Об отношениях Турции с США и Россией на фоне досрочных выборов

Сенаторы Джеймс Лэнкфорд (республиканец от штата Оклахома) и Джинн Шахин (демократ от штата Род-Айленда) призвали к введению санкций в отношении Анкары, если та не освободит американского пастора Эндрю Брансона, задержанного турецкими властями по обвинению в участии в попытке военного переворота в Турции в 2016 году. Об этом сообщила в четверг газета «Хилл». В совместном заявлении американские законодатели осудили действия правительства Турции в отношении Брансона и пригрозили Анкаре экономическими санкциями — с их фиксацией в бюджетном законопроекте США на 2019 финансовый год — если пастор в самое ближайшее время не будет отпущен на свободу. «Представители Турции, причастные к задержанию любого невиновного американского гражданина, должны нести международную ответственность, а действия в отношении пастора Брансона в частности квалифицируются как захват заложников, — цитирует издание заявление двух сенаторов. — Мы хотим сотрудничества и укрепления связей между двумя нашими странами, но правительство США ответственно за обеспечение безопасности и благополучия своих граждан». Двумя днями ранее освобождения Брансона, удерживаемого в Турции уже около 18 месяцев, потребовал президент США Дональд Трамп. Он назвал пастора порядочным человеком, преследуемым без каких-либо оснований.

Турецкая прокуратура обвиняет американского пастора в связях с запрещенной в Турции «Террористической организацией фетхуллахистов» (ФЕТО) и требует для него пожизненного заключения. Как сообщила турецкая газета «Джумхуриет», Брансон отрицает любые связи с путчистами. По данным агентства Рейтер, в 2017 году президент Турции Тайип Эрдоган предложил США отпустить Брансона в обмен на экстрадицию исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, с 1999 года проживающего в США и обвиняемого Анкарой в организации путча 2016 года и руководстве ФЕТО. Хотя заподозрить пастора в связи с Гюленом можно только при очень большом желании. Арест Брансона надо связывать совершенно с иными соображениями, и даже не с попытками Анкары добиться от Вашингтона экстрадиции мятежного имама. В Анкаре уже полностью отдают себе отчет в том, что эта идея неосуществима в принципе. Пастор стал заложником ситуации с близкими к Р.Т.Эрдогану  турецкими банкирами. Напомним, что в марте прошлого года в США был арестован генеральный директор одного из крупнейших турецких банков Halkbank Мехмета Хакан Атилла.  Ему было предъявлено обвинение в сговоре с турецким бизнесменом Резой Заррабом, для осуществления многомиллионной транзакции в пользу Ирана в нарушение санкций. Анкара предпримет юридические и дипломатические шаги в связи с этим  арестом в США заявил, комментируя этот инцидент,   глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу. По его данным арест в США Атиллы произведен по инициативе сторонников организации оппозиционного исламского проповедника Ф.Гюлена (ФETO).  Собственно задержание американского пастора и является одной из таких «дипломатических» мер. При этом на самого Гюлена традиционно навешиваются турецкими чиновниками все неприятности и даже природные катаклизмы. Почему тема американского пастора оживилась именно сейчас? Просто по той причине, что для Анкары и турецкого президента стало очевидно, что договориться с США о взаимопонимании не получится и коллективный Запад взял курс на его отстранение от власти с последующим судебным преследованием. Собственно по этой причине сейчас объявлены досрочные парламентские выборы, поскольку электоральная поддержка явно созданной при поддержке США «Хорошей партии» растет, и сейчас для Р.Т.Эрдогана наступает момент истины: если он выигрывает парламентские и президентские выборы, которые пройдут в один день 24 июня, то еще гипотетически может успеть узурпировать власть на среднесрочную перспективу в рамках конституционной реформы по итогам последнего  по времени референдума. Если нет, то его политическое будущие становится неопределенным. И это сейчас основной фактор, который определяет всю политику Анкары. И участие США в данной попытке свалить неудобного турецкого президента  в общем-то очевидны, что делает перспективу сближения между США и Турцией сейчас проблематичной.

А это самый главный вопрос, который имеет отношение к российским интересам применительно к Сирии. Особенно на фоне рассуждений ряда российских политологов о том, что ЕС в лице Франции успешно удалось вбить клин в отношении «тройки» (РФ, Иран и Турция). Это следует из заявлений французского президента Э.Макрона по итогам его «закрытых» консультаций в Анкаре накануне нанесения силами коалиции ракетного удара по Сирии. И в подтверждении этого тезиса приводится одобрение Анкарой этого удара. Специально для Э.Макрона отметим, что вбить клин в отношения «тройки»   по Сирии можно только при условии согласия США и ЕС на безусловное  политическое доминирование лично Р.Т.Эрдогана с одновременным началом реальных и внятных процедур по вступлению Турции в ЕС. А для американцев  эта трансформация означает их согласие на полное доминирование Анкары и ее союзников на севере Сирии с отказом от поддержки курдов. Все эти моменты нереальны сейчас, и собственно попытки Вашингтона конституционно свалить турецкого президента это иллюстрирует со всей очевидностью. При всех прочих вариантах такой клин вбить в принципе не получится.  Таким образом, июнь станет некой отправной точкой для понимания стратегических изменений или трансформаций позиции Москвы и Тегерана на сирийском направлении. И зависеть это будет напрямую от итогов президентских и парламентских выборов. Из двух зол надо выбирать меньшее, и это для Москвы Р.Т.Эрдоган, поскольку в другом случае надо ожидать изменения позиции турок по Сирии с практически полным подчинением их интересов в отношении курдов интересам США. То есть в этом случае надо ожидать оформление американо-турецкого альянса на сирийском направлении, препятствование чему является на сегодня главной задачей Москвы. И, кстати, с усилением экспансии турок и их институтов в республиках Центральной  Азии. По крайней мере, об этом уверенно говорят аппарате нового советника президента США по национальной безопасности Дж.Болтона в связи предстоящими досрочными выборами в Турции. Как и о том, что в случае победы на них Р.Т.Эрдогана надо ожидать нового витка напряженности в отношениях Анкары не только с Вашингтоном, но и с Брюсселем.  В случае проигрыша на них ПСР следует ожидать и крайне негативных последствий для России в рамках продолжения схемы «ликвидация зон деэскалации в обмен на нейтралитет Москвы и Тегерана в отношении курдов» и замораживания переговоров в Астане.

62.8MB | MySQL:102 | 0,477sec