Республика Тунис характеризуется наличием относительно крупного по африканским меркам рынка автомобилей (см. таблицу 1). В отличие от Марокко и Египта, объемы выпуска готовых автомобилей остаются скромными (не превышают 1000 штук в год). Однако, созданная в стране автомобильная индустрия, специализирующаяся на создании компонентов и запчастей для автомобилей, является одной из самых развитых не только в Африке, но и на Ближнем Востоке. Предприятия отрасли вносят значительный вклад в формирование ВВП, экспортной выручки и промышленное развитие республики.
Таблица 1. Данные об объемах внутренних продаж автомобилей за 2005 – 2017 гг., тыс. шт.
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
33 | 38 | 39 | 43 | 47 | 59 | 47,5 | 49 | 47 | 50,9 | 48,5 | 50,8 | 47,4 |
Источник: International Organization of Motor Vehicle Manufacturers[i]
Интересно, что тунисский рынок автомобилей, в отличие от марокканского, египетского и алжирского, не продемонстрировал снижения роста в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. Негативное влияние на его показатели оказала лишь революция 2011 года. После нее объемы продаж снизились почти на 20 %, а рынок вошел в период стагнации, который продолжается до сих пор. Но в условиях Туниса, в отличие от Египта, влияние падения внутреннего спроса на состояние промышленной индустрии ограниченное: значительная часть производимой продукции ориентирована на экспорт.
В стране функционирует только одно предприятие по сборке автомобилей Wallyscar, расположенное в городе Бен Арус. Компания производит джипы (рис. 1), качество продукции приближено к стандартам ЕС. Завод может производить до 600 автомобилей в год, широко используются импортные компоненты (главным образом французской фирмы Peugeot), в том числе двигатели. Компания тесно сотрудничает с Peugeot, основой объем производимой продукции экспортируется в ЕС, Катар, Марокко. Рассматриваются возможности по созданию новых инновационных моделей.
Рис. 1 Фото с сайта «Википедия»
Внутренний рынок автомобилей представлен главным образом европейскими брендами, в основном такими, как Renault, Volkswagen, Peugeot, Fiat и Citroen. Около 10 % приходится на американских производителей, главным образом Chevrolet и Ford. В последние годы присутствие на тунисском рынке активно пытаются увеличить Toyota, Kia, Hyundai и иные азиатские экспортеры. Однако европейские автомобили пока доминируют, чему значительно способствует географическая близость и наличие соглашения об ассоциации с ЕС. Государство пытается активно влиять на внутренний рынок автомобилей. В-частности, с целью регулирования торгового баланса с 1995 года введены квоты на импорт, запрещен ввоз подержанных автомобилей (возрастом более 5 лет), установлены прогрессивные налоговые ставки на легковые автомобили с двигателями большой мощности[ii]. К факторам, сдерживающим развитие рынка, следует отнести более высокие цены на топливо (по сравнению с Алжиром и Ливией).
В период правления президента Бен Али значительная часть рынка продаж готовых автомобилей контролировалась лицами, приближенными к семье президента. После революции 2011 года многие предприятия, вовлеченные в импорт и торговлю автомобилями, были национализированы, а затем частично приватизированы[iii]. Присутствие государства в этом бизнесе и влияние на него остается активным.
Дальнейшие перспективы рынка готовой автомобильной продукции Туниса будут в значительной степени определяться уровнем жизни населения и макроэкономической ситуацией.
Компания PEUGEOT (Франция) заявляла о намерении соорудить предприятие по сборке автофургонов мощностью 1200 автомобилей в год. Первоначально указывалось, что предприятие заработает в 2018 году, однако заявленная мощность будет достигнута к 2020 году[iv]. Позднее было объявлено о планах открытия в 2019 году[v]. Предполагается, что производимые автомобили будут реализовываться в Тунисе, а также в соседних странах Северной Африки. Руководство компании утверждает, что основная цель предприятия – сохранение позиций на рынке Северной Африки в связи с экспансией азиатских производителей, в том числе используя возможность обойти установленные квоты на ввоз автомобилей.
Но наибольший вклад в индустриальное и экономическое развитие Туниса вносят производители составляющих и запчастей. Предприятия, входящие в эту отрасль, создавались десятилетиями – с 1970-х до 2000-е годы. В настоящее время функционирует 229 компаний, занимающихся производством продукции для автомобилестроения (в т.ч. 78 с участием иностранных инвесторов, из которых 29 – немецкие, 25 – французские, а также итальянские, американские, японские и иные). Более 130 из этих предприятий полностью ориентированы на экспорт[vi].
Правда, доля иностранных предприятий в общем выпуске производимой продукции оценивается примерно в 60 %, то есть значительно выше доли их фактического присутствия.
Наибольшее количество рабочих мест создают предприятия, производящие кабеля, свечи, выключатели и осветительные приборы (58 %), электронику (8 %), модули (8 %), пластик (4 %), шасси (4 %).
Определить точную долю продукции автомобилестроения в структуре экспорта крайне сложно: статистика представляется в разрезе видов производимой продукции (пластиковая, кабельная, электронное оборудование, металлургическая), которая относится не только к автомобилестроению. Однако доля автомобилестроения остается значительной. Так, по данным Еврокомиссии, продукция машиностроения, автомобилестроения и составляющих для транспортных средств в 2016 году достигла 3,9 млрд евро (почти 30 % всего экспорта Туниса). Правда, эти показатели демонстрируют стагнацию в течение последних 5 лет, хотя значительного снижения тоже не наблюдается. Основным экспортным направлением являются страны ЕС, а значительная часть тунисской продукции стабильно пользуется спросом на европейском рынке.
Большинство предприятий расположено в индустриальных зонах, расположенных в прибрежной полосе, в том числе на территориях особых экономических зон. Основными преимуществами, которые обуславливали инвестиционную привлекательность Туниса, в предыдущие годы, являлись:
— географическая близость к Европе;
— облегченный доступ на европейские рынки сбыта (с 1995 году действует соглашение об ассоциации, предполагающее отмену ввозных пошлин на взаимной основе для готовой промышленной продукции);
— наличие образованного населения, в том числе инженеров, уровень квалификации которых оценивается некоторыми европейскими аналитическими агентствами как самый высокий в Северной Африке, но при этом затраты на оплату их труда в Тунисе самые низкие в регионе и в 3 раза меньше по сравнению со странами ЕС[vii];
— в прошлые годы развитию отрасли способствовала последовательная стимулирующая деятельность правительства на этом направлении;
— наличие опыта в эксплуатации предприятий, производящих продукцию для автомобилестроения;
— в предыдущие годы – стабильная военно-политическая и экономическая обстановка в стране.
Хотя снижения объемов экспорта в течение последних 5 лет не произошло, отрасль демонстрирует застой, что является тревожным сигналом. К причинам, обусловившим это, следует отнести:
- период военно-политической нестабильности, последовавший за революцией 2011 года и серия резонансных терактов в 2015 году, что значительно способствовало снижению инвестиционной привлекательности, отпугивая потенциальных инвесторов;
- недостаточное внимание в период 2011 – 2016 годов экономическим проблемам со стороны правительства по причине сложной обстановки внутри страны, что снизило инвестиционную привлекательность;
- общеэкономические трудности и дефицит инвестиционных ресурсов, который ограничивает возможности по модернизации промышленных предприятий, в результате чего часть производимой продукции стала уступать зарубежным конкурентам;
- экономическая экспансия азиатских производителей, в том числе на рынки ЕС, продукция которых зачастую способна конкурировать с тунисской как в ценовом, так и в качественном аспекте;
- высокая доля европейских стран в структуре экспорта, что негативно сказывается в последние годы в связи с экономической стагнации в Европе;
- ухудшение ситуации на внутреннем авторынке, что особенно актуально для тех производителей запчастей, которые ориентированы на внутреннее потребление;
- ухудшение ситуации с транспортной инфраструктурой. В стране имеется проблема перезагруженности морских портов, что ведет к увеличению логистических затрат. Исправить ситуацию может открытие новых портов. Планы по их строительству имеются, но практическая реализация пока не началась.
Вместе с тем, ряд важных преимуществ сохранились. К таковым можно отнести близость к странам ЕС, наличие опыта в эксплуатации производственных предприятий, развитая производственная база, высокий уровень квалификации рабочей силы и ее дешевая стоимость. Особо следует отметить, что одним из самых конкурентоспособных направлений тунисской автомобилестроительной индустрии остается электроника и электрика, что особенно важно в перспективе, так как в автомобилях будущего доля соответствующих составляющих будет увеличиваться.
Таким образом, ставка на малые и средние предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию для автомобилестроения, а не на полную сборку автомобиля, во многом оправдалась. Отрасль остается разносторонней, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке и вносит весомый вклад в экономическое развитие страны. Созданный в предыдущие годы запас прочности во многом поспособствовал тому, что промышленность Туниса не рухнула в период политических потрясений 2011 и последующих годов.
Однако проблемы последних лет, обусловленные как внутренними, так и глобальными причинами, оказали негативное влияние на развитие и состояние отрасли автомобилестроения. Для сохранения своих позиций на мировом рынке Тунису необходимо принятие мер по модернизации и расширению отрасли, расширению рынков сбыта, а также привлечение иностранных инвестиций. Пока масштаб принимаемых мер выглядит недостаточным, поэтому укрепление автомобилестроительной отрасли – одна из важных экономических задач, которая стоит перед правительством сегодня.
Примечание: при подготовке статьи использовался материал, содержащийся в аналитическом отчете агентства PM & Partner Marketing Consulting GmbH (PM&P), 2017 год (Германия)[viii]
[i] http://www.oica.net/category/sales-statistics/
[ii] https://www.export.gov/article?id=Tunisia-Automotive-Parts-Services-Equipment
[iii] http://www.amcham-egypt.org/Mena/auto-tun.pdf
[iv] https://www.businesswire.com/news/home/20161129005758/en/PSA-Group-Bolsters-Commitment-Tunisia
[v] http://northafricapost.com/21091-french-automaker-peugeot-returns-tunisia.html
[vi] Oxford business group. Tunisia: the report 2016, стр. 136
[vii] https://www.automotiveworld.com/analysis/north-africa-next-frontier-vehicle-manufacturing/
[viii] http://tunesien.ahk.de/fileadmin/ahk_tunesien/06_Events/TFP_Auto/Report_Tunesien_Automotive_2017_01_29.pdf