О некоторых итогах визита наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана в США. Часть 1

В течение последних трех недель наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман находился с визитом в США. Во время данного визита он реализовал чрезвычайно насыщенную программу, проведя встречи и переговоры с действующими и отставными политиками США, представителями деловых кругов и дав интервью десяткам средств массовой информации. Прошли встречи наследника саудовского престола с президентом США Дональдом Трампом, вице-президентом Майклом Пенсом, новым госсекретарем Майком Помпео, министром обороны Джеймсом Мэттисом, зятем президента США Джаредом Кушнером, бывшими президентами Джорджем Бушем-младшим и Бараком Обамой, бывшими госсекретарями США Джоном Керри, Хиллари Клинтон, Кондолизой Райс, Генри Киссинджером, бывшим министром обороны Биллом Гейтсом, с американскими медиа-магнатами Майклом Блумбергом и Рупертом Мердоком. Говоря о встречах с представителями деловых кругов необходимо упомянуть о переговорах Мухаммеда бен Сальмана с президентом компании «Тесла», славящейся своими научно-техническими разработками, Илоном Маском, известным финансистом Петером Тилем, а также с руководителями компаний Lockheed Martin, Boeing, Amazon, Uber и Walt Disney Company. Это третья продолжительная поездка Мухаммеда бен Сальмана в США. Однако первые две, состоявшиеся в 2016 и 2017 годах прошли тогда, когда саудовский принц еще не был фактическим правителем королевства. Они были своеобразными смотринами, сначала у Барака Обамы, затем у его преемника Дональда Трампа. Нынешняя поездка в США осуществляется уже фактическим и международно признанным лидером королевства. Ее целью является заручиться американской поддержкой а проведении важных экономических и внешнеполитических мероприятий.

Представляется, что темы, обсуждавшиеся Мухаммедом бен Сальманом с представителями высшей американской элиты можно разделить на несколько рубрик. Во-первых, это вопрос об осуществлении внешнеполитической программы администрации Трампа по созданию на Ближнем Востоке антииранского блока в составе Израиля и «умеренных» суннитских арабских государств. Для этого Вашингтону необходима нормализация отношений между странами ССАГПЗ и Израилем. Во-вторых, это вопрос войны в Йемене, которую Эр-Рияд безуспешно ведет в течение трех лет, сталкиваясь со все более негативной реакцией мирового сообщества на систематические бомбардировки городов и сел страны саудовской авиацией и гибель тысяч мирных жителей. В-третьих, осуществление амбициозных экономических планов Мухаммеда бен Сальмана, предусматривающее солидное финансирование. Одним из его элементов является продажа 5% акций государственной нефтедобывающей компании Saudi Aramco. При этом принц ищет для этой доли, в том числе и американских инвесторов и покупателей.

Что касается первой задачи, то она, кажется, осуществлена американскими политиками весьма успешно. Об этом свидетельствует, в частности, интервью Мухаммеда бен Сальмана журналу The Atlantic Magazine. Интересно, что брал это интервью Джеффри Голдберг, автор нашумевшей статьи в свое время статьи «Доктрина Обамы». В ней (по существу компиляции различных интервью бывшего американского президента) Голдберг зафиксировал негативное отношение Обамы к политике КСА. В интервью Голдбергу Мухаммед бен Сальман сделал ряд интересных признаний. Во-первых, он первым среди королей КСА объявил об «историческом праве еврейского народа проживать на земле предков, то есть в Палестине». До этого лидеры КСА, в частности покойный король Абдалла бен Абдель Азиз признавали за государством Израиль право на существование (ближневосточный мирный план Абдаллы 2002 года), но никогда не говорили об исторических правах на Палестину. Этот факт отметил высокопоставленный в прошлом американский дипломат Денис Росс, курировавший ближневосточный конфликт при нескольких предыдущих администрациях. Во-вторых (и этот факт отмечает Джеффри Голдберг), Мухаммед бен Сальман не сказали ни одного плохого слова про Израиль. В одном месте интервью он отметил, что это самая большая и успешно развивающаяся экономика региона. В-третьих, в интервью Мухаммед бен Сальман нигде не упомянул о палестинском государстве или о том, что его столицей должен стать Иерусалим. Он один раз позволил себе осторожную критику Израиля в связи с тем, что его власти не позволяют доступ палестинских мусульман в мечеть Аль-Акса.

В-четвертых, правитель Саудовской Аравии разделил регион Ближнего Востока на два лагеря: «экстремистский» и «умеренный». В первый он включил Иран, «Хизбаллу» и движение «Братья-мусульмане». Во второй – Саудовскую Аравию, Бахрейн, Египет, ОАЭ, Иорданию, Оман, Кувейт, а также Йемен (имея в виду марионеточное просаудовское правительство). В пятых, Мухаммед бен Сальман признал, что в период холодной войны саудовское правительство поддерживало «Братьев-мусульман» как средство борьбы с коммунистами, в частности, в Египте. Интересно, что египетское правительство Гамаля Абдель Насера он охарактеризовал как «коммунистическое». Интересно также, что в другом интервью газете Washington Post, опубликованном 22 марта, Мухаммед бен Сальман заявил о том, что Саудовская Аравия занималась пропагандой ваххабизма по просьбе своих западных союзников во время холодной войны, чтобы сдержать советское влияние. Тем самым, он снимает с Эр-Рияда историческую ответственность за распространение исламского экстремизма. В-шестых, в интервью The Atlantic Magazine саудовский лидер подверг сомнению само существование ваххабизма на территории КСА. Он заявил, что на территории королевства нет никаких ваххабитов, а есть приверженцы четырех суннитских мазхабов. Он также отметил, что в Саудовской Аравии нет никакой дискриминации шиитов. По его словам, саудовские сунниты и шииты являются братьями и пользуются равными правами. Таким образом, он признал, что противостояние КСА с Ираном носит не религиозный, а геополитический характер. В-седьмых, говоря о верховном лидере Ирана Али Хаменеи, Мухаммед бен Сальман сказал о том, что иранский лидер «хуже, чем Гитлер, так как Гитлер хотел поработить только Европу, а Хаменеи мечтает завоевать весь мир». Мухаммед бен Сальман также отметил, что Иран необходимо остановить с помощью санкций и других методов воздействия. Если этого не сделать, по его мнению, через 10-15 лет в регионе вспыхнет большая война. В-восьмых, Мухаммед бен Сальман категорически отверг возможность поддержки правительством КСА террористических организаций где-либо. При этом он допустил возможность того, что некоторые саудовцы и частные благотворительные фонды на свой страх и риск поддерживают террористов, но отметил, что с такими явлениями проводится борьба.

После таких признаний американцам впору было отблагодарить саудовского гостя и пойти навстречу всем его требованиям. Однако неожиданное беспокойство среди американского истеблишмента вызвала уже не иранская, а саудовская ядерная проблема.

52.26MB | MySQL:103 | 0,500sec