Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7 – 13 мая 2018 года)

На минувшей неделе военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке после выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе (ИЯП) и резкого усилении напряженности между Ираном и Израилем стала еще более сложной.

8 мая президент Д. Трамп заявил о выходе США из ядерного соглашения с Ираном, так как полагают, что сохранение СВПД по иранской ядерной программе будет чревато началом гонки ядерных вооружений на Ближнем Востоке. Также Д. Трамп объявил о начале процесса восстановления американских санкций в отношении Тегерана, которые коснутся энергетического, нефтехимического и финансового сектора ИРИ, пригрозив, что страны, которые продолжат сотрудничество с Ираном в обход санкций, США столкнутся с «тяжелыми последствиями». Ожидается, что американские санкции будут введены в период с августа по ноябрь. США рассчитывают, что «очень жесткие санкции, которые сейчас будут возобновлены Вашингтоном в отношении Тегерана, негативно отразятся на иранской экономике» и «потенциально могут привести к тому, что иранский режим откажется от программы разработки баллистических ракет». США после выхода из СВПД могут ввести санкции против европейских компаний за сотрудничество с Тегераном, заявил 13 мая советник Д. Трампа по национальной безопасности Дж. Болтон.

Д. Трамп обвинил власти Ирана в том, что те продолжают заниматься обогащением урана и разработкой ядерного оружия, несмотря на договоренности с «шестеркой» международных посредников. Он потребовал также отказаться от разработки Ираном баллистических ракет, прекратить поддержку экстремистов в странах региона, перестать угрожать Израилю и не мешать международной навигации. Резюмируя, Д. Трамп заявил, что если Тегеран продолжит ядерные разработки, то его ждут проблемы, «с которыми он раньше не сталкивался». Одновременно он заверил, что США готовы заключить с Ираном новую договоренность по урегулированию ядерной проблемы.

О своей полной поддержке решения Д. Трампа по выходу из СВПД по ИЯП заявили Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ и еще несколько стран. Катар призвал к диалогу для недопущения гонки ядерных вооружений после решения США выйти из СВПД. В то же время лидеры Великобритании, Германии и Франции, Т. Мэй, А. Меркель и Э. Макрон, в совместном заявлении назвали сделку по иранскому атому важной для сохранения общей безопасности их стран. Они призвали США воздержаться от мер, препятствующих выполнению сделки по ИЯП другими сторонами и согласились продолжить выполнять свои обязательства в рамках СВПД. Евросоюз обеспокоен решением Д. Трампа выйти из СВПД и останется приверженным реализации сделки, заявила глава европейской дипломатии Ф. Могерини. При этом страны ЕС намерены защищать интересы своих компаний, работающих в Иране, и готовы оспорить во ВТО односторонние санкции США, если таковые будут задевать европейские интересы. Президент Франции Э. Макрон в ходе телефонного разговора с иранским коллегой Х. Роухани заявил о намерении Парижа продолжать выполнять ядерное соглашение с Ираном. Стороны договорились продолжать работу для дальнейшего соблюдения СВПД и сохранения стабильности в регионе. «Таким образом, — отмечают эксперты, — налицо пока солидарный курс Европы на неприятие позиции Вашингтона». Китай настаивает на сохранении целостности сделки по ИЯП и готов к активизации совместных действий с ее участниками. Пекин намерен продолжать развитие сотрудничества с Ираном, даже если США применят в отношении Тегерана какие-либо санкции. МАГАТЭ может подтвердить, что Иран полностью выполняет взятые на себя обязательства в рамках СВПД по ядерной программе, заявил гендиректор организации Ю. Амано. Генеральный секретарь ООН А. Гутерриш призвал все государства — члены организации поддержать сделку по ИЯП. Решение Д. Трампа выйти из СВПД по иранской ядерной программе дестабилизирует регион и приведет к новым конфликтам, считают Турция, Япония, Австралия, Италия, Испания и целый ряд других стран. МИД России заявил о глубокой разочарованности решением Трампа отказаться от выполнения обязательств по иранской ядерной сделке и восстановить американские санкции в отношении Ирана.

Руководство Ирана жестко осудило решение Д. Трампа. Президент ИРИ Х. Роухани заявил: «Этим выходом США показали, что они не соблюдают обязательства по международным соглашениям». Одновременно было заявлено, что Тегеран будет прилагать все усилия для сохранения СВПД. Вместе с тем, Х. Роухани считает, что европейские государства, подписавшие СВПД, имеют ограниченные возможности, чтобы спасти этот договор. Ответная реакция Ирана на решение Трампа выйти из соглашения будет зависеть от итогов дипломатических контактов ИРИ с остающимися странами-участницами этой сделки, подчеркнул глава МИД Ирана М. Д. Зариф. При этом «говорить о новом ядерном соглашении, которое будет лучше, чем нынешнее, нелепо и абсурдно», — заявили в иранском внешнеполитическом ведомстве. В Тегеране также сообщили, что иранские власти подготовили пропорциональный план ответных мер на решение Вашингтона о выходе из СВПД. Иран начала консультации с Россией, Китаем и европейскими государствами в связи с объявлением США о выходе из ядерной сделки. 13 мая М. Д. Зариф в Пекине получил заверение в поддержке СВПД Китаем.

На минувшей неделе резко обострилось военное противостояние между Израилем и Ираном. Израиль 8 мая привел войска на северной границе в состояние повышенной готовности, развернул ПВО, было приказано открыть бомбоубежища. Как заявило командование ЦАХАЛа, это было сделано «после выявления нерегулярной деятельности иранских сил в Сирии». В ночь на 10 мая Израиль атаковал десятки иранских военных объектов на сирийской территории в ответ на иранский ракетный обстрел. Ранее ВС Израиля заявили, что иранцы в Сирии выпустили 20 ракет и других снарядов по израильским позициям на Голанах. В свою очередь, иранские удары стали ответом на неоднократные ракетные обстрелы Израилем объектов ИРИ в САР. По информации Минобороны РФ, 28 израильских самолетов F-15 и F-16 выпустили около 60 ракет по иранским целям в САР. Также со стороны Израиля было выпущено более 10 тактических ракет класса «земля-земля». Целями ударов стали иранские штабы, системы и пункты наблюдения, пусковая установка, с которой были выпущены ракеты по Израилю, военные лагеря и склады. Кроме того, ударам подверглись пусковые установки ПВО САР, которые вели огонь по израильтянам. Сообщается, что Израиль проинформировал Россию перед нанесением ударов в САР. Израиль не заинтересован в оккупации сирийской территории и вмешательстве в дела Сирии, однако не позволит Ирану превратить эту страну в линию фронта против себя, заявил 10 мая министр обороны еврейского государства А. Либерман. Он также обратился к президенту САР Б. Асаду, призвав его положить конец присутствию Ирана в Сирии. В Тегеране после обмена ударами сообщили о нежелании начинать войну с Израилем. Таким образом, судя по заявлениям, стороны пока против эскалации. Вместе с тем, как полагают эксперты, последнее обострение ирано-израильского военного противостояния показывает, что боевые действия между двумя странами могут выйти из-под контроля.

Сложная обстановка сохраняется в Сирии. На минувшей неделе правительственные войска САР и их союзники продолжали вытеснять боевиков «Исламского государства (ИГ, запрещено в РФ) из контролируемых ими кварталов на юге Дамаска. Бои здесь носят ожесточенный характер. Тем временем почти 8,5 тыс. боевиков и членов их семей покинули бывший лагерь палестинских беженцев Ярмук в южных предместьях сирийской столицы в рамках операции, которая прошла с 3 по 10 мая. 8 мая начался вывод боевиков незаконных вооруженных формирований и членов их семей из зоны деэскалации «Хомс». ВС Сирии продолжают зачищать пустынные территории к западу от реки Евфрат, где скрываются отряды боевиков ИГ.

В Минобороны России сообщили, что 8 мая вертолет Ка-52 ВКС РФ потерпел катастрофу в Сирии, оба летчика погибли.

Сирийский оппозиционный комитет по переговорам (СКП) готов к прямым дискуссиям с властями Сирии и с Россией без каких-либо предварительных условий, сообщил 9 мая глава МИД Великобритании Б. Джонсон по итогам переговоров с главой СКП Н. аль-Харири.

12 мая в Ираке прошли выборы депутатов Совета представителей (парламента). По данным Высшей независимой избирательной комиссии, голосование прошло во всех 18 провинциях страны, на избирательные участки пришли около 10,7 млн человек (44,52% избирателей, самый низкий показатель после 2003г.). Свои кандидатуры для участия в выборах выдвинули примерно 7,4 тыс. человек. Было подготовлено 88 избирательных списков, на места в 328-местном парламенте претендовали представители 320 партий, политических альянсов, а также независимые кандидаты. В условиях сложной ситуации в стране власти приняли чрезвычайные меры для обеспечения безопасности выборов. Серьезных нарушений безопасности зафиксировано не было. Вместе с тем, ряд СМИ сообщил о сорванных силовиками попытках боевиков ИГ устроить теракты на избирательных участках. По предварительным результатам выборов лидирует альянс «Наср» во главе с премьер-министром Ирака Х. аль-Абади. За ним следует блок «Ас-Сайрун», руководимый влиятельным шиитским проповедником и политиком М. ас-Садром. Политический блок «Аль-Ватания» во главе с вице-президентом А. Алауи потребовал провести повторные выборы в парламент, утверждая, что в ходе голосования «на избирателей оказывалось давление» и «покупались голоса». Повторно провести выборы в иракский парламент в курдской автономии, в провинции Киркук и на других спорных территориях потребовали четыре курдские партии, в том числе влиятельная оппозиционная партия «Горран».

На минувшей неделе в Ливане сообщили предварительные итоги прошедших 6 мая парламентских выборов. Шиитские партии «Хизбалла» и «Амаль» завоевали вместе 29 из 128 мест, суннитское движение «Аль-Мустакбаль» в главе с премьер-министром Ливана С. Харири, — 21, сторонники президента страны М. Ауна в лице Свободного патриотического движения (СПД) – 17, правохристианские «Ливанские силы» — 15. В целом шиитский тандем вместе с СПД, просирийскими партиями и депутатами будет располагать большинством в новом составе парламента — 67 из 128 мест. Одним из итогов выборов стало «болезненное поражение» движения «Аль-Мустакбаль», лишившегося трети мест в законодательном органе.

9 мая в Москве прошла встреча президента России В. Путина и премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. Нетаньяху также присутствовал на Параде Победы и участвовал в шествии «Бессмертный полк». Израильский премьер сообщил, что говорил на переговорах с Путиным о праве еврейского государства защищать себя от агрессии со стороны Ирана из Сирии. Стороны «обсудили угрозы на Ближнем Востоке и возможные пути смягчения ситуации и разрешения острых конфликтов».

Саудовская Аравия настроена на создание собственного ядерного оружия, если аналогичную попытку предпримет Иран, заявил 9 мая глава МИД королевства А. аль-Джубейр. Он не исключил военных действий в отношении Ирана со стороны КСА в связи с тем, что Тегеран поставляет ракеты йеменским мятежникам-хоуситам. а также обучает их применению.

КСА пообещало не допустить дефицита нефти на мировом рынке в случае, если США введут против Ирана санкции, ограничивающие его нефтяной экспорт, заявил министр энергетики королевства Х. аль Фалех.

ПВО КСА сбило на минувшей неделе несколько баллистических ракет, выпущенных с территории Йемена. По версии хоуситов, ракеты поразили цели в Эр-Рияде. За минувший месяц хоуситы значительно увеличили количество ударов баллистическими ракетами по КСА. Целями обстрелов становятся как южные саудовские провинции на границе с Йеменом, так и столица.

11 мая около 15 тыс. палестинцев участвовали в демонстрациях седьмого по счету «марша возвращения» у границ Сектора Газа с Израилем. По данным палестинского Минздрава, в столкновениях с израильскими военными и полицией пострадал 731 человек, два человека убиты.

Приложение

 

 

О Центральном командовании вооруженных сил США

 

 

США имеют долгосрочные экономические, политические и военно-стратегические интересы на Ближнем и Среднем Востоке и Центральной Азии. Они обусловлены наличием здесь крупнейших запасов углеводородного сырья, необходимостью оказания поддержки союзным Вашингтону странам и противодействия неугодным США режимам, противодействия базирующимся в ряде стран этого района экстремистским и террористическим организациям, проявляющимся стремлением отдельных государств к обладанию оружием массового уничтожения, неустойчивостью политической обстановки, вызванной перманентными межгосударственными и внутренними конфликтами. Кроме того, в этот район является перекрестком важнейших коммуникаций, соединяющих Европу и Средиземное море с Азией, Африкой и Индийским океаном. Исходя из этого, Америка, по мнению официального Вашингтона, должна участвовать в обеспечении безопасности региона с использованием как политических и экономических, так и военных средств.

Для решения многих из перечисленных задач в 1983г. было создано Центральное командование ВС США (USCENTCOM, СЕНТКОМ).

Сегодня USCENTCOM является одним из девяти подобных единых боевых командований вооруженных сил США, которые представляют собой группировки войск (сил), решающие широкий круг задач и включающие соединения, части и подразделения, выделенные двумя или более видами ВС. Общее руководство боевыми командованиями ВС США осуществляет президент через министра обороны. Председатель Комитета начальников штабов ВС США выступает в качестве советника политического руководства страны по вопросам деятельности объединенных командований, а также в роли связующего звена между президентом и министром обороны с одной стороны, и командующим едиными боевыми командованиями, с другой. Командующий USCENTCOM с 30 марта 2016 г. является генерал Дж. Вотел.

СЕНТКОМ отвечает за планирование операций и управление американскими войсками в случае военных действий на Ближнем и Среднем Востоке и Центральной Азии. В зону ответственности командования входят 20 государств: Афганистан, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, Катар, Киргизстан, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также бассейны Красного моря, Персидского залива, Аравийского моря и западной части Индийского океана.

Штаб СЕНТКОМа расположен на авиабазе Мак-Дилл, Тампа, Флорида. Передовые органы управления командования находятся на территории Катара, на военной базе Эс-Салия. По оценке Пентагона, они имеют «жизненно важное значение» для американских вооруженных сил. Именно отсюда осуществляется руководство военными операциями ВС США в регионе. В штаб командования входят управления личного состава, разведывательное (Объединенный разведывательный центр), оперативное, логистики, планирования и политики, информационных систем, боевой подготовки и др.

К задачам штаба относятся: непрерывное отслеживание и оценка военной, политической и экономической ситуации в странах зоны ответственности, планирование и руководство операциями с участием выделенных в распоряжение Центрального командования войск (сил), организация их оперативной и боевой подготовкой, в том числе совместными учениями с армиями стран региона, работа по совершенствованию военной инфраструктуры и созданию запасов вооружения, военной техники и материальных средств.

В оперативном подчинении командующего СЕНТКОМа находятся пять командований: сухопутных войск (штаб в Форт Мак-Ферсон, Виржиния), ВВС (Шоу, Южная Каролина), ВМС (Манама, Бахрейн), морской пехоты (Кэмп-Смитс, Гавайи), сил специальных операций (Мак-Дилл, Флорида).

Центральное командование не имеет в своем подчинении постоянных войск (сил). При возникновении кризисных ситуаций в зоне ответственности и принятия руководством США политического решения о применении вооруженных сил в подчинение командующего СЕНТКОМа передаются заблаговременно подготовленные соединения и части из состава всех видов ВС. При этом необходимый потребный состав группировки сил и средств определяется в зависимости от вида предстоящей операции (преимущественно наземной или преимущественно воздушной) и ее масштаба.

Организационная структура соединений и частей сухопутных войск, и других видов вооруженных сил, выделяемых в состав Центрального командования, не статична и зависит от обстановки и характера задач, а также поступления нового вооружения.

Командование располагает на территории стран зоны ответственности разветвленной сетью военных баз, пунктов управления, узлов связи и складов. В настоящее время войска (силы) и объекты, подчиненные Центральному командованию, находятся на территории Кувейта, Бахрейна, Катара, ОАЭ, Омана, Пакистана, некоторых стран Центральной Азии, Иордании и Саудовской Аравии. СЕНТКОМ осуществляет руководство военными действиями ВС США и их союзников в Ираке, Сирии и Афганистане.

Передовой командный пункт сухопутных войск СЕНТКОМа находится в Кувейте.

В Катаре на военно-воздушной базе Эль-Удейд действует Центр управления воздушными операциями СЕНТКОМа. Он считается основным инструментом реализации процедуры многовариантного планирования боевого применения авиации в оперативно-стратегической глубине во взаимодействии с мобильными и экспедиционными силами, включая войска (силы) союзников США. Для обеспечения действий авиации в зоне ответственности командования имеются командные пункты в Катаре, Бахрейне, Омане, ОАЭ и Кувейте. В Кандагаре (Афганистан) расположен тактический центр боевого управления авиацией.

Основой морского компонента Центрального командования является 5-й оперативный флот ВМС США и приданные ему соединения и группы боевых кораблей и вспомогательных судов. В зону ответственности флота входят Персидский залив, Аравийское море и северо-западная часть Индийского океана. В случае необходимости для оперативного руководства действиями корабельных группировок создаются походные штабы.

В мирное время в составе 5-го флота, как правило, находится до 20 боевых кораблей, в том числе авианосец во главе авианосной ударной группы (не регулярно), амфибийно-десантная группа, минно-тральные силы. Подобный боевой состав объединения позволяет, по мнению американского командования, оперативно реагировать на возникающие в регионе кризисные ситуации. Для базирования и временной стоянки боевых кораблей и вспомогательных судов используется порт Манама. При ведении морских операций в Персидском заливе и Аравийской море ВМС США в целом ряде случаев действуют совместно с кораблями флотов союзных стран: Великобритании, Австралии, Италии, Испании, Канады, Германии, Франции и др.

В восточной части Средиземного мора в интересах Центрального командования может действовать 6-й оперативный флот ВМС США. В случае необходимости его корабли могут быть быстро переброшены в Красное море.

При проведении операций в зоне ответственности СЕНТКОМа американское командование широко использует экспедиционные силы морской пехоты, включая их авиационный компонент.

Формирования Сил специальных операций (ССО) ВС США в регионе располагают передовым пунктом управления в Катаре и пунктами управления передовых групп непосредственно в районах действий.

При организации и проведении транспортных операций по переброске войск, вооружения и материальных средств в район предстоящей операции, командование СЕНТКОМа взаимодействует с Объединенным командованием стратегических перебросок ВС США, в первую очередь с такими его структурными подразделениями как Командование морских перевозок и Командование воздушных перебросок. При этом личный состав соединений и частей, часть материальных средств перебрасывается по воздуху, а вооружение, военная техника и основная часть тыловых грузов по морю.

Командование СЕНТКОМа взаимодействует также с Объединенным стратегическим командованием ВС США в вопросах обеспечения воздушных, наземных и морских операций космическими средствами разведки, связи и навигации. Для обеспечения управления силами, действующими в составе ЦК, используются каналы стратегической спутниковой системы связи министерства обороны США DSCS (Defense Satellite Communications System).

Вооруженные силы США регулярно проводят совместные учения с армиями государств зоны ответственности Центрального командования. В учениях в зоне СЕНТКОМа также принимают участие армии стран-членов НАТО.

28.97MB | MySQL:67 | 0,723sec