О турецко-американских договоренностях по Манбиджу (продолжение)

Накануне в статье, опубликованной на сайте ИБВ, мы прокомментировали первую информацию, поступившую касательно достижения США и Турцией договоренностей по Манбиджу, оформленных в виде подписанной стороны дорожной карты из трех этапов (ссылка на статью: http://www.iimes.ru/?p=44892).

Днем спустя, 6 июня, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в развитие пресс-релиза, обнародованного его министерством, сообщил некоторые подробности согласованного им с госсекретарем США Майклом Помпео плана. Общение с прессой состоялось в Анталье — напомним, что Мевлют Чавушоглу заявлен номером один в списке кандидатов в депутаты Меджлиса от правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

Приведем некоторые характерные цитаты из выступления министра, который подчеркнул, что достигнутое соглашение, на самом деле, — не двустороннее, а четырехстороннее:

«(в соглашении участвуют – В.К.) Турция, США, Багдад и Эрбиль. РПК является врагом и для Эрбиля. РПК была поддержана рядом групп в партии Талабани. Также она была поддержана со стороны движения «Горан» («Перемены») Благодаря их поддержке в провинции Сулеймания они (РПК – В.К.) спустились в город».

Министр Чавушоглу подчеркнул решимость руководства страны в том, чтобы очистить турецкую границу от Рабочей партии Курдистана. При этом, по его словам, Турция дожидалась итогов выборов в Ираке, на поддержку которого турецкая сторона рассчитывает. Как подчеркивает М.Чавушоглу, РПК представляет серьёзную угрозу и для самого Ирака. Невзирая на то, что РПК ушли из Синджара, у них сохраняется серьёзное присутствие на северо-востоке, в Кандиле и за его пределами.

Что же до графика вывода «Сил народной самообороны» (СНС) из Манбиджа, то М.Чавушоглу, в частности, подчеркнул важную подробность американо-турецких договоренностей – а, именно, что при уходе из региона у СНС будет изыматься оружие.

По его словам, СНС уйдут на восток Евфрата, однако, тот факт, что они отправятся туда, не означает приемлемости нахождения там для Турции. Поскольку, на самом деле, угроза для Турции исходит с востока Евфрата – со стороны РПК, ПДС и ОНС.

М.Чавушоглу прямо заявил о том, что после того, как план будет реализован в Манбидже он будет применяться и в других регионах, находящихся под контролем СНС. И это положение, по его словам, есть в тексте подписанного соглашения. Подчеркнув ещё раз неприемлемость для Турции нахождения СНС и на восточном берегу Евфрата, турецкий министр совершенно верно указал на то, что, в таком случае, главным вопросом будет являться, куда денется СНС? Этот вопрос в ряду прочих, связанных с будущим СНС, как указал М. Чавушоглу, будет обсуждаться «нашими разведчиками, военными, всеми подразделениями, со всеми партнерами», поскольку как он заявил «мы не хотим, чтобы они там оставались».

«Вы можете сказать, что в этом месте – ответственность США, однако, поскольку – это угроза для нас, то и, в то же самое время, это наша ответственность. Сколько в настоящее время членов СНС/РПК в Манбидже, я этого не знаю», — заявил М. Чавушоглу.

Касательно графика вывода СНС из Манбиджа, М.Чавушоглу указал на то, что это должен быть процесс, который «не займет шести месяцев» и даже половины этого срока (то есть, трех месяцев – В.К.). Этот процесс, по его словам, не предполагает предварительных условий, о чем соответствующими ведомствами достигнуты ясные договоренности. Само же соглашение не является предметом согласования какими-либо другими ведомствами сторон.

Безопасность оставленного СНС Манбиджа будет, как отметил М.Чавушоглу, обеспечиваться военнослужащими США и Турции (это второй этап дорожной карты – В.К.). Соответственно, после этого вступит в силу третья часть плана, подразумевающая совместное решение вопроса того, кто будет управлять регионом, кто войдет в состав его сил безопасности. Результатом же должно стать достижение в Манбидже стабильности.

При этом, министр М.Чавушоглу ещё раз подчеркнул то обстоятельство, что Манбидж должен стать примером, который будет распространен на другие регионы Сирии, «оккупированные со стороны СНС», что предусматривается текстом американо-турецкого соглашения.

Итак, по словам турецкого министра все выглядит, прямо скажем, прорывом в американо-турецких отношениях по Сирии, который способен полностью изменить расклад сил в регионе.

Однако, спикер Государственного департамента Хизер Науерт вслед за переговорами заявила, что достигнутое соглашение не является безусловным, а, напротив, условным: «Сказать условным, значит сказать, что в случае изменения оперативной обстановки, некоторые вещи также будут меняться. Достигнутое соглашение есть только начало диалога по этому вопросу. Стороны, на уровне министров или уполномоченных лиц, продолжат обсуждение всех этих вопросов. Мы хотим мира и стабильности в Манбидже. Это – цель, которой привержены обе стороны. Мы очень много работали над этим с нашим союзником по НАТО – Турцией».

Касательно же неприемлемости для Турции нахождения «Сил демократической Сирии» (СДС) к востоку от Евфрата, Хизер Науерт отказалась от каких-либо комментариев. Высокопоставленный представитель Государственного департамента США (фамилию турецкие СМИ не назвали) заявил, что «Есть рамочные договоренности, привязанные ко времени. Мы хотим (их – В.К.) реализовать как можно быстрее, но графика не можем предоставить».

Итак, подведем итог:

  1. У сторон нет общего понимания относительно сроков реализации договоренностей.
  2. У сторон нет общего понимания в отношении объема взаимных обязательств (про то, что СНС сдадут оружие, представители Госдепа промолчали – В.К.).
  3. У сторон нет общего понимания в отношении незыблемости договоренностей.
  4. У сторон нет общего понимания в отношении возможности распространения этого опыта на другие регионы, находящиеся под контролем ПДС/СНС в Сирии.

Такого рода документы не именуются ни соглашениями, ни дорожными картами. Их надо относить к категории «протоколов о намерениях», в которых стороны обмениваются «озабоченностями» и выражают намерение «сотрудничать». Так что, ни о каких прорывах в американо-турецком диалоге по Сирии говорить не приходится. Хотя, повторимся, ПСР преподнесет этот документ накануне выборов, как важную внешнеполитическую победу в борьбе с терроризмом и упертостью американцев.

52.23MB | MySQL:103 | 0,592sec