Рассуждения о тезисах из интервью посла США в Афганистане Дж.Басса. Часть 1

Ровно месяц назад, 20 марта, посол США в Исламской Республике Афганистан Джон Басс дал большое интервью филиалу Радио «Свобода» — Gandhara (название древнего царства, пролегающего от Пакистана до Ирана и части Афганистана). Диалог получился крайне интересным. Этот дипломат достаточно редко дает интервью и известен своей непубличностью. Американский посол сделал несколько откровенных (особенно для своего статуса) заявлений, а чтение между строк позволяет определить тактические, стратегические и, возможно, оперативные цели США в Афганистане.

Начнем с того, что публикация интервью была специально приурочено к окончанию конференции в рамках «Кабульского процесса», которое закончилось в конце февраля. Как известно, на нем президент Афганистана Ашраф Гани ни много ни мало сделал сенсационное заявление. Глава государства заявил о необходимости признания «Талибана» политической силой, и выступил за легитимизацию движения. Он подчеркнул, что правительство намерено выдать паспорта талибам, а также начать работу по снятию санкций с лидеров движения. Было также заявлено, что Кабул готов обеспечить безопасность членам «Талибана», которые присоединятся к мирному процессу. Предлагалось создание зон безопасности для лидеров талибов и их семей в Афганистане, и даже их переезд в Саудовскую Аравию. В работе форума приняли участие представители всех основных игроков, от Турции, Катара и Ирана, до Саудовской Аравии, Пакистана, стран Центральной Азии и Индии. Россия также принимала участие в работе этого форума на уровне посла. Таким образом, был запущен процесс постепенного перехода умеренного крыла «Талибана» к мирной жизни. В связи с этим появилась насущная необходимость прояснить позицию главного спонсора и патрона идеи переговоров с талибами – Соединенных Штатов Америки.

Как и ожидалось, интервью началось именно с этого вопроса: «Как вы оцениваете мирное предложение Ашрафа Гани талибам»? Посол заявил, что это «ключевой вопрос, с которым связан мир и национальное примирение в стране». Господин Басс заявил, что США считают, что «заявление Гани на конференции является мужественным, и самым подробным и всеобъемлющим образом описывает то, как может выглядеть мир». То есть американский дипломат подчеркнул, что предложение президента Афганистана к талибам начать сначала переговоры, а затем стать легальной политической силой – это самое подробное и всеобъемлющее описание мира в этой стране. Это своего рода «дорожная карта» афганской политики (с точки зрения Америки). Таким образом, США полностью поддерживают будущую интеграцию части умеренных талибов в политическую жизни афганского общества. На самом деле, они являются главными спонсорами и авторами этой идеи, однако устами посла Басса это было заявлено официально.

Кроме того, Басса является достаточно опытным и профессиональным дипломатом. Он проработал послом США в Турции в не самое легко время, во время сирийского кризиса —  2014–2017 годах. Кроме того, в 2009-2012 годах он работал послом на ключевой для Вашингтона точке на Кавказе – в Тбилиси. Дипломат подчеркнул в интервью, что предложение Гани было донесено до всех присутствующих на конференции стран. «Не менее важно, что на конференции предложение Гани было поддержано каждым присутствующим». Действительно, мало кто в регионе является противником начала переговоров с талибами. Напомним, что Россия в свою очередь одной из первых начала говорить это на официальном уровне, из-за чего подвергалась несправедливой и жестко критике со стороны западных СМИ и официальных лиц. В беседе с автором этих строк спецпредставитель президента России,  директор Второго департамента стран Азии МИД (Афганистан, Иран, Пакистан, Индия) Замир Кабулов неоднократно заявлял о безальтернативности переговоров с талибами.

Что касается отказа талибов принять участие в переговорах и интегрироваться в политическую жизнь Афганистана, дипломат дал понять, что США будут ждать ответа, который им будет по душе. В противном случае Вашингтон применит тактику «форсированного допроса», то есть даст Пентагону карт-бланш на активные и жесточайшие военные действия в провинциях талибов. Очевидно, что будет применяться авиация и что-то наподобие «матерей», «отцов» и даже «бабушек» всех бомб. Своего рода чередование политики доброго и злого полицейского.

Другим важным сигналом стало заявление посла Басса о том, что первоочередным для мирного процесса является даже не столько позиция Пакистана, а «мнения самих афганцев». Действительно, самыми ярыми противниками диалога с «Талибаном» являются северяне – афганские таджики, узбеки и абсолютно проиранские хазарейцы. Этот сигнал является крайне важным, по нашему мнению даже, фундаментальным. То есть США дают понять центру таджиков, Мазари-Шарифу, главе исполнительной власти (премьер-министру) Абдулле Абдулле, Атта Мохаммаду Нуру, Абдул Рашид Дустуму и др., что за идеей переговоров с движением стоит Вашингтон. Соответственно противодействовать этому не в интересах США и повлечет за собой меры с их стороны. Учитывая жесткое противостояние таджиков и узбеков с Гани, активные антиамериканские действия первых ослабят их позиции, и позволят президенту-пуштуну одержать политическую победу над Севером. Однако даже, несмотря на предупреждение посла Басса, очевидно, что усилившиеся северяне будут торпедировать неугодный им процесс. Но понимая позицию США, они будут делать это в умеренных дозах.

62.84MB | MySQL:102 | 0,462sec