боевиками ХАМАСа.
52.25MB | MySQL:103 | 0,480sec