О сотрудничестве Ирана и Азербайджана в сфере железнодорожного транзита

Иран имеет весьма благоприятное географическое положение с точки зрения транзита, связывая ряд транзитных дорог с севера на юг, с востока на запад. В сфере транзита решающую роль играет железнодорожная система.

Согласно стратегии развития железной дороги Ирана планируется ввести в эксплуатацию около 10 железнодорожных маршрутов, которые присоединятся к следующим  транзитными коридорами по суше и воде:

  • Север-Юг: Бандар Бомбей- Бандар Аббас-Астара-Азербайджан-Астрахань-Россия-Финляндия
  • Персидский залив-Черное море: Иран-Армения-Болгария-Греция
  • Исламабадский коридор: Пакистан-Иран-Турция
  • Бандар-Аббас-Алма-Ата: Туркменистан-Узбекистан-Казахстан
  • Стамбул-Алма-Ата: Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан-Казахстан
  • Иран-Афганистан-Таджикистан-Киргизия-Китай
  • Чабахар-Туркменистан: порт Чабахар (Систан и Белуджистан, Оманский залив)-Захедан-Мешхед-Серахс-Туркменистан
  • Китай-Средиземное море: Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Средиземное море

Касаясь сотрудничества между Ираном и Азербайджаном в области транзита, следует отметить, что эти страны сотрудничают в рамках коридора Север-Юг.

Что касается железной дороги Иран-Азербайджан, то эта программа состоит из двух частей.

На первом этапе иранская Астара присоединяется к азербайджанской Астаре, а на втором этапе Иран и Азербайджан могут полностью сотрудничать в рамках коридора Север-Юг, только в тома случае, если железная дорога Казвин-Рашт-Астара-Астара будет полностью работоспособной.

Но следует отметить, что 28 марта 2018-го года состоялось официальное открытие    железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран). Исполнительный директор Организации строительства и развития транспортной инфраструктуры Ирана Хейролла Хадами коснувшись темы железной дороги Астара-Астара, отметил: «Этот проект является частью коридора Север-Юг. Участок железной дороги протяженностью 8,5 км был построен на территории Азербайджана, а 1,5 км на территории Ирана. Эти две части соединяются друг с другом через 80-метровый мост, построенный на реке Астарачай. Кроме того, планируется выделить 60 млн долларов инвестиций и построить торговый терминал».

Вторая часть железной дороги Иран-Азербайджан, в свою очередь, состоит из двух частей: Казвин-Рашт и Рашт-Астара. Дорога  Казвин-Рашт протяженностью 165 км, состоит из туннелей длиной 28 км и 50 мостов.

Если 95% этого участка уже построено, то вопрос участка Рашт-Астара еще неясен. Исполнительный директор Организации строительства и развития транспортной инфраструктуры Ирана относительно этого вопроса сказал: «Железная дорога Рашт-Астара имеет протяженность 170 километров. Строительные работы на этой части участка не будут иметь никаких трудностей, и не будет необходимости строить туннели и мосты, как в на участке Казвин-Рашт. Единственная проблема заключается в том, что для строительства участка Рашт-Астара, необходимо во первых купить земли, также  необходимы  иностранные инвестиции для начала основных строительных работ».

В связи с этим за последние два года Иран и Азербайджан ведут переговоры, в результате чего, согласно достигнутому соглашению, Азербайджан должен инвестировать проект Рашт-Астара.

14 января 2018-го года правительство ИРИ одобрило программу, представленную Министерством экономики и финансов о строительстве железной дороги Рашт-Астара, в то же время позволив взять для реализации проекта кредит в размере 500 млн долл. США у Азербайджана на 7 лет.

Кстати, иранский сайт Azariha.org в одном из материалов отметил. «Посредством благотворительного комитета имени Имама Хомейни на протяжении многих лет Азербайджану оказывалась огромная финансовая поддержка. Строительство железной дороги Казвин – Рашт – Астара возможно осуществить и на средства проживающих в Иране патриотичных атрпатаканцев (тюркоязычных иранцев), собрав те же 500 млн долларов, и в результате этого не будет никакой необходимости получить помощь у Азербайджана».

Вышеупомянутое решение иранского правительства однозначно не было принято некоторыми иранскими экспертными кругами. В связи с этим иранское информационное агентство «Мехр» представило следующую экспертную оценку: «Выделение миллиардов долларов из иранского бюджета для строительства железной дороги Рашт-Астара неэффективно, поскольку, даже если Азербайджан будет задействован, эксплуатация этого проекта не будет прибыльной. По словам, иранского эксперта Меисана Ладжеварди вместо строительства железной дороги с  Азербайджаном было бы правильно использовать уже существующую железную дорогу между Арменией и Ираном (учитывая, что железная дорога проходит через Нахичеван). Учитывая тот факт, что железнодорожная система Армении эксплуатируется российской компанией, то Иран и Россия могут осуществлять посредническую миссию между Арменией и Азербайджаном урегулировать разногласия между ними, чтобы транзитные перевозки осуществлялись через существующую железную дорогу».

Добавим, коснувшись этой темы, что исполнительный директор Иранской железнодорожной компании Мохсен Пурсейед Агаи заявил: «Железная дорога между Ираном, Арменией и Азербайджаном существовала, однако после начала военных действий между Арменией и Азербайджаном, азербайджанцы не были готовы принять тот факт, что данный железнодорожный коридор начнет работать и будет проходить через РА. С экономической точки зрения эксплуатация железнодорожной линии Иран – Нахичевань – Армения крайне выгодна, и как армянская, так и азербайджанская сторона это признают. Во время дружественных встреч в Армении и Азербайджане с нашими партнерами мы обсудили данный вопрос, однако стороны непоколебимы в своих позициях».

Что касается строительства железной дороги Иран-Азербайджан, заместитель министра дорог и городского развития Ирана Хейролла Хадами заявил, что ответственность за строительство железной дороги Казвин-Рашт была передана от «Транспортной инфраструктуры и строительной организации» ИРИ «Железнодорожной организации Исламской Республики Иран». Это изменение вызвало опасение иранских экспертов относительно того, почему строительство железной дороги Казвин-Рашт передано другой организацией.

В этом контексте заместитель министра дорог и городского развития Исламской Республики Иран в интервью иранскому информационному агентству ISNA, коснувшись темы строительства дороги Рашт-Астара, заявил: «Нам нужны иностранные инвестиции для строительства этой дороги, и мы договорились с азербайджанской стороной. Поскольку строительство железной дороги Казвин-Рашт-Астара должна осуществить «Железнодорожная организация Ирана», следовательно последняя должна вести переговоры с азербайджанской стороной и подписать соответствующий договор».

Интересно, что глава администрации президента ИРИ Махмуд Ваэзи после изменений в системе управления железными дорогами Ирана, 4 июня во время своего визита в Азербайджан, на встрече с президентом Ильхамом Алиевым, коснувшись темы проектов, осуществляемых между Ираном и Азербайджаном, отметил: «Политика ИРИ направлена на расширение отношений с соседями, в частности с Евразийским регионом и с кавказскими странами, что касается Азербайджана, то инфраструктуры созданы таким образом, чтобы такие важные и перспективные проекты как железная дорога Рашт-Астара были реализованы».

Следует отметить, что ни заместитель министра дорог и городского развития, ни глава администрации президента ИРИ в своих выступлениях не упомянули о кредите на сумму 500 млн долларов и о решении начать строительство железной дороги Рашт-Астара, следовательно можно предположить, как азербайджанская, так и иранская сторона нуждаются в корректировках своих позици и переговорах.

 

Источники:

https://www.mehrnews.com/news/3987720/

http://news.mrud.ir/news/51474/

http://www.irna.ir/fa/News/82789070

http://www.asriran.com/fa/news/586140/

https://www.mehrnews.com/news/4159705/

https://www.isna.ir/news/96071507988/

https://www.isna.ir/news/97030803691/

https://www.tasnimnews.com/fa/news/1397/03/14/1742480/

42.26MB | MySQL:87 | 0,706sec