О рисках продовольственной безопасности в Южном Судане

Южный Судан фигурирует в числе стран, где согласно оценкам профильных ооновских организаций, угроза продовольственной безопасности одна из самых высоких в мире. В частности, в докладе Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) в области раннего предупреждения в сфере продовольственной безопасности и сельского хозяйства, Южный Судан отмечен в группе стран с наивысшим уровнем риска вспышки массового голода в стране. В Южном Судане эта ситуация обусловлена активизацией насилия и вооруженных столкновений между различными правительственными и оппозиционными группировками, что ведет к росту внутренних перемещений и миграции. Ситуация отягощается ранним началом в этом году так называемого «голодного сезона» (lean season), в ходе которого в период дождей фермеры не могут рассчитывать на местный урожай и целиком зависят от внешней продовольственной помощи.

В прошлом году итогом массовых внутренних перемещений и миграции в соседние страны фермеров под воздействием обострившегося конфликта стало существенное сокращение объемов основного урожая зерновых. В частности, с августа 2017 года по январь 2018 года более 700 тысяч человек покинули свои дома, что ударило по производительности аграрного сектора. Усиление насилия и жестокости также привело к разрушению продовольственных цепочек, потерям скота и сельскохозяйственного инвентаря, ограничению доступа фермеров к земельным ресурсам и обструкции продовольственных рынков и торговых связей.

В результате на конец апреля 2018 года 5.3 млн человек в Южном Судане (48% всего населения) испытывают серьезную проблему в сфере продовольственной обеспеченности и относятся к фазам 3 (кризис) и 4 (чрезвычайная ситуация) по международной интегрированной шкале продовольственной безопасности IPC. Их разделяет один шаг от пятой, наивысшей фазы продовольственной безопасности, характеризующейся как массовый голод (famine). По сравнению с аналогичным периодом накануне «голодного сезона» 2017 года, количество населения в категории высокого риска (фазы 3 и 4) выросло на 40%.

Однако проблема текущего года не только в росте численности группы риска, она носит более структурный характер. В частности, согласно проведенной недавно совместной оценке профильных продовольственных агентств ООН, внутреннее производство зерновых в этом году в Южном Судане составит 765 тысяч тонн, что на 14% ниже среднего пятилетнего уровня. Это означает, что основные накопленные с январского урожая запасы оказались истощены уже в апреле, и зависимость от внешней гуманитарной помощи будет только расти. Пик ее придется на май-июнь, когда численность населения в зоне риска вырастет с нынешних 5.3 до 7.1 млн человек (63% населения), в том числе 2.3 млн пребывающих в так называемой «пороговой» группе, то есть фактически в чрезвычайной ситуации (фаза 4) по классификации IPC. При этом около 160 тысяч из них уже сейчас по сути испытывают серьезный голод и могут быть квалифицированы как фаза 5 (максимальный уровень продовольственной необеспеченности).

Общий прогноз развития ситуации в области продовольственной безопасности в Южном Судане неутешительный. Риск начала масштабного голода (famine) нарастает, и продовольственная ситуация с каждым месяцем будет ухудшаться. По признанию министра сельского хозяйства Южного Судана, в 2018 году страна столкнется с наихудшим «голодным сезоном» (lean season) с начала обретения независимости и со старта вооруженного конфликта в 2013 году. Пик этого кризисного периода ожидается в мае-июне. В этих условиях главной задачей властей и международного сообщества должна стать поддержка наиболее уязвимых категорий фермерских хозяйств в целях обеспечения их самодостаточности и устойчивости. Основная стратегия правительства и поддерживающих его международных организаций – наращивать и интенсифицировать местное производство. В начале апреля с.г. под эгидой Министерства сельского хозяйства запущена пропагандистская аграрная кампания, в частности, акцентирующая важность нынешнего посевного сезона, призывающая фермеров вернуться в преддверии посевного сезона на свои земли и по возможности расширить площади культивируемой земли.

Для решения этой задачи, правительство намерено анонсировать новый пакет мер поддержки и стимулирования фермеров. Согласно рекомендациям профильных институтов ООН, необходима адресная поддержка фермерских хозяйств по двум основным направлениям – аграрному производству и животноводству. В сфере аграрного производства ключевым вопросом является раздача семян, удобрения и сельскохозяйственного инвентаря уязвимым фермерам в период с мая по август (на основной и вспомогательный посевные сезоны). Также необходимо развернуть масштабные программы обучения малых и средних фермеров с привлечением технологий и экспертизы неправительственных организаций, в частности в сфере минимизации продовольственных потерь при сборе урожая (food loss management). В области животноводства решающими должны стать меры ветеринарной и санитарной поддержки, а заодно и информационной кампании по недопущению распространения инфекционных заболеваний животных, таких как ящур и лихорадка долины Рифт. Эти шаги представляются первоочередными в отсутствие национальной системы карантина и контроля за перемещениями животных. Меры также должны включать приоритетную поддержку кочевого животноводства через предоставление ветеринарных услуг и пр.

Таким образом, c учетом высоких рисков для продовольственной безопасности Южного Судана в ближайшие месяцы, своевременная имплементация предлагаемого профильными институтами ООН комплекса мер может по крайней мере сдержать массовый голод. Разумеется, для перелома ситуации в сфере производства понадобятся более структурные реформенные решения, принятие которых станет возможным лишь после прекращения вооруженного конфликта и достижения устойчивого политического урегулирования между враждующими кланами. В отсутствие такового продовольственная безопасность, да ситуация в аграрном секторе страны в целом продолжит деградировать. Пока же важным является своевременная оценка наиболее высоких рисков в сфере продовольственной безопасности и их превентивное предупреждение во избежание катастрофических последствий.

52.29MB | MySQL:106 | 0,852sec