Израильские эксперты об усилении военной мощи Египта на Синае. Часть 1

Ряд израильских экспертов выказывают обеспокоенность наращиванием военной мощи египетской армии на Синайском полуострове. Ягиль Хенкин, военный историк из Иерусалимского института стратегических исследований, провел исследование, которое опубликовал под названием «Египетское наращивание военной мощи: загадка». По его мнению, Египет прилагает неимоверные с финансовой точки зрения усилия на приобретение современного вооружения и проведение учений. Эксперт пытается понять причины и полагает, что Израилю стоит быть настороже, хотя и не ожидает военной конфронтации с Египтом.

Относительно Синайского полуострова, переданного Израилем Египту по мирному договору 1979 года, одна часть израильского общества считает, что «мир с Египтом стоит того». Так выразился один известный израильский политический комментатор Шалом Ерушалми. Давид Мейдан, бывший высокопоставленный сотрудник Моссада, по поводу израильско-египетских отношений высказался следующим образом: «Два поколения не видели войны с Египтом, это холодный и фантастический мир». Они также считают, что не предвидится альтернативы подобному механизму в отношении сектора Газа.

Однако есть и другая часть общества, к которой принадлежит журналист Боаз Хаацни, который считает, что «два поколения также не видели войны с Сирией, хотя Израилю не пришлось уступать Голанские высоты». Он с горечью приводит слова египетского президента Анвара Садата после подписания мирного договора с Израилем в 1979 году – «Бедный Менахем (Бегин). Я возвращаюсь домой с Синаем, а он – с клочком бумаги» [i].

С точки зрения этой второй части израильского общества, Синайский полуостров превращал их страну в региональную державу. Уступка территории Египту включала поселения, зоны обороны, аэропорты, нефтяные и урановые месторождения и крупные туристические объекты. Хотя большая часть полуострова не является Палестиной, эта территория не входила в состав Египта до 1906 года. А три попытки Египта уничтожить Израиль были отличным поводом для того, чтобы не отдавать полуостров.

По мнению Боаза Хаацни, соглашение, подписанное М.Бегином, разбили две сионистские «скрижали» – поселения и безопасность. Для этой части израильского общества Бегин был лидером, который выполнил антисемитское требование Садата сделать Синайскую пустыню «свободной от евреев». Помимо сдачи полуострова в мирном договоре, по его мнению, была заложена еще одна бомба в виде фразы «законные права палестинского народа». Менахем Бегин стал первым израильским лидером, «признавшим палестинскую ложь, которую Ицхак Рабин подхватил в процессе соглашений Осло».

В то время как показывает практика, дружеские отношения с арабскими странами налаживаются исключительно в случае наличия интересов, и все виды сотрудничества происходят только в тех областях, в которых заинтересованы арабы. Следовательно, «официальные отношения (как между Египтом и Израилем – авт.) не являются активом, а политической ловушкой, препятствием для подлинного сотрудничества».

Журналист Б.Хаацни ссылается на исследование д-ра Ягиля Хенкина, которое хотя и основывается на открытых источниках, тем не менее, свидетельствует о масштабном наращивании египетской военной мощи, особенно с приходом к власти президента А.Ф.ас-Сиси в 2013 году[ii], при котором Египет стал одним из крупнейших импортеров вооружения. Он приобрел вертолетоносцы «Мистраль», подводные лодки, вдвое усилил египетские ВВС, расширяет бронетанковые войска и строит масштабную военную инфраструктуру.

На Синае проложены новые дороги в сторону Израиля, а существующие дороги модернизируются и расширяются до размеров автомагистралей, что не оправдывает существующий низкий объем трафика. В Египте есть три подземных военных топливных хранилища на Синае и вблизи Суэцкого канала, и еще запланировано строительство семи тоннелей и два десятка военных мостов готовы к развертыванию на канале или возле него. Военные аэропорты на Синае подвергаются серьезной и дорогостоящей модернизации, а египетская армия находится в состоянии военной подготовки. А кроме Израиля в этом районе нет армии, которая оправдывала бы такие приготовления.

Хенкин отмечает, что военные приготовления накануне войны Судного дня 1973 года были практически аналогичны сегодняшней активности на Синае. Тогда израильская армия была застигнута врасплох. Сегодня, та инфраструктура, которую выстроили египтяне за последние годы, позволит им оперативно перебросить войска в пустыню Негев. Однако, как отмечает журналист Хаацни, любая реакция Израиля на эти действия вызовет со стороны израильских «левых» обвинения в нарушении мирного договора с Египтом. Таким образом, непреложность статей договора нейтрализует любые попытки Израиля себя защитить против возможной агрессии. В связи с этим в Израиле задаются вопросом, на что способен А.Ф.ас-Сиси, назначенный в свое время Мухаммедом Мурси министром обороны, а затем сместивший его с поста президента.

Определенно египетское руководство старается вернуть Египту былую мощь. В современную эпоху, после независимости от Великобритании и Июльской революции 1952 года, осуществленную  членами движения «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абделем Насером, Египет стал Арабской Республикой Египет (АРЕ) и лидером арабского мира, иногда соперничая за титул с Ираком и Саудовской Аравией. Однако в последующие десятилетия влияние АРЕ значительно снизилось как по экономическим причинам, так и по причине высокой цены, которую стране пришлось заплатить за мирный договор с Израилем и переориентацию на США.

Мирный договор с Израилем стабильно действует уже более тридцати пяти лет, несмотря на кризисные периоды – начиная с удара израильских ВВС по иракскому реактору «Осирак» (1981 г.), кончая Второй интифадой (2000 – 2005 гг.). Непродолжительное правление «Братьев-мусульман» не привело к его отмене. Позиционируя себя в качестве великой арабской державы, Египет укрепляет свою военную мощь в последнее десятилетие, и особенно после прихода к власти в июле 2013 года президента А.Ф.ас-Сиси, несмотря на то, что на египетских границах не существует «естественного» врага.

Война Судного дня 1973 года нанесла тяжелую травму Израилю, который потерял большое количество солдат. Представления о стране в регионе и мире изменились – «образ непобедимого Израиля потускнел, а образ бестолкового арабского солдата остался в прошлом». Более того, было подорвано доверие израильскому руководству. Ведь несмотря на значительное количество предупреждений, одно из которых исходило от короля Иордании Хусейна, а другое – от зятя Г.Насера Ашрафа Маруана, командование ЦАХАЛа оказалось застигнутым нападением Египта и Сирии врасплох[iii]. По этой причине наметившаяся в Египте тенденция если пока и не вызывает в Израиле беспокойства, то израильские эксперты не могут не задаться вопросом – «к чему бы это?»

Во многих странах армия превращается в экономического «игрока», Египет в их числе. Его армия, по определению американцев, в 2008 году стала «квазиэкономическим предприятием». В последние годы президентства Х.Мубарака экономические возможности египетского армейского командования пошатнулись, а при А.Ф.ас-Сиси начали восстанавливаться.

Затруднительно дать реальную оценку доли египетской армии в экономике страны. Армейское командование в 2014 году утверждало, что их доходы составили менее 1% от ВВП Египта. Различные эксперты дают оценку в 5 – 6%. Оборонный бюджет Египта в 2015 году оценивался в 5,5 млрд долларов, однако закупки Египта из Франции в том году составили почти 6,2 млрд евро. Конечно, такой контракт не подразумевает выплаты в течение одного года. Но и сделка с французами была не единственной статьей расходов. Следовательно, у Египта должны быть дополнительные источники финансирования, помимо тех, которые заявлены в бюджете.

В июле 2017 года в Египте, возле Александрии, появилась самая крупная военная база в Африке и на Ближнем Востоке им. Мухаммеда Нагиба (первого президента Египта).  Помимо Абдель Фаттаха ас-Сиси на церемонии открытия присутствовали наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид аль-Нахайян, губернатор саудовской провинции Мекка принц Халед ибн Фейсал. В зоне ответственности базы находятся территории к западу от Александрии вдоль средиземноморского побережья, морской порт, крупные нефтяные месторождения, а также первая в Египте АЭС (в Эль-Дабаа, мухафаза Матрух), строительство которой планируется с участием российских специалистов «Росатома». На территории базы, рассчитанной на 20 тыс. военнослужащих, построено не менее тысячи сооружений – полигонов, казарм, жилья для офицеров и их семей, спортивных объектов и пр.
Добавим, что ранее Египет начал вести переговоры с Россией о восстановлении к 2019 году и аренде Москвой военной базы в Сиди-Баррани, вблизи западной границы с Ливией. Таким образом, израильский эксперт считает, что официальный военный бюджет Египта неверен или в нем не учитывается иностранная помощь.

По сравнению с 2010 годом численность и структура египетской армии существенно не изменились. Однако, израильские эксперты считают, что даже если у них и нет точной информации, то очевиден процесс модернизации и значительного усиления ВС Египта. В 2010 году на вооружении египетской армии насчитывалось 973 современных танка «Абрамс», а в 2016 году уже 1360 шт., что в 3 раза превысило общее количество танков ЦАХАЛа. Кроме того, сообщалось о намерении Египта собрать 400 – 500 российских танков Т-90 на построенном в Египте заводе. Египет покупает у США 762 бронемашины, которые зарекомендовали себя в боевых действиях в Ираке и Афганистане, а также в операциях против террористов на Синае. К этому нужно добавить неизвестное количество египетских бронемашин, которые уже наблюдались на Синайском полуострове, а также покупка не менее 130 военных грузовиков чешской компании Tаtra и обсуждение покупки порядка 220 дополнительных единиц техники. Кроме того, Египет заинтересован в модернизации или замене своих артиллерийских систем. В середине 2017 года рассматривались предложения для 155-мм артиллерийских систем из России, Южной Африки, Южной Кореи и Франции.

Кроме того, Египет приобрел «Антей–2500» – экспортный вариант системы С–300ВМ, хотя и был заинтересован в С–400. Помимо этого у Египта есть ракеты малой и средней дальности «Бук – М2Э», «Тор – М1»/ «ТОР – М2», а также около 75 американских ЗРК Avenger.

Египетская армия продолжает уделять пристальное внимание силам ПВО, которые насчитывают 80 тыс. военнослужащих и 70 тыс. резервистов, что составляет в общей сложности 1/6 от всей регулярной египетской армии и резерва. Наверняка это связано с тем, что во время войны 1973 г. египетская ПВО сработала успешнее египетских ВВС. Если Египет завершит строительство запланированной АЭС в Аль–Дабаа, то разумно предположить, что С–300 обеспечит его охрану.

В Израиле разные мнения относительно наличия у Египта ракет С–300. В том числе выражается обеспокоенность по поводу того, что эти системы не имеют никакого отношения к борьбе с террором. Однако командующий ВВС генерал-майор Амир Эшель ответил на вопрос эксперта об угрозе Израилю так: «Вы шутите? У нас с ними мир».

Модернизация египетской армии особенно масштабная в ВВС и ВМС. Количество американских самолетов F–16 за последнее десятилетие выросло со 151 единицы до 208 или 220 (из них, по крайней мере, 177 современных моделей). Кроме того, Египет диверсифицирует источники закупок. Например, Каир купил 50 многофункциональных российских истребителей МиГ–29 M2 и не менее 24 французских «Рафалей».

В результате проводимой модернизации и перевооружения египетские ВВС станут одними из крупнейших и современных на Ближнем Востоке, хотя Израиль по-прежнему будет обладать технически более продвинутыми ВВС, в т.ч. со стелс-технологиями.

В сентябре 2017 года Франция передала Египту первый корвет Gowind-2500 (из 4-х корветов по контракту на сумму в 1 млрд евро, без учета стоимости ракетного вооружения). Помимо прочего Египет получил французский фрегат водоизмещением 6 тыс. тонн, а также два вертолетоносца «Мистраль». В 2016 году немецкие подводные лодки проекта 209/1400 (аналоги израильских «Дольфин» первого поколения) начали заменять устаревающие китайские подводные лодки «Ромео». Кроме того, в июне 2016 года Россия продала Египту новый 550-тонный корвет, вооруженный сверхзвуковыми противокорабельными ракетами. К тому же на вооружении Египта остаются старые образцы, среди которых 4 американских фрегата серии «Оливер Хазард Перри» (4200 тонн). В результате египетские ВМС стали вторыми по величине в регионе после Турции и далеко ушли вперед со времен войны Судного дня, когда они воспринимались не иначе как «ахиллесова пята египетской армии».

Наиболее заметным, по мнению израильского эксперта, и даже неожиданным событием стало приобретение Египтом в 2016 году французских вертолетоносцев «Мистраль» за 950 млн евро, крупнейшего корабля на Ближнем Востоке и в Африке – помимо экипажа из 160 человек, корабль вмещает 16 вертолетов и 450 десантников. Командующий ВМС АРЕ пояснял, что корабли будут использоваться для обеспечения безопасности газовых месторождений в Египте и для борьбы с терроризмом.

В Израиле такой аргумент смутил, т.к.  радикально отличается от израильской концепции, по которой газовые месторождения охраняются скоростными катерами и системами ПРО, а не боевыми вертолетами, взлетающих с гигантских платформ, способных перевозить сотни солдат и высаживать их на берегу противника.

Израильские эксперты неохотно верят в объяснения причин приобретения морских и воздушных судов подготовкой Египта к сценарию городских восстаний, как в Сирии. Если бы Египет действительно опасался городских восстаний, то было бы целесообразнее инвестировать в БПЛА и бронированные легкие транспортные средства, а не в корветы и вертолетоносцы. Объяснить закупку кораблей можно стремлением Египта получить возможность оперативного развертывания ВС в регионе Персидского залива.

Помимо вооружения, в последние годы Египет активно инвестирует в развитие инфраструктуры. Одной из ключевых программ стал Синайский план развития, способствующий дальнейшей интеграции полуострова в Египет после десятилетий его застоя. Началось экономическое развитие, строительство автомагистралей, заводов, трансфер 3 млн жителей на Синай, рассчитанный на десятилетие.

Помимо увеличения пропускной способности египетских портов, особенно в районе Порт-Саида, улучшения инфраструктуры авто- и железных дорог, началась реализация амбициозного плана строительства нового города между Суэцкой и Каирской областями, рассчитанного на 5 млн жителей, со всей необходимой инфраструктурой и полной занятостью населения. Если проект «Нового Суэцкого канала» был реализован в рекордные сроки с помощью облигаций, то инвестировать в Синайский план развития вероятно готовы страны Персидского залива.

В 2017 году стало известно о 10 программах развития Синая до 2020 года на сумму 1.5 млрд долларов, среди которых – использование передового опыта с участием египетских инженерных войск для строительства семи тоннелей под Суэцким каналом в районе Порт-Саида и Исмаилии (помимо уже существующего тоннеля «Ахмад Хамди» на юге канала). Некоторые из этих тоннелей будут предназначены для автодорожного транспорта,  а некоторые – для ж/д путей.

В Израиле понимают, что реализация всех этих планов необходима в случае заселения Синайского полуострова, но также очевидно, что они намного облегчают переброску на полуостров египетских вооруженных сил.

Если строительство одних тоннелей решало конкретные проблемы, появившиеся в связи с «Новым Суэцким каналом» и объяснялось будущим расширением Порт-Саида, то трудно найти экономическое обоснование строительству семи дополнительных тоннелей задолго до появления соответствующей инфраструктуры. Автомагистрали облегчают мобилизацию ВС, а дороги, ведущие вглубь Синая, кажутся шире, чем это необходимо. За этот план развития отвечает армия. В 2016 году на его реализацию А.Ф.ас-Сиси выделил 10 млрд египетских фунтов (более одного миллиарда долларов).

У израильских экспертов больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, помимо фактов, рассмотрение которых будет продолжено в Части 2, обеспокоенность обостряется исторической травмой, вызванной войной Судного дня 1973 года.

[i] С юга начнется зло: будет ли Ас-Сиси влюблен во врага? // Макор Ришон. 23.04.2018. URL: https://www.makorrishon.co.il/opinion/40309/ (на иврите)

[ii] Хенкин, Я. Усиление мощи египетской армии: загадка // Иерусалимский институт стратегических исследований. 07.01.2018. URL: http://jiss.org.il/he/henkin-egypt-military/ (на иврите)

[iii] Эпштейн, А.Д. Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений. Т. 1. М.: Институт Ближнего Востока / Мосты культуры, 2014. С. 300.

52.22MB | MySQL:103 | 0,549sec