Ситуация в Египте /март 2006г./

Ряд важных событий произошел в Египте в марте на фоне обострения противостояния властей этой страны и главной оппозиционный силы — организации «Братья-мусульмане».

8 марта египетские власти приостановили выпуск газеты «Братьев», а также арестовали двух представителей руководства организации. Ранее массовые аресты «Братьев» были проведены осенью 2005 года в период парламентских выборов. Тогда несмотря на аресты исламистам удалось добиться значительного успеха, впервые завоевав 88 депутатских мандатов в 454-местном парламенте.

9 марта, несмотря на особые отношения между «Братьями» и США, духовный лидер организации Мохаммед Мехди Акеф подверг критике американскую политику в области противодействия распространению оружия массового поражения /ОМП/, назвав ее «двуличной». В качестве подтверждения этого обвинения он указал на разные подходы американской администрации к иранскому ядерному досье и к вопросу об обладании Израилем ядерного оружия. Он предсказал провал «западного проекта агрессии против мусульманского мира и его подчинения».

26 марта египетские следственные органы впервые обвинили связанную с «Аль-Каидой» исламистскую группировку «Ат-Таухид валь-Джихад» в том, что именно она стояла за терактами в Табе /октябрь 2004г./ и Шарм-эш-Шейхе /июль 2005г./, в которых в общей сложности погибли до 100 человек. Первоначально египетская официальная пропаганда утверждала, что теракты совершены группой бедуинов, которая якобы не имела никаких связей с другими исламистскими группировками. Со своей стороны ответственность за теракты взяли на себя аж четыре группировки, однако только «Ат-Таухид» привела ряд подробностей, по которым можно было судить об ее «авторстве».

В начале марта египетские власти объявили, что Катар выдал Египту одного из четырнадцати египтян, обвинявшихся в причастности к теракту против французских и американских туристов в апреле 2005 года. По данным египетских спецслужб, работавший в Катаре некий Тамер Юсри Ясин выполнял функции финансиста террористической группы. Все 14 человек, включая двух женщин, предстали 9 марта перед Верховным судом безопасности государства по обвинению в терроризме. Уже 11 марта Доха опровергла информацию, согласно которой Катар выдал Египту упоминавшегося выше Ясина.

В течение марта Египет неоднократно пытался убедить мировое сообщество в необходимости продолжать оказание помощи палестинской администрации, указывая, что отказ от помощи может привести только к одному — росту терроризма. Одновременно Египет дал понять США, что переговоры относительно соглашения о свободных обменах между двумя странами не начнутся до тех пор, пока Вашингтон не перестанет оговаривать подписание соглашения различными политическими условиями, и в частности, касающимися демократизации египетского общества. «Торговые отношения не должны увязываться с другими обстоятельствами, включая политические», — заявил министр торговли АРЕ Рашид Мохаммед Рашид.

Еще одна «дипломатическая» новость связана с призывом президента АРЕ Хосни Мубарака созвать в Шарм-эш-Шейхе неформальную встречу глав арабских государств с целью обсудить наиболее актуальные проблемы региональной безопасности.

В марте был опубликован окончательный доклад специальной комиссии о причинах катастрофы 3 января 2004 года авиалайнера «Боинг-737» частной египетской авиакомпании «Флэш эрлайнс», в результате чего погибли 148 человек, в том числе 134 француза. В составе комиссии вместе работали представители Египта и Франции, и они не смогли представить единую версию происшедшего в отчете, занявшем 1300 страниц. Французские специалисты были вынуждены оформить свои замечания отдельным приложением.

Египетские эксперты утверждают, что на борту самолета через три минуты после вылета из Шар-эш-Шейха произошло некое «событие» без уточнения его природы, которое при отключенном автопилоте «отвлекло» экипаж, и, «возможно, повлекло за собой потерю пространственной ориентировки пилота». Среди возможных причин, «отвлекших» пилота /кстати, ранее он служил в ВВС АРЕ и пользовался репутацией аса/, они называют потенциальные неисправности четырех устройств самолета. По очевидной причине — боязнь испугать потенциальных туристов — они исключили возможность «внешнего воздействия», то есть теракта.

Со своей стороны французы утверждают, что самолет «был управляем в течение всего времени полета», прерванного при падении лайнера в Красное море. Однако по неизвестной причине произошла «пространственная дезориентация пилота, что привело к виражу самолета вправо».

В целом понятно, что египетские специалисты всеми силами искали технический фактор в происшедшем, косвенно выгораживая своего соотечественника-пилота, а французские — человеческий. Не проводя никаких аналогий, здесь хочется напомнить о другой очень страной катастрофе, происшедшей в 1994 году в Марокко. Тогда разбился самолет типа АТР-42, погибли 44 человека. По одной из версий, в том случае командир корабля, зараженный исламистской идеологией, сам отключил автопилот и «пригнул штурвал до пола», чтобы выразить таким образом протест против присутствия в кресле второго пилота первой /и пока последней/ марокканской женщины, получившей диплом летчика. У несчастной просто не хватило сил справиться с обезумевшим коллегой.

В марте вновь «отличились» представители официального ислама, время от времени пытающиеся прослыть более ортодоксальными, нежели даже исламисты. Один из наиболее влиятельных египетских богословов муфтий Али Гомаа издал фетву /религиозное предписание/, запретившую выставление человеческих статуй в домах. Против этой фетвы немедленно выступили как «Братья-мусульмане», так и представители художественной интеллигенции. Первые назвали эту фетву «смешной» и призванной отвлечь египтян от их повседневных проблем, вторые назвали предписание «бомбой замедленного действия», осколки которой могут затронуть даже «археологию эпохи фараонов».

Известный египетский писатель Гамаль аль-Гитани назвал появление фетвы «катастрофой», поскольку отныне любой фанатик может на законных основаниях войти в тот или иной храм эпохи фараонов и устроить там погром. Автора фетвы он назвал «муфтием терроризма». В свою очередь официальный представитель «Братьев» Эссам аль-Ариан заявил:»Людей очень беспокоит коррупция. Чего они ждут — так это фетвы против присутствия во главе государства уже в течение 25-ти лет одного и того же человека, а не фетвы против статуй».

Первый месяц весны в очередной раз подтвердил остроту демографической проблемы в Египте. Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 января 2006г.численность населения страны составила 73,67 млн человек, из которых около 2 млн проживают вне АРЕ. В одном только Каире сосредоточены 11,1 проц.египтян.

В марте министр нефти АРЕ Самех Фахми объявил о намерении своей страны удвоить в ближайшие пять лет экспортные поставки природного газа. Это будет сделано путем увеличения мощностей двух заводов по сжижению газа и повышению поставок в Арабский газопровод. В настоящее время Египет экспортирует 17 млрд куб.метров газа в год, а производит — 55,2 млрд куб.метров.

Еще одна экономическая новость — в Иерусалиме объявлено о намерении Израиля и Египта восстановить автобусное сообщение между Каиром и Тель-Авивом, прерванное 10 лет назад из-за нерентабельности маршрута. Обслуживание этого рейса осуществляла израильская компания «Эгед» с 1981 по 1996гг.

В марте Межгосударственная финансово-промышленная группа /МФПГ/ «Оборонительные системы» приступила к выполнению второй фазы контракта с Египтом на модернизацию зенитно-ракетного комплекса /ЗРК/ С-125 «Печора» в вариант «Печора-2М». Об этом на салоне ФИДАЕ-2006 /Чили/ сообщил заместитель генерального директора предприятия Владимир Церазов. По его словам, контракт на вторую фазу работ, предусматривающий модернизацию следующих 10 дивизионов по 4 пусковых установки в каждом был подписан в 2005 году. По первой фазе контракта, предусматривающей поставку также 10 дивизионов, выполнена половина объема работ. К концу 2006 года по первой фазе поставки будут выполнены полностью.

Рамочный контракт предусматривал последовательную трехэтапную модернизацию в общей сложности 30 дивизионов. Контракт с Египтом на модернизацию ЗРС С-125 «Печора» в вариант «Печора-2М» стал пилотным проектом «Оборонительных систем» на мировом рынке. Фактически речь идет о совместной с Египтом контрактации НИОКР и ОКР. «В результате была создана уникальная система, которую можно рассматривать как комплекс нового поколения. Кроме того, Египту поставлен уникальный комплекс радиотехнической защиты. В реальных стрельбах по работающему излучающему антенному посту отвлекатели прекрасно сработали», — отметил В.Церазов. Именно с большим объемом ОКР и НИОКР связано некоторое отставание программы модернизации от графика. Она потребовала вложения гораздо больших средств, чем планировалось изначально. Кроме того, по ряду комплектующих узлов стоимость увеличилась в разы. Свою негативную роль сыграла также инфляция. Все это привело к удорожанию работ, что потребовало соответствующих согласований с египетской стороной.

52.23MB | MySQL:103 | 0,468sec