Израиль: по результатам опроса у Биньямина Нетаньяху нет реальных конкурентов

Израильская газета «Маарив» провела во вторник вечером социологический опрос о политических предпочтениях израильтян. Не было сообщено, какими конкретно специалистами проводился этого опрос и насколько представительная подборка были им охвачена. Однако, учитывая, что в целом «Маарив» считается весьма солидной газетой, стоит отнестись к проведенному им опросу с достаточной серьезностью. Судя по опубликованным данным, согласно полученным результатам, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас, крупнейшей партией остался бы возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд. Он получил бы 32 мандата вместо 30, которые у него есть в Кнессете нынешнего созыва.

Второй по величине фракцией Кнессета стала бы возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристская партия «Еш атид». Однако она сильно отстает от Ликуда и получила бы только 18 мандатов (11 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Следует отметить, что предыдущие опросы, как правило, предсказывали заметно большее усиление этой партии. Иногда речь даже шла о паритете между Ликудом и партией «Еш атид».

Возглавляемый Ави Габаем левый парламентский блок «Сионистский лагерь», в состав которого входят партии Авода и «Тнуа» (последнюю возглавляет депутат Кнессета Ципи Ливни), получил бы 15 мандатов (24 мандата в Кнессете нынешнего созыва). Несмотря на столь драматическое ослабление возглавляемого им парламентского блока, Ави Габай может быть доволен таким результатом, поскольку некоторые из предыдущих опросов предсказывали, что «Сионистский лагерь» получит менее 10 мандатов.

Открыто антисионистский парламентский блок Объединенный арабский список, в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, получил бы 12 мандатов (13 в Кнессете нынешнего созыва). Этот результат полностью соответствует результатам предыдущих опросов.

Возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» получила бы только 7 мандатов (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Столько же получили бы возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану» (10 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и ашкеназская ультраортодоксальная религиозная партия «Еврейство Торы» (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), представляющая собой парламентский блок партий «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора». Если результаты партий «Кулану» и «Еврейство Торы» в целом соответствуют результатам предыдущих опросов, то ослабление религиозных сионистов является сюрпризом, поскольку все без исключения опросы предыдущих месяцев предсказывали их усиление.

По 6 мандатов получили бы возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и возглавляемая министром обороны Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль» (НДИ, сейчас у нее 5 мандатов). В обоих случая лидеры этих партий могут быть довольны, поскольку предыдущие опросы, как правило, обещали им меньшее число мандатов. В случае ШАС некоторые опросы даже предсказывали, что эта партии вообще не преодолеет электорального барьера.

По 5 мандатов получили бы радикально левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Тамар Зандберг (ровно столько же мандатов есть у этой партии и в Кнессете нынешнего созыва) и все еще не имеющая названия новая партия, о создании которой объявила несколько месяцев назад депутат Кнессета Орли Леви-Абукасис, прошедшая в Кнессет нынешнего созыва по списку НДИ, а затем вышедшая из ее состава и создавшая фракцию одиночки. В обоих случаях речь идет меньшем числе мандатов, чем обещали этим партиям предыдущие опросы.

Суммарно же правые и религиозные партии, входящие в состав нынешней правящей коалиции, получили бы, согласно данным опроса, проведенного газетой «Маарив», 65 мандатов вместо тех 66, которые у них есть сейчас. К ним следует добавить и 5 мандатов гипотетической партии Орли Леви-Абукасис, которая тоже, несомненно, может быть отнесена к право-религиозному лагерю (она не только состояла в НДИ, но и родилась в семье бывшего министра иностранных дел Давида Леви, который был членом Ликуда). Кстати, поскольку депутат Орли Леви-Абукасис прошла в Кнессет нынешнего созыва, как уже было сказано, по списку партии НДИ, то не будет ошибкой сказать, что суммарно партии нынешней правящей коалиции получили на прошлых выборах 66 мандатов, ровно столько же, сколько им обещая новый опрос, проведенный газетой «Маарив». Таким образом, никакой альтернативы право-религиозной коалиции в Израиле на данном этапе нет.

Участникам проведенного газетой «Маарив» социологического опроса, помимо вопроса об их партийных предпочтениях, был также задан вопрос о том, кто из видных израильских политиков, по их мнению, больше всего подходит на пост премьер-министра. На первом месте по этому показателю оказался нынешний премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Его имя назвали 34% опрошенных. На втором месте оказался недавно объявивший о своем намерении прийти в политику бывший начальник Генерального штаба ЦАХАЛа (занимал этот пост в 2011-2015 гг.) генерал-полковник запаса Биньямин (Бени) Ганц.  Его имя назвали 13% участников опроса. 9% из них назвали имя лидера партии «Еш атид» депутата Яира Лапида, 5% — имя лидера партии «Кулану» министра Моше Кахлона, а по 3% — имена лидера партии «Еврейский дом» министра Нафтали Беннета и лидера блока «Сионистский лагерь» Ави Габая. Остальные израильские политики получили еще меньше голосов.

Генерал-полковник запаса Бени Ганц — новая фигура в израильской политике. Его политическая платформа не вполне ясна. Если судить по тому факту, что в апреле прошлого года он присоединился к созданному бывшим министром просвещения (занимал этот пост в 2012-2014 гг.) раввином Шаем Пироном (представлял в Кнессете партию «Еш атид») внепарламентскому движению «Пнима», он придерживается центристских взглядов. Пока не ясно, к какой партии он присоединится (если присоединится вообще). Так или иначе, представляется очевидным вывод, согласно которому в Израиле нет на данном этапе политического лидера, который мог бы составить реальную конкуренцию действующему премьер-министру Биньямину Нетаньяху. Что же касается Бени Ганца, то почетное второе место, на котором он оказался по результатам опроса, может быть объяснено характерной для израильтян тенденцией проявлять (в течение первого времени) повышенный интерес к только что входящим в политику отставным генералам, которые еще никак не зарекомендовали себя в качестве политических лидеров.

62.81MB | MySQL:102 | 0,512sec