О визите министра иностранных дел ИРИ М.Д.Зарифа в Индию

Накануне состоялся официальный визит министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа в Индию. Основные темы переговоров между главой внешнеполитического ведомства Ирана и его индийской коллегой была «реализация совместных нефтяных проектов, прямое торговое взаимодействие между двумя странами, обмен национальных валют, использование национальных валют во взаимных расчетах, сотрудничество в железнодорожном секторе в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг» и транзит между двумя странами». Зариф назвал визит в Нью-Дели «плодотворным» и заявил, что Индия  не поддерживает односторонние санкции против Ирана. «Индия соблюдает санкции только, введенные Организацией Объединенных Наций, а не те, которые введены какой-либо другой страной, например, которые объявлены Соединенными Штатами против Ирана»,- заявила министр иностранных дел Индии[i].

Надо отметить, что последние годы взаимоотношения между Ираном и Индией развиваются динамично. Отношения между двумя странами стали особо развиваться после подписания иранского ядерного соглашения (СВПД) в 2015 г. До этого ввиду напряженных отношений между США и Ираном, Индия тоже держала дистанцию от Ирана, а индийская делегация даже дважды, в 2009 и 2011 годах проголосовала за резолюции Совета Безопасности ООН, в которых утверждалось, что Иран не выполняет положения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а следовательно попадает за это под международные санкции. Кроме того

Индия сократила покупку иранской нефти.  В феврале 2015 года показатели импорта иранской сырой нефти достигли исторического минимума: 100 тысяч баррелей нефти в день. Тегеран из первой тройки поставщиков нефти в Индию скатился на 7-е место.

В настоящее время Иран и Индия сотрудничают почти во всех сферах. Главная сфера их сотрудничества энергетика. Индия является вторым крупнейшим покупателем иранской нефти после Китая. В апреле нынешнего года индийские нефтеперерабатывающие заводы купили около 700 000 баррелей сырой нефти в день  из Ирана, что почти на 50% больше, чем в среднем по сравнению с предыдущим финансовым годом, и, достигнув «беспрецедентного» уровня в экспорте нефти в Иране[ii].

Согласно информированным источникам, индийские государственные нефтеперерабатывающие заводы планируют в 2018 году удвоить импорт нефти из Исламской Республики Иран. Иран настаивает на сохранении своего нефтяного клиента в Азии, предлагая лучшие условия, чем другие ближневосточные поставщики, включая Саудовскую Аравию, даже когда существует  угроза потенциальных дальнейших санкций США в отношении члена ОПЕК. По некоторым данным США оказывает давление на Индию, чтобы последний сократила покупку иранской нефти, но пока индийское правительство не  поддается давлению США и не намерено сократить объемы покупок иранской нефти.

Кроме этого в последние годы ряд индийских компаний проявляют интерес к иранской нефтегазовой отрасли. Так, месторождение «Фарзад-Б», с оценочными запасами газа в 12,8 трлн куб. футов, было открыто в 2008 году консорциумом из трех индийских компаний: ONGC, Oil India Limited и Indian Oil Corporation. Индийцы должны были развивать поле после его разведки, но они прекратили свою деятельность после того, как Запад активизировал санкции в отношении Исламской Республики в 2012 году.
С отменой санкций, Индия вновь захотела разрабатывать «Фарзад-Б» с помощью крупнейшей индийской государственной нефтегазовой корпорацией ONGC Videsh, которая является заграничным инвестиционным подразделением крупнейшей в стране компании по разведке энергоресурсов. На данный момент Иран и Индия ведут переговоры  о сотрудничестве в развитии морского газового месторождения «Фарзад-Б» в Персидском заливе[iii].

ONGC Videsh Videsh Ltd недавно подписала также меморандум о взаимопонимании с иранской Gostaresh (IDRO Oil) по месторождению «Сусангерд» (Susangerd) на юго-западе Ирана. IDRO летом 2017г. получила от Миннефти Ирана разрешение на разработку нефтяного месторождения «Сусангерд» в сотрудничестве с международной компанией. Таким образом целью меморандума, подписанного с ONGC Videsh, является рассмотрение возможности создания консорциума для разработки этого месторождения. Месторождение «Сусангерд» расположено на юго-западе Ирана в провинции Хузестан, в 12 км к юго-западу от города Cусенгерд и в 45 км от г Ахваза. Было открыто в 2009 г бурением скважины глубиной 5026 м. Ожидаемый и возможный объем запасов данного месторождения составляет более 8,83 млрд барр.  По существующим оценкам, на первых блоках разработки можно будет получать до 30 тыс барр/сутки нефти. Инвестиции в разработку месторождения Сусангерд оцениваются в 900 млн долл США[iv].

Еще одна, уже частная индийская компания IMC Group рассчитывает инвестировать в иранскую инфраструктуру хранения сырой нефти и побочных продуктов. IMC Group заинтересована в строительстве и обслуживании складов нефтепродуктов на южных терминалах Ирана в Персидском заливе. Основанная в Ченнаи на востоке Индии, компания IMC занимается разработкой, строительством, эксплуатацией и управлением инфраструктурными проектами на базе портов. Она также является торговцем сельскохозяйственной продукцией и топливом[v].

Очень важным энергетическим проектом для двух стран является газопровод Иран-Пакистан-Индия. Этот проект обсуждается уже давно, но он был заморожен в 2013 г из-за введения санкций против Ирана. В 2017 г. к проекту вернулись. Протяженность газопровода составит 1,2 тыс км, стоимость проекта оценивается в 5,7 млрд долл. США. Кстати, Россия и Иран планируют создать совместную компанию по строительству газопровода Иран-Пакистан-Индия, недавно сообщил журналистам министр энергетики РФ Александр Новак после заседания российско-иранской межправительственной комиссии. «Речь идет о поставках газа и о строительстве инфраструктуры. Детали еще будут прорабатываться», – сказал он[vi].

Иран намерен в ближайшем будущем экспортировать сниженный газ в Индию. В настоящий момент Индия занимает четвертое место в мире в списке стран-потребителей сниженного газа. (21,7 млрд куб. м). Еще в 2016 г. компания ONGC по итогам визита в Иран министра нефти и газа Дхармендра Прадхана сообщила, что Индия заинтересована в сотрудничестве с Ираном и хотела бы создать завод по производству сжиженного природного газа, а также установку по крекингу газа в порту Чабахар, что на юге страны. В 2017 г. Индия и Иран подписали первое соглашение, предусматривающее поставки иранского сжиженного нефтяного газа (СНГ) в Индию. Индийские компании будут импортировать сжиженный газ из Ирана посредством супергазовоза (VLGC)[vii].

В взаимоотношениях между Ирана и Индии особое место занимает экономический мега-проект – развитие иранского порта Чабахар. Чабахар является единственным океаническим портом Ирана и состоит из двух отдельных портов: Шахид Калантари и Шахид Бехешти. В соответствии с подписанным между сторонами соглашении, Индия согласилась вложить в 85 млн долларов на развитие одной фазы порта Чабахар. В целом Индия выделила кредитную линию в 500 млн. долларов на порт Чабахар, и уже 150 млн. долларов было выплачено. Первый этап стратегического иранского порта Чабахар, который Индия помогла развить, был торжественно открыт президентом Ирана Хасаном Роухани 3 декабря 2017 года. Открытие первого этапа порта Шахид Бехешти (из пяти этапов, определенных для проекта) утроило его мощность до 8,5 млн тонн (что соответствует мощности всех северных портов страны). Этот порт позволит обрабатывать ​​сверхбольшие контейнерные суда (от 100 000 DWT до 120 000 DWT) и увеличить связь Индии с Афганистаном. Благодаря этому проекту Индия может в обход Пакистан доставить свои товары морским путем в Иран, а оттуда и в Афганистан.

Кроме того Индия согласилась построить 500-километровую железную дорогу от Чабахара до Захедана, столицы провинции Систан-Белуджистан, находящейся недалеко от афганской границы. Государственная индийская компания IRCON согласилась построить железнодорожный маршрут стоимостью 1,6 млрд долларов США в рамках организации транзитного коридора в Афганистан. После соединения Чабахара с Захеданом, железная дорога будет связана с Заранджем в Афганистане. Когда афганский груз будет прибывать в Захедан, он сможет быть отправлен по железной дороге в Чабахар, а затем в Индию. Индия завершила подготовку плана строительства железнодорожной линии протяженностью 900 км от провинции Бамиан в Афганистане до порта Чабахар.

Еще одна сфера сотрудничества между Ираном и Индией является железнодорожный сектор. В январе текущего года Тегеран и Нью-Дели подписали соглашение на сумму 2 млрд долларов США относительно сотрудничества в железнодорожном секторе. Часть соглашения относится к Меморандуму о взаимопонимании на сумму 600 млн долларов США для закупки Ираном локомотивов и грузовых вагонов в Индии. Этот проект будет запущен в течение трех лет, и часть этих вагонов будет напрямую куплены у Индии, а другая крупная часть будет произведена на заводе Esfahan Steel Company с использованием индийских стальных слитков. Основываясь на своей сделке с «Железными дорогами Исламской Республики Иран», Esfahan Steel Company  согласилась предоставить 40 000 тонн рельсов к концу нынешнего иранского года (20 марта 2018)[viii].

На повестке дня между двумя странами находиться и международный транспортный коридор «Север-Юг». Это судоходный, железнодорожный и автомобильный маршрут для перевозки грузов между Индией, Россией, Ираном, Европой и Центральной Азией. Маршрут в основном предполагает перевозку грузов из Индии, Ирана, Азербайджана и России. Согласно этому проекту транспортные расходы должны сократится на «2500 долл. за 15 тонн груза». На начальном этапе через коридор планируется транспортировать 5 млн тонн грузов в год, а в будущем — более 10 млн тонн грузов.  Иран находится в центре этого транспортного коридора.

Что касается товарооборота между Ираном и Индией, то по данным МИД Индии, двусторонняя торговля между Индией и Ираном в течение 2016-2017 финансового года достигла 12,89 млрд долларов. В течение последнего 1396 иранского календарного года (закончившегося 20 марта 2018 года), товарооборот не нефтяных товаров между Ираном и Индией составил 4,98 млрд долларов США, что на 5,13 % больше, чем годом ранее. Этот показатель делает Индию шестым по величине торговым партнером Ирана. Согласно данным Таможенной администрации Исламской Республики Иран, в прошлом 1396 году, Иран экспортировал в Индию 9,79 млн тонн не нефтяных товаров на сумму 2,73 млрд долларов США, что означает увеличение товарооборота на 2,45 % и снижение по цене на 2,02 % в годовом исчислении. Экспорт, главным образом, включал газовый конденсат, метанол, этиленгликоль и сжиженный пропан.  Импортированные в Иран из Индии товары включали полуфабрикат риса, полностью измельченный рис, оксид алюминия, рельсы, ферромарганец и чай[ix].

Во время последнего по времени визита президента Ирана Хасана Роухани в Индию обе стороны согласились содействовать выдаче виз для развития туризма и контактов между людьми между двумя странами. Было подписано также Соглашение об избежании двойного налогообложения для содействия развитию двусторонней торговли и инвестиций.

Что касается политическим отношениям между Тегераном и Нью-Дели, то стоит отметить, что Иран и Индия ведут довольно сбалансированную политику в отношении друг друга. Встречи официального руководства Ирана и Индии всегда сопровождаются заявлениями о «нерушимости дружественных связей, имеющих глубокие исторические и цивилизационные корни». Но несмотря на такие дружественные отношения Ирану волнует растущие связи Индии с США, Израилем, Саудовской Аравией и ОАЭ, которые являются главными соперниками Ирана. На этой фоне в прошлом году даже возник небольшой скандал между двумя странами. Незадолго до визита премьер-министра Нарендры Моди в Израиль в июле 2017 года верховный лидер ИРИ аятолла Хаменеи призвал мусульман в Кашмире «отказаться от угнетателей[x].

Таким образом, можно прийти к заключению, что Иран и Индия твердо намерены углублять взаимоотношения. В отношениях двух стран камнем преткновения могут стать США, которые могут препятствовать развитию этих отношений.

[i]                       Индия признаёт только ограничения Совбеза ООН, санкции США ей не указ  https://eadaily.com/ru/news/2018/05/28/indiya-priznayot-tolko-ogranicheniya-sovbeza-oon-sankcii-ssha-ey-ne-ukaz

[ii]                      Iran’s April oil exports to India ‘unprecedented’ https://www.aa.com.tr/en/energy/oil/irans-april-oil-exports-to-india-unprecedented-/19806

[iii]                     Если Индия откажется, проект развития месторождения Farzad B будет осуществляться иранскими компаниями http://www.iran.ru/news/economics/109574/Esli_Indiya_otkazhetsya_proekt_razvitiya_mestorozhdeniya_Farzad_B_budet_osushchestvlyatsya_iranskimi_kompaniyami

[iv]                     Не вместо, а вместе. Меморандум по развитию месторождения Сусангерд в Иране подписан с ONGC Videsh https://neftegaz.ru/news/view/169707-Ne-vmesto-a-vmeste.-Memorandum-po-razvitiyu-mestorozhdeniya-Susangerd-v-Irane-podpisan-s-ONGC-Videsh

[v]                      Индийская «IMC Group» заинтересована в строительстве складов нефтепродуктов на юге Ирана http://www.iran.ru/news/economics/107967/Indiyskaya_IMC_Group_zainteresovana_v_stroitelstve_skladov_nefteproduktov_na_yuge_Irana

[vi]                     СП создают РФ и Иран для строительства газопровода Иран-Пакистан-Индия https://oilcapital.ru/news/transport/07-03-2018/sp-sozdayut-rf-i-iran-dlya-stroitelstva-gazoprovoda-iran-pakistan-indiya

[vii]                    Индия впервые подписала контракт на импорт сжиженного газа из Ирана и думает о других поставщиках https://neftegaz.ru/news/view/161012-Indiya-vpervye-podpisala-kontrakt-na-import-szhizhennogo-gaza-iz-Irana-i-dumaet-o-drugih-postavschikah

[viii]                   Iran Signs $2b Rail Deal With India   https://financialtribune.com/articles/domestic-economy/79897/iran-signs-2b-rail-deal-with-india

[ix]                     Iran’s 10-Month Foreign Trade Hits $78b https://financialtribune.com/articles/domestic-economy/80869/irans-10-month-foreign-trade-hits-78b

[x]                      Everyone should openly support people of Yemen, Bahrain and Kashmir: Ayatollah Khamenei http://english.khamenei.ir/news/4943/Everyone-should-openly-support-people-of-Yemen-Bahrain-and-Kashmir

43.62MB | MySQL:92 | 1,173sec