О перспективе разрыва дипломатических и экономических взаимоотношений между Турцией и Израилем

Беспорядки на границе сектора Газа, которые были приурочены ХАМАСом к переводу посольства США из Тель-Авива в Иерусалим, спровоцировали серьезнейший кризис в истории турецко-израильских отношений. В частности, на данном этапе, в наибольшей степени находятся под угрозой торгово-экономические связи между двумя странами.

20 мая, в ходе беседы с журналистами, которые сопровождали турецкую делегацию в Боснии и Герцеговине, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Надеюсь, что Организация исламская конференция проведет в жизнь свое решение об эмбарго на импорт израильской продукции. Мы пересмотрим наши связи с Израилем – прежде всего экономические торговые связи. Сразу после выборов мы предпримем соответствующие шаги».

К введению торгового эмбарго Организация Исламского взаимодействия призвала на экстренной конференции, прошедшей в Стамбуле 18 мая. Конференция была посвящена событиям на границе сектора Газа – попытке ХАМАСа прорвать границу с Израилем.

Следует отметить, что соглашение о свободной торговле между Израилем и Турцией действует с 1996 года. Объем экспорта израильской продукции в Турцию в 2016 году составил 1,28 млрд долларов, в 2017 году — 1,42 млрд, за первый квартал 2018 года он уже составляет 517 млн долларов.

Импорт товаров из Турции в Израиль в 2017 году составил 2,9 млрд долларов, что на 60% больше показателя 2008 года, когда отношения между Иерусалимом и Анкарой находились на пике своего процветания. Так же, на сегодняшний день Израиль входит в первую десятку рынков сбыта турецкой продукции.

Кроме того, в связи с гражданской войной в Сирии многие турецкие экспортеры используют порт Хайфы и территорию Израиля для поставок товаров в Иорданию, Ирак, Саудовскую Аравию. В свою очередь, Израиль использует Турцию в качестве удобного воздушного пути для многих авиамаршрутов.

На данном этапе Турция уже теряет доходы от израильского туризма. Только за первые дни кризиса между странами объем заказов билетов и турпакетов сократился на 40%. Так же израильтяне отказываются и от забронированных заранее туров. Согласно прогнозу, падение может оказаться более чувствительным, чем в 2014 году, когда резкие заявлениями турецкого руководства во время военной операции «Нерушимая скала» заставили израильских туристов искать другие места для отдыха.

Эксперт по внутренней политике современной Турции, доктор Еврейского университета Нимрод Горен в своей статье, опубликованной 21 мая в издании «Маарив», предполагает, что несмотря на серьезность очередного кризиса в отношениях между Турцией и Израилем, он может быть улажен посредством осторожных и продуманных дипломатических шагов.

Автор утверждает, что все элементы текущего дипломатического кризиса уже хорошо знакомы: разногласия по вопросу Иерусалима, многочисленные палестинские жертвы в Газе, предвыборная кампания в Турции. Все это напоминает предыдущий кризис между странами. Кроме того, знакомым выглядит и то, как нынешняя кризисная ситуация освещается СМИ, а также то, как она отображается на дипломатическом уровне в виде унижения дипломатов и воинственных законодательных инициатив с обеих сторон.

Между тем Горен напоминает о том, насколько важны отношения между двумя государствами. Несмотря на все трудности они существуют и сохраняются с 1949 года. Все это время они остаются выгодными как для Израиля, так и для Турции, будь то с военной, экономической, политической или гражданской точки зрения.

«Не случайно в 2016 году Нетаньяху и Эрдоган, несмотря на тяжелейший кризис, а также на общественную критику внутри своих государств, пришли к соглашению о восстановлении нормальных дипломатических отношений. Это не нечто само собой разумеющееся для Израиля — поддерживать полные дипломатические отношения (пусть и проблематичные) с важнейшим государством региона с огромным мусульманским населением», — отмечает Горен.

Автор указывает на то, что не так легко отказаться от подобных дипломатических отношений. Он считает, что необходимо уже сейчас действовать с целью предотвращения полного развала отношений между Анкарой и. Иерусалимом. «Необходимо действовать с помощью «тихой» дипломатии, профессионалов в данной сфере… И в Турции, и в Израиле есть многие — предприниматели, ученые, деятели культуры — кому важны турецко-израильские отношения. Эти люди готовы внести свою лепту в дело их сохранения. Можно так же обратиться к содействию США в этом вопросе», — говорит он в заключении к своей статье.

Обозреватель издания Ynet, востоковед Смадар Пери в своей публикации от 24 мая считает, в отличии от Нимрода Горена, что Израиль должен продолжать действовать с позиции силы. «Мы не должны реагировать на ненависть Эрдогана: это неизлечимо. Пусть болтает, потому что на самом деле он лишен влияния везде, кроме своей собственной страны. Египет и Саудовская Аравия к нему не прислушиваются, даже Иордания конфликтует с ним», — пишет она.

По ее мнению, Израиль должен придерживаться нынешней политики как в отношениях с Турцией, так и в отношении беспорядков на границе с сектором Газа и в скором времени все проблемы в дипломатических отношениях между Иерусалимом и Анкарой нормализуются. Но Израиль не может позволять президенту Турции диктовать ему линию поведения.

Обозреватель экономического издания TheMarker Дафна Маор, в публикации от 22 мая считает, что воинственная риторика Эрдогана является лишь частью предвыборной пропаганды, и его слова не станут реальностью. Он стремится укрепить свою власть и сменить конституцию еще до того, как обрушится экономика его страны. «Угроза экономических санкций против еврейского государства прозвучала на фоне стремительно падающего курса турецкой лиры, который отражает беспокойство инвесторов по поводу   состояния турецкой экономики, из-за чего они и начали переводить свои активы в американскую валюту. В то же время в Турции наблюдается резкий рост цен на потребительские товары, продукты питания и энергоносители», — пишет автор.

Рынок турецких облигаций тоже стремительно рушится[1], причем, растет торговый дефицит, а следом за ним, соответственно, и бюджетный. Кроме того, темпы инфляции за период правления Эрдогана колеблются от 7 до 13 процентов. По мнению Дафны Маор, возможный разрыв экономических отношений с Израилем, которым грозит Эрдоган, не улучшит эту картину. Автор отмечает, что в 2016 году на Израиль пришлось 2.5 процента всего турецкого экспорта. Для Турции, которая имеет торговый дефицит с большинством партнеров, Израиль составляет исключение, так как покупает у Турции больше, чем им продает.

[1] Скорость падения турецкого рынка облигаций самая высокая среди 27 стран, признанных развивающимися — по оценке издания «Блумберг».

62.82MB | MySQL:102 | 0,486sec