На днях министр нефти Ирана Бижан Зангане заявил, что Иран и Оман договорились о завершении разработки договора о сотрудничестве по проекту морского трубопровода[1]. По словам министра сделка будет реализована в два этапа: первый из которых планируется завершить к концу мая, а второй этап будет утвержден к концу июня.
Иран уже несколько лет обсуждает с Оманом производство СПГ на заводе по производству сжиженного газа Калхат. Сначала осуществление проекта откладывалось из за западных санкции против Ирана, а потом определенные сложности добавила проекту и позиция Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), не соглашавшихся на прокладку газопровода в своих суверенных водах. По словам министра нефти Ирана Бижана Зангане, трубопровод обойдет морскую границу ОАЭ «поскольку эмираты не позволяют прокладывать трубопровод в своих территориальных водах».
В прошлом месяце Зангане объявил, что его министерство подписало соглашение с Оманом, которое может приблизить реализацию двух проектов по совместному экспорту сжиженного природного газа (СПГ) на международные рынки.
В феврале прошлого года Тегеран и Маскат подписали предварительное соглашение по проекту трубопровода, стоимость которого оценивается в 1,2 млрд долларов. Но это предприятие все еще находится на начальной стадии.
По проекту общая протяженность трубопровода согласно оценкам составит более 400 километров. Береговая часть будет составлять 200 километров от иранской южной газовой зоны Ассалуйе до Кухмобарака в южной провинции Хормозган. Морской участок между Ираном и оманским портом Сохар составит 200 километров. Согласно условиям соглашения Иран построит наземную часть газопровода Иран — Оман.
В 2013 г Тегеран и Маскат договорились, что Иран будет поставлять в Оман 28 млн куб. м/сутки газа в течение 15 лет. Обе страны надеются, что поставки газа начнутся к 2020 году. Проект включает поставку трубопроводного газа из Южного Ирана в Оман и сжижение его для отгрузки на международные рынки.
По словам официального представителя иранского правительства, международные нефтегазовые компании, включая Total, Royal Dutch Shell, южнокорейскую KOGAS, японскую Mitsui & Co. и немецкие Uniper SE и E.ON SE, могут участвовать в этом газовом проекте.
К осуществлению проекта может включиться и российский «Газпром». В прошлом году Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) подписал первоначальное соглашение с «Газпромом», которое предусматривает сотрудничество в области производства сжиженного природного газа (СПГ)[2]. В этой связи глава NIOC Али Кардор заявил, что Иран заинтересован в участии «Газпрома» в развитии и строительстве газопровода Иран-Оман[3].
Иран производит более 800 млн куб. м газа в день, но экспортирует его в основном в Турцию и Ирак в объеме около 40 млн куб. м в сутки. Иран имеет крупнейшие в мире запасы газа после России и поэтому ему нужны новые рынки сбыта. Для осуществления своих планов Тегеран планирует выйти на глобальный рынок сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь с помощью Омана, поскольку сейчас СПГ в Иране не производится. Но с другой стороны в Иране хотят построить собственные заводы по производству СПГ. В 2015 министр нефти Ирана Зангане на конференции «Нефть и энергетика» заявил, что через несколько лет страна сможет поставить на рынок до 10 млн т. сжиженного природного газа [4].
Для осуществления этой программы в Иране намерены привлечь иностранных инвесторов. В последние годы несколько иностранных компаний проявляют интерес к строительству заводов СПГ в Иране. Еще в 2016 г. крупнейшая государственная нефтегазовая корпорация Индии Oil and Natural Gas Corporation Limited (ONGC) по итогам визита в Иран министра нефти и газа Дхармендра Прадхана сообщила, что Индия заинтересована в сотрудничестве с Ираном и хотела бы создать завод по производству сжиженного природного газа, а также установку по крекингу газа в порту Чабахар, что на юге страны. В октябре прошлого года NIOC подписала первое в своей истории соглашение о производстве сжиженного природного газа. Контракт с норвежской компанией IFLNG предусматривает организацию производства на территории Ирана и дальнейший маркетинг готовой продукции. В частности, по договору, совместное ирано-норвежское предприятие должно использовать для производства СПГ плавучий завод Caribbean FLNG, принадлежащий бельгийской компании Exmar. Мощность сжижения предприятия составляет 500 тыс тонн в год, а емкости для хранения вмещают 16,1 тыс куб. м СПГ.
В связи с этим возникает вопрос: сможет ли иранский сниженный газ пойти в Европу и тем самым стать конкурентом для «Газпрома» в будущем? Для ответа на него надо сначала посмотрим на газовую карту Европы и процент поставляемого сжиженного газа.
На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд куб. м в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд куб. м в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта). Основные страны-потребители СПГ в мире являются азиатские страны — Япония, Южная Корея, Китай, Индия, Тайвань и тд. В Европе крупные страны-потребители СПГ являются Испания (13,2 млрд куб. м), Великобритания (10,5 млрд куб. м), Франция (9,7 млрд куб. м). Европейские страны преимущественно потребляют российский трубопроводный газ, поскольку он дешевле СПГ.
Что касается способностям Омана по производству и экспорту СПГ, то нужно отметить, что согласно справочнику ВР, в 2014 году Оман произвел 29 млрд куб. м газа, при этом экспортировал по трубе 2,1 млрд куб. м в Катар и 10,6 млрд куб. м — в виде СПГ, в основном — 10,4 млрд куб. м — в страны Азии, из них 4,7 млрд куб. м в Японию, 5,1 млрд куб. м в Южную Корею.
Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ – его высокая стоимость. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии.
Таким образом, можно заключить, что в ближайшем будущем иранский и оманский сниженный газ не могут серьезно конкурировать с российским природному газу и главным поставщиком газа для Европы останется «Газпром». К тому же основными потребителями сниженного газа являются азиатские страны, а Иран сможет экспортировать СПГ в основном в соседние Индию и в Пакистан, куда российский газ не поступает.
[1] Iran, Oman Agree to Finalize Subsea Gas Pipeline Deal http://en.farsnews.com/13970127000883
[2] NIOC, Gazprom sign LNG deal http://en.nioc.ir/Portal/home/?news/81365/71248/216991/NIOC-Gazprom-sign-LNG-deal
[3] Иран готов построить береговой участок крупного газопровода в Оман http://www.iran.ru/news/economics/108211/Iran_gotov_postroit_beregovoy_uchastok_krupnogo_gazoprovoda_v_Oman
[4] Иран наращивает объем добычи газа https://neftegaz.ru/news/view/143069-Iran-naraschivaet-obem-dobychi-gaza