Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 33

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха – в частности, раздела «Энергетика», содержание которого для России, позиционирующей себя в качестве энергетической державы (не только поставщика энергоресурсов, но и высоких, в частности, атомных технологий) имеет принципиальное значение. В предыдущем материале мы закончили вопросы, связанные с энергоресурсами (включая нефть и природный газ) и здесь остановимся на разделе, посвященном атомной энергетике. Не надо напоминать, что буквально накануне состоялась церемония торжественного старта строительных работ АЭС «Аккую» — заливка первого бетона при участии президентов двух стран – В.Путина и Р.Т. Эрдогана.

В этом смысле, интересно обратиться к тем оценкам, которые дает вопросу Альманах. Он перечисляет страны, лидирующие в вопросе мирного использования атомной энергии, включая: Францию, США, Россию и Китай. Всего в мире существует 448 действующих реакторов. Кроме того, 58 находятся на этапе строительства. И к ним ещё следует добавить те 164, которые пока лишь только планируются. Далее Альманах продолжает уже речь непосредственно про Турцию, указывая на явный прогресс страны, достигнутый в данном вопросе и, в частности, на поставленную руководством цель по вводу в эксплуатацию к 2023 году (100-летний юбилей провозглашения Турецкой Республики – В.К.) первой турецкой АЭС «Аккую» мощностью 4,8 ГВт (что будет составлять около 5% суммарной установленной мощности страны – В.К.).

Параллельно АЭС «Аккую», как пишется в документе, продолжается подготовка технико-экономического обоснования сооружения АЭС «Синоп» (судя по всему, этот проект, который, вообще говоря, является предметом турецко-японского межправительственного соглашения, которое турки пытались скопировать с прецедента «Аккую», двигается с последним отнюдь не параллельными курсами – В.К.).

АЭС страны, параллельно с переходом на использование местных углей, а также к массовому внедрению электростанций на возобновляемых источниках энергии, должны, как пишут авторы альманаха, со временем заметно уменьшить зависимость страны от поставки энергоносителей, в первую очередь – природного газа, из-за рубежа. Одновременно, турецким руководством предпринимаются заметные усилия к тому, чтобы при строительстве энергетических объектов использовалось бы оборудование местного производства (в этом смысле уместно сделать отсылку к соответствующим разделам российско-турецкого межправительственного соглашения по АЭС «Аккую», которые предусматривают: а) широкий трансфер российских технологий Турции, б) подготовку в профильных российских ВУЗах турецких инженерно-технических кадров; ключевым вопросом здесь является не только то, сколько Россия готова передать Турции, но и то сколько Турция знаний и умений сама в состоянии впитать, ибо речь идёт о принципиально новой для страны индустрии, где нет ни опыта, ни должной научно-инженерной школы, ни необходимых для налаживания производства предприятий – В.К.).

Следующий раздел называется «Национальная политика в сфере энергетики и горной добычи».

Альманах начинает с того, что пишет, что в апреле 2017 года в сфере турецкой энергетической политики начался принципиально новый период. Не будем повторять вслед за Альманахом стандартных слов про статус Турции нетто-импортера энергетических ресурсов из-за рубежа, равно как и про то, что значительную долю отрицательного сальдо внешней торговли страны формирует именно ресурсный импорт. Так вот, 6 апреля 2017 года на суд общественности Турции был предоставлен документ, озаглавленный «Национальная политика в сфере энергетики и горной добычи». На первый план в документе вынесены такие понятия, как «сильная экономика» и «национальная безопасность».

Упомянутый документ является всеобъемлющей политикой страны во всех областях турецкого топливно-энергетического комплекса (хотя, как представляется, рассуждения о том, что с появлением подобного документа наступил принципиально новый период в турецкой энергетике, как минимум, являются скоропалительными; ибо, ни одна из озвученных выше концептуальных идей про необходимость обеспечения Турцией своей энергетической безопасности, не является принципиально новой – В.К.). Далее Альманахом перечисляются конкретные мероприятия на этом пути, однако, не будем повторять то, что уже было сказано ранее и сразу перейдем в раздел документа «Выводы».

Главным из них является тезис Альманаха о переломности момента в турецкой энергетике, когда она в подлинном смысле становится национальной, пытаясь освободиться от зависимости от зарубежных поставок. Здесь, конечно, можно отметить определенные подвижки Турции в сфере строительства станций на местном угле, станций на солнечной или ветровой энергии, равно как и геологоразведочные работы по поиску местных месторождений нефти и природного газа. Однако, вряд ли можно считать, что данную ситуацию удастся переломить в обозримой перспективе. Отсутствие на территории страны значимых в мировом масштабе месторождений энергоносителей не компенсируется никакими мерами из перечисленных выше. При этом, стоит отметить не только продолжающийся экономический рост страны, но и увеличение численности населения, которые требуют наращивания мощностей.

Равно как и нельзя говорить о том, что у страны есть реальная возможность стать центром энергетической торговли. Укрепить свою роль как страны-транзитера – да, возможность есть. А вот создать на своей территории энергетическую биржу – с этим у Турции, похоже, мало что получается.

52.24MB | MySQL:103 | 0,607sec