В мае выходит целый ряд посвященных энергетике отчетов и докладов международных организаций. В данном материале мы рассмотрим, что эти отчеты предсказывают ближневосточному энергетическому сектору.
В краткосрочной перспективе
Компания компании Petroleum Policy Intelligence подготовила отчет о политических рисках и ценах на нефть. Основные посыл отчета Petroleum Policy Intelligence: коммерческие запасы сырья на рынке находятся на рекордно низком уровне за последние три года, при этом свободные мощности ОПЕК также меньше, чем раньше. В связи с этим стоит ожидать более волатильного рынка, большего влияния геополитических факторов на цены на нефть.
В отчете справедливо подмечают, что договоренности ОПЕК о снижении добычи происходили на фоне низкой добычи в Иране, Ливии, Нигерии, Анголе, Венесуэле. Это означало, что по сути с рынка убрали не 1,8 млн. барр./день, а более 4 млн. барр./день. Потенциал увеличения добычи сырья указанных выше странах с заниженной добычей, составляет 2,7 млн.
ОПЕК близка к минимальным показателям свободной мощности. Причем этот показатель находится на уровне, который ранее был предзнаменованием резкого роста цен на сырье.
Свободные мощности стран картеля по подсчетам IEA составляют 3,4 млн. барр./день, по данным PPI – 3,2 млн. барр./день. Наибольший потенциал для быстрого наращивания добычи, таким образом, есть у КСА (почти 2 млн. барр./день), Ирака и ОАЭ (оба – 300 тыс. барр./день), Кувейт (250 барр./день).
Цены и баланс в среднесрочной перспективе
В среднесрочной же перспективе экономисты Goldman Sacks предсказывают рост цен на нефть. По их мнению, это станет возможным в связи с тем, что сегодня рынок имеет слишком завышенные ожидания по поводу уровня внедрения электромобилей в мире и их негативное влияние на спрос на сырье. Такие ожидания заставляют компании серьезно уменьшать объемы инвестиций в проекты.
В итоге, спрос упадет меньше, чем добыча, и мир снова на время придет к ситуации, близкой к дефициту энергоресурсов на рынке. В дальнейшем же, за счет продолжающегося внедрения электромобилей и возобновляемых источников энергии стоимость нефти снова начнет снижаться.
Отдельно отметим насколько быстро электромобили начинают распространяться и как резком они могут снизить спрос на сырье. По данным Bloomberg, расширение парка электрических автобусов в Китае уже ведет к значимым изменения в энергопотреблении.
Так, в 2018 г. Китаю не понадобятся 280 барр. нефти в день лишь по той причине, что в стране обновляли парк городских автобусов, закупив электронные.
Энергобаланс 2040
На более долгосрочную перспективу смотрят экономисты компании ВР в свое ежегодном Energy Outlook. Основными переменными, от которых будет зависеть масштаб изменений, стали возобновляемые источники энергии (особенно солнечная и ветряная энергия), внедрение электромобилей, в том числе самоуправляющихся электромобилей.
Из наиболее важных выводов для стран ближневосточного региона выделим следующие:
- Доля нефти в мировом энергобалансе в ближайшие 20 – 30 лет останется на уровне, схожим с сегодняшним. Нефть все еще будет доминировать среди других энергоносителей.
Интересно, что такой сценарий сохранится даже в случае крайне высокого распространения электромобилей и запрета на производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (объективно маловероятный сценарий).
- Природный газ увеличит долю в мировом энергобалансе за счет роста спроса на это топливо в Индии, Китае, США и на Ближнем Востоке.
На Ближнем Востоке в реальном выражении объемы потребления природного газа к 2040 г. могут вырасти вдвое по сравнению с показателем 2016 г. Газ практически полностью обеспечит прирост спроса на энергию, который произойдет в регионе к тому времени.
- Глобально, регионом с наибольшим ростом спроса на энергию стане Индия и другие страны Азии (без Китая). Там потребление энергии (в процентом выражении) к 2040 г. увеличится более чем вдвое. Далее идет Китай, где процент значительно ниже. Потребление в США останется на сегодняшнем уровне, а ЕС снизится.
- Как этот отчет, так и отчет банка Goldman Sacks прогнозирует резкий рост доли США среди нефтепроизводителей. Однако оба отчета отмечают, что расти добыча (и доля) будет до конца 2020-х – середины 2030-х гг.
Драйвером станет сланцевая нефть и газ, пик их добычи и придётся на 2020-е – 2030-е гг. Американские сланцевые углеводороды в этот период будут исполнять роль замыкающего производителя.
Доля ОПЕК на мировом рынке в тот период снизится, однако после пика американских сланцев картель будет уверенно наращивать свое влияние, причем быстрее, чем ранее.
- ВР ожидает почти удвоения объемов мирового экспорта СПГ, однако Ближний Восток не сыграет в этом приросте важной роли. Больше всего нарастят экспорт США, Австралия, Россия и Африка.