Об автомобильной промышленности Туниса

Республика Тунис характеризуется наличием относительно крупного по африканским меркам рынка автомобилей (см. таблицу 1). В отличие от Марокко и Египта, объемы выпуска готовых автомобилей остаются скромными (не превышают 1000 штук в год). Однако, созданная в стране автомобильная индустрия, специализирующаяся на создании компонентов и запчастей для автомобилей,  является одной из самых развитых не только в Африке, но и на Ближнем Востоке. Предприятия отрасли вносят значительный вклад в формирование ВВП, экспортной выручки и промышленное развитие республики.

Таблица 1. Данные об объемах внутренних продаж автомобилей за 2005 – 2017 гг., тыс. шт.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
33 38 39 43 47 59 47,5 49 47 50,9 48,5 50,8 47,4

Источник: International Organization of Motor Vehicle Manufacturers[i]

Интересно, что тунисский рынок автомобилей, в отличие от марокканского, египетского и алжирского, не продемонстрировал снижения роста в период экономического кризиса 2008 – 2009 гг. Негативное влияние на его показатели оказала лишь революция 2011 года. После нее объемы продаж снизились почти на 20 %, а рынок вошел в период стагнации, который продолжается до сих пор. Но в условиях Туниса, в отличие от Египта, влияние падения внутреннего спроса на состояние промышленной индустрии ограниченное: значительная часть производимой продукции ориентирована на экспорт.

В стране функционирует только одно предприятие по сборке автомобилей Wallyscar, расположенное в городе Бен Арус. Компания производит джипы (рис. 1), качество продукции приближено к стандартам ЕС. Завод может производить до 600 автомобилей в год, широко используются импортные компоненты (главным образом французской фирмы Peugeot), в том числе двигатели. Компания тесно сотрудничает с Peugeot, основой объем производимой продукции экспортируется в ЕС, Катар, Марокко. Рассматриваются возможности по созданию новых инновационных моделей.

Рис. 1 Фото с сайта «Википедия»

Внутренний рынок автомобилей представлен главным образом европейскими брендами, в основном такими, как Renault, Volkswagen, Peugeot, Fiat и Citroen. Около 10 % приходится на американских производителей, главным образом Chevrolet и Ford. В последние годы присутствие на тунисском рынке активно пытаются увеличить Toyota, Kia, Hyundai и иные азиатские экспортеры. Однако европейские автомобили пока доминируют, чему значительно способствует географическая близость и наличие соглашения об ассоциации с ЕС. Государство пытается активно влиять на внутренний рынок автомобилей. В-частности, с целью регулирования торгового баланса с 1995 года введены квоты на импорт, запрещен ввоз подержанных автомобилей (возрастом более 5 лет), установлены прогрессивные налоговые ставки на легковые автомобили с двигателями большой мощности[ii]. К факторам, сдерживающим развитие рынка, следует отнести более высокие цены на топливо (по сравнению с Алжиром и Ливией).

В период правления президента Бен Али значительная часть рынка продаж готовых автомобилей контролировалась лицами, приближенными к семье президента.  После революции 2011 года многие предприятия, вовлеченные в импорт и торговлю автомобилями, были национализированы, а затем частично приватизированы[iii]. Присутствие государства в этом бизнесе и влияние на него остается активным.

Дальнейшие перспективы рынка готовой автомобильной продукции Туниса будут в значительной степени определяться уровнем жизни населения и макроэкономической ситуацией.

Компания PEUGEOT (Франция) заявляла о намерении соорудить предприятие по сборке автофургонов мощностью 1200 автомобилей в год. Первоначально указывалось, что предприятие заработает в 2018 году, однако заявленная мощность будет достигнута к 2020 году[iv]. Позднее было объявлено о планах открытия в 2019 году[v]. Предполагается, что производимые автомобили будут реализовываться в Тунисе, а также в соседних странах Северной Африки. Руководство компании утверждает, что основная цель предприятия – сохранение позиций на рынке Северной Африки в связи с экспансией азиатских производителей, в том числе используя возможность обойти установленные квоты на ввоз автомобилей.

Но наибольший вклад в индустриальное и экономическое развитие Туниса вносят производители составляющих и запчастей. Предприятия, входящие в эту отрасль, создавались десятилетиями – с 1970-х до 2000-е годы. В настоящее время  функционирует 229 компаний, занимающихся производством продукции для автомобилестроения (в т.ч. 78 с участием иностранных инвесторов, из которых 29 – немецкие, 25 – французские, а также итальянские, американские, японские и иные). Более 130 из этих предприятий полностью ориентированы на экспорт[vi].

Правда, доля иностранных предприятий в общем выпуске производимой продукции оценивается примерно в 60 %, то есть значительно выше доли их фактического присутствия.

Наибольшее количество рабочих мест создают предприятия, производящие кабеля, свечи, выключатели и осветительные приборы (58 %), электронику (8 %), модули (8 %), пластик (4 %), шасси (4 %).

Определить точную долю продукции автомобилестроения в структуре экспорта крайне сложно: статистика представляется в разрезе видов производимой продукции (пластиковая, кабельная, электронное оборудование, металлургическая), которая относится не только к автомобилестроению. Однако доля автомобилестроения остается значительной. Так, по данным Еврокомиссии, продукция машиностроения, автомобилестроения и составляющих для транспортных средств в 2016 году достигла 3,9 млрд евро (почти 30 % всего экспорта Туниса). Правда, эти показатели демонстрируют стагнацию в течение последних 5 лет, хотя значительного снижения тоже не наблюдается. Основным экспортным направлением являются страны ЕС, а значительная часть тунисской продукции стабильно пользуется спросом на европейском рынке.

Большинство предприятий расположено в индустриальных зонах, расположенных в прибрежной полосе, в том числе на территориях особых экономических зон. Основными преимуществами, которые обуславливали инвестиционную привлекательность Туниса, в предыдущие годы, являлись:

— географическая близость к Европе;

— облегченный доступ на европейские рынки сбыта (с 1995 году действует соглашение об ассоциации, предполагающее отмену ввозных пошлин на взаимной основе для готовой промышленной продукции);

— наличие образованного населения, в том числе инженеров, уровень квалификации которых оценивается некоторыми европейскими аналитическими агентствами как самый высокий в Северной Африке, но при этом затраты на оплату их труда в Тунисе самые низкие в регионе и в 3 раза меньше по сравнению со странами ЕС[vii];

— в прошлые годы развитию отрасли способствовала последовательная стимулирующая деятельность правительства на этом направлении;

— наличие опыта в эксплуатации предприятий, производящих продукцию для автомобилестроения;

— в предыдущие годы – стабильная военно-политическая и экономическая обстановка в стране.

Хотя снижения объемов экспорта в течение последних 5 лет не произошло, отрасль демонстрирует застой, что является тревожным сигналом. К причинам, обусловившим это, следует отнести:

  • период военно-политической нестабильности, последовавший за революцией 2011 года и серия резонансных терактов в 2015 году, что значительно способствовало снижению инвестиционной привлекательности, отпугивая потенциальных инвесторов;
  • недостаточное внимание в период 2011 – 2016 годов экономическим проблемам со стороны правительства по причине сложной обстановки внутри страны, что снизило инвестиционную привлекательность;
  • общеэкономические трудности и дефицит инвестиционных ресурсов, который ограничивает возможности по модернизации промышленных предприятий, в результате чего часть производимой продукции стала уступать зарубежным конкурентам;
  • экономическая экспансия азиатских производителей, в том числе на рынки ЕС, продукция которых зачастую способна конкурировать с тунисской как в ценовом, так и в качественном аспекте;
  • высокая доля европейских стран в структуре экспорта, что негативно сказывается в последние годы в связи с экономической стагнации в Европе;
  • ухудшение ситуации на внутреннем авторынке, что особенно актуально для тех производителей запчастей, которые ориентированы на внутреннее потребление;
  • ухудшение ситуации с транспортной инфраструктурой. В стране имеется проблема перезагруженности морских портов, что ведет к увеличению логистических затрат. Исправить ситуацию может открытие новых портов. Планы по их строительству имеются, но практическая реализация пока не началась.

Вместе с тем, ряд важных преимуществ сохранились. К таковым можно отнести близость к странам ЕС, наличие опыта в эксплуатации производственных предприятий, развитая производственная база, высокий уровень квалификации рабочей силы и ее дешевая стоимость. Особо следует отметить, что одним из самых конкурентоспособных направлений тунисской автомобилестроительной индустрии остается электроника и электрика, что особенно важно в перспективе, так как в автомобилях будущего доля соответствующих составляющих будет увеличиваться.

Таким образом, ставка на малые и средние предприятия, производящие конкурентоспособную  продукцию для автомобилестроения, а не на полную сборку автомобиля, во многом оправдалась. Отрасль остается разносторонней, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке и вносит весомый вклад в экономическое развитие страны. Созданный в предыдущие годы запас прочности во многом поспособствовал тому, что промышленность Туниса не рухнула в период политических потрясений 2011 и последующих годов.

Однако проблемы последних лет, обусловленные как внутренними, так и глобальными причинами, оказали негативное влияние на развитие и состояние отрасли автомобилестроения. Для сохранения своих позиций на мировом рынке Тунису необходимо принятие мер по модернизации и расширению отрасли, расширению рынков сбыта, а также привлечение иностранных инвестиций. Пока масштаб принимаемых мер выглядит недостаточным, поэтому укрепление автомобилестроительной отрасли – одна из важных экономических задач, которая стоит перед правительством сегодня.

Примечание: при подготовке статьи использовался материал, содержащийся в аналитическом отчете агентства PM & Partner Marketing Consulting GmbH (PM&P), 2017 год (Германия)[viii]

[i] http://www.oica.net/category/sales-statistics/

[ii] https://www.export.gov/article?id=Tunisia-Automotive-Parts-Services-Equipment

[iii] http://www.amcham-egypt.org/Mena/auto-tun.pdf

[iv] https://www.businesswire.com/news/home/20161129005758/en/PSA-Group-Bolsters-Commitment-Tunisia

[v] http://northafricapost.com/21091-french-automaker-peugeot-returns-tunisia.html

[vi] Oxford business group. Tunisia: the report 2016, стр. 136

[vii] https://www.automotiveworld.com/analysis/north-africa-next-frontier-vehicle-manufacturing/

[viii] http://tunesien.ahk.de/fileadmin/ahk_tunesien/06_Events/TFP_Auto/Report_Tunesien_Automotive_2017_01_29.pdf

44.83MB | MySQL:118 | 1,129sec