Продолжаем краткий разбор предвыборной программы главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции, обнародованной 26 мая с.г. Программу представил лично председатель партии Кемаль Кылычдароглу.
Напомним, что предыдущая публикация была нами завершена на поднятом НРП вопросе о необходимости обеспечения равномерного развития всех регионов Турции (что бы они, интересно, сказали о равномерности развития Российской Федерации, которая — не чета турецкому – В.К.).
НРП говорит о том, что предложенные ими проекты для развития пяти поясов – регионов Турции позволят стране достичь среднеевропейских показателей достатка для граждан. Невозможно удержаться от того, что заподозрить НРП в использовании терминологических коннотаций с китайским мега-проектом «Один пояс – один путь».
Ключевыми показателями для НРП являются следующие:
- Занятость.
Неравномерность в показателях занятости между регионами страны является одновременно и причиной и следствием неравномерного развития регионов Турции. Таким образом, для устранения второго подготовлен ряд проектов для обеспечения первой. Итогом же должно стать сближение уровня доходов между различными регионами Турции.
- Торговый оборот.
Пояса развития в Турции должны обеспечить рост торгового оборота как внутри самих регионов Турции, так и между ними. Рост торгового оборота, в свою очередь, обеспечит наращивание концентрации (сил – В.К.) в регионах.
- Дорогое производство с высокой добавленной стоимостью.
Общей проблемой всех регионов страны, как с точки зрения обеспечения занятости, так и должного уровня торгового оборота является производство товаров с невысокой добавленной стоимостью. В этих регионах и илах страны, как указывает НРП, общей целью является обеспечение синергии и координации в стратегических отраслях, использования новых технологий и роста производства.
От себя прокомментируем относительно производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Последняя обеспечивается либо брендизацией продукции — допустим, через формирование в мире устойчивых сочетаний, как то: «швейцарский банк (часы, сыр)», «итальянская мода (ресторан)», «французское вино (ресторан, шарм)», «английский аристократизм» и проч., равно как и ассоциаций с названиями главных городов стран – Париж, Лондон, Нью-Йорк. Какие устойчивые сочетания в мире возникают со словом «турецкий …» и ассоциации с городом Стамбул?
Создание и внедрение на подкорку потребителей новых «ключей» — это очень длинная и дорогостоящая история, далеко выходящая за рамки брендизации отдельных отраслей промышленности. Речь идёт о создании бренда страны. Тем слоганом, который сейчас приходит на ум в этой связи является Turkey: Discover the Potential, придуманный Меджлисом турецких экспортеров (TIM). Но ведь это — маркетинговый ход, который нацелен отнюдь не на потребителей, кто должен покупать турецкое, а на инвесторов, кто должен прийти в страну с деньгами.
Вторым вариантом производства товаров с высокой добавленной стоимостью является производство ноу-хау. Это требует намного более серьезных инвестиций, чем в маркетинг и даже чем в создание знаний в недалеком прошлом. Мир двигается семимильными шагами на пути создания искусственного интеллекта, умных гаджетов виртуальной реальности, массовой роботизации, Big Data технологий и много другого, включая вновь ожившую, после определенного спада интереса, тему полетов в космос. Но теперь уже на новом уровне – коммерческой космонавтики и космического туризма.
В этих условиях любая страна должна быть предельно сконцентрирована и эффективна. И турки, кстати, это хорошо знают. Тот же Мухаррем Индже, кандидат в президенты от НРП, в своем интервью не случайно ссылался на южнокорейский опыт. Когда руководство страны собрало пять крупнейших корпораций и буквально обязало их разделить сферы компетенций и влияния и прекратить конкурировать между собой. Вместо этого – поставить себе задачей конкурировать на внешнем рынке. Вот что способно обеспечивать концентрацию в условиях ограниченных финансовых ресурсов, в условиях сжавшегося как пружина времени. Такую попытку предпринял и Р.Т.Эрдоган, когда собрал вместе глав крупнейших корпораций, обязав их создать местный автомобиль – вот и посмотрим, как южнокорейский опыт сработает на турецкой почве.
Тем не менее, вернемся к тезисам НРП. Продвигаемый ими проект «Центральная Турция» должен, по их словам, извлечь для себя максимальную выгоду из китайской инициативы по созданию «Нового Шелкового пути» (кстати, хороший пример брендирования – все в мире рассуждают с умным видом про этот проект и все, включая Турцию, выказывают желание в него включиться, однако, мало кто себе представляет как конкретно проект выглядит и какие конкретно выгоды он сулит другим странам-участницам, кроме Китая; последний, понятно дело, создает для себя и только для себя широкую транспортную магистраль для доступа китайских товаров и услуг на мировые рынки – В.К.).
Что не мешает тем же туркам, в лице НРП (и даже ПСР – В.К.), громко говорить о тех выгодах, которые им сулит участие в проекте. Если выразить идею на пальцах, то придут китайцы и инвестируют в турецкие грузовые морские порты и авиатерминалы. Их расширение позволит пропускать через Турцию намного больше товаров, вот только, если инвестиции будут китайскими, то и эти товары будут в массе своей китайскими.
Впрочем, НРП говорит о том, что логистические возможности страны будут расширяться и, в частности, они, в случае прихода ко власти, планируют строительство сети железных дорог, которые соединят Черное море, Восточную и Центральную Анатолию. Одновременно, по их замыслу, будет создаваться транспортное кольцо вдоль региона Мраморного моря. Вопрос же, в случае Турции, заключается не в том, как (то есть, по какому транспортному коридору), а вопрос – что (что повезут, то есть)? Смеем выразить сугубо личное мнение о том, что логистические возможности Турции и так являются весьма приличными.