Об отношении военно-политического руководства Израиля к проблеме Сектора Газа

Очередной тур вооруженного противостояния между контролирующими сектор Газа исламистами (в данном случае в первую очередь с менее влиятельным «Исламским джихадом» и лишь во вторую очередь с ХАМАСом) и ЦАХАЛом закончился едва начавшись. Еще в понедельник казалось, что ситуация может полностью выйти из-под контроля, и ракетно-минометные обстрелы суверенной территории Государства Израиль из сектора Газа, подобных которым не было с момента окончания операции «Несокрушимая скала», проведенной ЦАХАЛом против боевиков ХАМАСа летом 2014 года, спровоцируют новый широкомасштабный конфликт. Однако этого не произошло. ЦАХАЛ удовлетворился тем, что нанес серию мощных ударов по военным объектам ХАМАСа и «Исламского джихада», заставивших исламистов прекратить огонь.

Наличие на вооружении ЦАХАЛа эффективной противоракетной системы «Железный купол» (в сочетании с везением) свело к минимуму ущерб, нанесенный израильтянам минометными и ракетными обстрелами. Трое солдат ЦАХАЛа были ранены (двое легко, один – в состоянии средней тяжести). Небольшие повреждения были нанесены нескольким гражданским строениям. Одна выпущенная исламистами минометная мина разорвалась на игровой площадке детского сада (когда на ней, к счастью, не было детей). Этот факт был довольно успешно использован израильтянами в целях контрпропаганды (о нем упомянула в своем выступлении ООН постоянная представительница США в ООН Никки Хейли). Вот, пожалуй, пока и все.

В израильских СМИ и социальных сетях раздавались призывы начать новую военную операцию в секторе Газа и на это раз довести дело до конца: восстановить израильских контроль над Сектором и полностью зачистить его от исламистских военных формирований. Иными словами – свергнуть правительство ХАМАСа, которое уже более десятилетия управляет сектором Газа, превратив его фактически в самостоятельное государственное образование.

Однако израильское правительство ясно дало понять, что оно не заинтересовано в таком повороте событий. Член узкого кабинета министров (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности, министр транспорта и разведки Исраэль Кац (Ликуд) дал в понедельник весьма показательное интервью израильской радиостанции FM103, в котором выразил, по сути, позицию высшего военно-политического руководства еврейского государства относительно реакции на обстрелы израильской территории из сектора Газа.

В частности он сказал: «ЦАХАЛ умеет делать свою работу, у него есть очень упорядоченный список целей (в секторе Газа – В.Ч.), который был утвержден в ходе бесчисленного множества заседаний кабинета (имеется в виду узкий кабинет министров по иностранным делам и безопасности – В.Ч.), и вместе с тем нет никакого израильского плана вторжения в Газу и свержения ХАМАСа, несмотря на все высказывания, которые мы слышим в СМИ. Наша политика ясна и все поражаемые (ЦАХАЛом в рамках ответных ударов по сектору Газа – В.Ч.) цели качественны. (Исламский – В.Ч.) Джихад и ХАМАС точно знают, какие цели мы поражаем (имеется  виду, что речь идет исключительно о военных объектах – В.Ч.). Недавно был даже уничтожен тоннель, который выходил из (сектора – В.Ч.) Газы на Синай, а с Синая – на территорию Израиля. (…) У нас есть много информации (о военных объектах исламистов в секторе Газа – В.Ч.). Мы знаем сейчас гораздо больше, чем знали перед тем, как начали операцию «Несокрушимая скала». Наши враги не должны знать, что именно нам известно, и для них станет сюрпризом, когда будут поражены эти цели. В тот момент, когда тишина (на границе с сектором Газа – В.Ч.) будет нарушена, у наших ответных действий не будет ограничений. Может быть, наш тяжелый ответ на обстрелы накануне уже был понят противной стороной».

Если судить по тому, что исламисты действительно прекратили огонь, и спокойствие на границе Государства Израиль с сектором Газа восстановилось (безусловно, лишь на некоторое время), то «тяжелый ответ» ЦАХАЛа на обстрелы, о котором говорил министр Исраэль Кац, действительно «уже был понят противной стороной». ХАМАС сам по себе явно не заинтересован на нынешнем этапе в широкомасштабном противостоянии с ЦАХАЛом.

Израильское военно-политическое руководство, в свою очередь, тоже не заинтересовано в проведении новой военной операции в секторе Газа и свержении власти ХАМАСа в нем. Министр Исраэль Кац особо подчеркнул данное обстоятельство в упомянутом интервью: «Скажу это открыто: нет какого-либо предложения о том, чтобы Израиль начал действовать по своей инициативе с тем, чтобы свергнуть власть ХАМАСа в Газе. Если бы было такое предложение, мы бы обсудили его и цену его реализации».

Надо полагать, что под «ценой реализации» предложения и восстановлении израильского контроля над сектором Газа подразумеваются следующие основные составляющие:

  1. Неизбежные потери среди солдат ЦАХАЛа в ходе наземных боев в секторе Газа, поскольку одними ударами с воздуха, не прибегая к массовому уничтожению гражданского населения, восстановить контроль над Сектором невозможно.
  2. Неизбежные для еврейского государства проблемы на международной арене в результате проведения широкомасштабной операции в секторе Газа и неизбежных в ее ходе разрушений и жертв среди гражданского арабского населения Сектора, которое исламисты сознательно используют в качестве «живого щита».
  3. Неизбежная необходимость решать, что делать с сектором Газа после свержения ХАМАСа. Причем вариантов по сути только два: либо вернуть его под контроль Палестинской национальной администрации, возглавляемой открыто враждебным по отношению к Израилю Махмудом Аббасом, либо восстановить израильскую гражданскую администрацию в секторе Газа и взять на себя ответственность за благополучие многочисленного (оценивается примерно в 1,7 миллиона человек) и враждебного местного арабского населения.

Личное мнение министра Исраэля Каца и, надо полагать, израильского правительства в целом на данном этапе состоит в том, что «цена реализации» плана восстановления израильского контроля над сектором Газа слишком высока. Исходя из этого, израильское военно-политическое руководство предпочитает, чтобы Сектор оставался под контролем ХАМАСа. Его планы в отношении Газы на данном этапе ограничиваются тем, чтобы ничего не инициировать, а лишь реагировать на агрессию со стороны контролирующих Сектор исламистов.  Министр Исраэль Кац сформулировал эту позицию следующими образом: «Мы должны отвечать на направленные против нас действия до тех пор, пока не достигнем спокойствия».

Если ни ХАМАС и ни Израиль не заинтересованы в военном обострении вокруг сектора Газа, то естественным образом возникает вопрос, кто же в нем заинтересован. По этому поводу министр Исраэль Кац прямо заявил, что в таком обострении заинтересован использующий сектор Газа в качестве одного из своих передовых форпостов против Израиля Иран, который, по его словам, «действует в направлении качественного усиления ХАМАСа».

Подводя итог, представляется возможным сделать предположение, согласно которому Израилю придется рано или поздно решать проблему сектора Газа самым радикальным образом. Израильское военно-политическое руководство не может этого не понимать. Однако оно явно предпочитает «решать проблемы по мере их поступления» и поэтому, как ясно дал понять министр Исраэль Кац, не намеревается инициировать в обозримом будущем никаких операций по свержению власти ХАМАСа в секторе Газа.

52.25MB | MySQL:103 | 0,480sec