Der Spiegel о возможности ухудшения экономических отношений между Германией и Саудовской Аравией

Прошлая неделя ознаменовалась настоящим «холодным душем», устроенным саудовским руководством немецким компаниям, имеющим интересы в королевстве. Причиной стало недовольство окружения и самого наследного принца Мухаммеда бен Сальмана внешней политикой Берлина, которую тот проводит на Ближнем Востоке.

Как сообщает авторитетное немецкое издание Der Spiegel, наследный принц распорядился исключить немецкие компании из списка правительственных контракторов, что явно свидетельствует о его раздражении внешнеполитическим курсом ФРГ в последнее время. Под ударом, прежде всего, окажутся гиганты немецкой промышленности: Siemens, Bayer и Mersedes.

Отношения между двумя странами стали охладевать по причине разногласий касательно многих событий в регионе, в прошлом году саудовский посол в Берлине уже отзывался на родину «для консультаций» после высказываний тогдашнего министра иностранных дел ФРГ, Зигмара Габриеля, касательно политического кризиса в Ливане и той роли, которая играла в нем Саудовская Аравия.

Как известно, КСА крупный торговый партнер для Германии и импортировало в 2017 году товаров на 6.6 млрд евро, согласно немецким статистическим данным.

Так, Siemens в прошлом году выиграл тендер на поставку пяти газовых турбин для новой теплоэлектростанции, Mersedes же победил в конкурсе на поставку для саудовской генеральной транспортной компании SAPTCO    600 новых автобусов Mersedes Citaro. Особую озабоченность высказал журналистам Reuters на условиях анонимности один из немецких предпринимателей, специализирующихся на здравоохранении. «Представьте, если теперь, потребуются новые поставки лекарств или расходных материалов, там, где используются наши технологии и оборудование, откуда они смогут их взять, если мы лишены права подавать коммерческие предложения?», — задается вопросом бизнесмен.

И в Siemens, и в Bayer отказались комментировать новости из королевства, что касается мнения представителей Mersedes, то они считают, что даже, если они и окажутся действительными, то долго такое положение вещей не продлится. Почему они так думают, да хотя бы потому, что информационное бюро саудовского кабмина пока предпочло не давать официальных комментариев насчет утечки, опубликованной в Der Spiegel. Впрочем, есть и другие признаки, свидетельствующие о возможном эмбарго для немецкого бизнеса в королевстве, так немецкий новостной филиал агентства Bloomberg сообщал в марте о непродлении некоторых договоров с немецкими компаниями, работающими в Саудовской Аравии.  Сообщалось и о неких затруднениях в работе Deutsche Bank в королевстве, которые связывались с первой публичной офертой акций саудовской нефтяной компании Aramco, одной из крупнейших сделок такого рода в королевстве, вокруг которой столкнулись интересы нескольких весьма влиятельных игроков. Здесь вполне просматривается проекция американского давления на Эр-Рияд, с целью подвинуть немецких конкурентов, что очень характерно для тех методов, которые использует администрация Д.Трампа.

Впрочем, по мнению Der Spiegel главной причиной саудовского раздражения стала позиция Берлина по иранской ядерной сделке. Случилось это после заявления главы МИД ФРГ, сделанного в прошлый вторник после «интенсивных консультаций» с членами Конгресса США, на которых Хайко Маас высказался в том смысле, что Германия вместе с другими странами Евросоюза работают над сохранением соглашения и над тем, чтобы оказать на Тегеран некоторое давление.

В течение последних месяцев Саудовская Аравия воспользовалась всеми имеющимися возможностями в области связей с мировой общественностью. Наследный принц Мухаммед бен Сальман, будущий лидер королевства, представил миру свое видению нового и современного государства. Саудовская Аравия увидела живые концерты, открытие новых кинотеатров и многие другие мероприятия. Женщины могут посещать футбольные матчи. В сентябре прошлого года кронпринц пообещал снять запрет на управление автотранспортом для женщин с вступлением в силу с 24 июня.

Затем 18 мая, появились сообщения о том, что активистки женского движения, которые настаивали на изменении политики, были арестованы и заключены в тюрьму. По состоянию на утро 22 мая было арестовано 13 человек, большинство из них женщины.

Помимо требования об управлении автомобилями, эти активистки проводят кампанию против так называемой системы опеки, которая требует, чтобы саудовские женщины получали разрешение от родственника-мужчины, прежде чем принимать много решений о своей жизни, таких как поездки за пределы своего города.

Что же происходит в КСА? Мухаммед бен Сальман, очевидно, не намерен мириться с любыми видами протестов, которые требуют дополнительных социальных или политических изменений (некоторые американские дипломаты в Эр-Ряде, опять же на условиях анонимности, рассказали журналистам Reuters, что аресты отражают личный управленческий стиль наследного принца, даже если его имя нигде публично не упоминалось).

В Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман иногда уподобляется Саддаму Хусейну, бывшему диктатору Ирака, казненному в 2006 году. При этом саудовцы часто ссылаются на «хорошего» Саддама, который в качестве вице-президента был движущей силой модернизации в своей стране в 1970-х годах. Несмотря на всю свою суровость, этот аспект его политики был причиной для популярности и уважения в народе. Лишь позднее, в 1980-х и 1990-х годах, оправдались опасения, связанные с особенностями его стиля управления. Некоторые политические аналитики на Ближнем Востоке допускают, что Мухаммед бен Сальман, со временем, может изменится подобным образом.

История с возможным «отлучением» немецкого бизнеса на почве эмоционального решения, основанного на реакции на позицию Берлина вполне схожа с той, когда наследный принц поссорился с эмиром Катара. Ведь, позицию Германии касательно ядерной сделки разделяет большинство европейских стран, и Российская Федерация в том числе. Что теперь, налагать запрет на поставки товаров из Бельгии, Италии и Франции? По логике вещей, если быть последовательным, то речь должна идти о торговой войне со всем Евросоюзом. Что весьма негативно скажется на саудовской экономике. В противном случае, мы приходим к выводу, что будущий саудовский монарх все еще не вступил в пору политической зрелости и склонен к импульсивным поступкам и скоропалительным решениям. Не самое хорошее качество для, в ближайшем будущем, руководителя одной из крупнейших региональных и мировых держав.

52.28MB | MySQL:106 | 0,639sec