О реформе системы управления в Турецкой Республике

На протяжении всей своей карьеры сначала премьер-министр, а потом президент Турции Р.Т.Эрдоган неоднократно оправдывал своё амплуа «потеющего президента» с демонстрацией даже определенной нетерпеливости.

Последняя, в очередной раз, проявилась вечером 24 июня, когда обработка всех бюллетеней ещё не была завершена (во всяком случае, для широкой публики, наблюдающей в прямом эфире за трансляцией – В.К.), а Р.Т. Эрдоган уже принимал поздравления и благодарил за доверие.

Где-то на 80% обработанных бюллетеней было объявлено, что Р.Т.Эрдогана поздравил президент Азербайджана И.Алиев. Свое выступление Р.Т.Эрдоган сделал, когда на ТВ-экране в графе «обработанные бюллетени» значилась цифра около 95%. При том, что процент проголосовавших за него составлял 52,6%, чисто теоретически сохранялась вероятность того, что президент Р.Т. Эрдоган наберет меньше 50% голосов и будет вынужден бороться с единым оппозиционным кандидатом во втором туре голосования. Понятно, что Р.Т.Эрдоган был в курсе событий, но для публики, которая, как прикованная, следила за тем, как меняются десятые доли процентов на экране, появление Эрдогана с торжественной речью смотрелось несколько асинхронным и преждевременным.

Не менее, а даже и более преждевременным, смотрелось выступление президента Р.Т.Эрдогана 23 июня, где он конкретизировал планы по административной реформе после своего прихода ко власти. При том, что данные социологии указывали на значительную вероятность того, что Р.Т.Эрдоган не победит в первом туре. И именно по причине того, что неприятие реформы власти в Турции, сплотило левых, правых и курдов. Однако, в очередной раз, Р.Т.Эрдогану удалось обратить ситуацию, складывающуюся негативно, к своей пользе.

После победы 24 июня, исходя из предыдущего опыта, не стоит ожидать, что турецкая власть возьмет хоть день на паузу. Напротив, административная реформа, в центре которой будет упразднение должности премьер-министра, последует незамедлительно (в этом смысле, довольно интересно смотрелось выступление действующего премьера Бинали Йылдырыма, который заявил, ни много ни мало, что 24 июня не проиграл «ни один человек»; уж один-то точно проиграл – В.К.).

Итак, в чем будет суть административной реформы, кроме перехода полноты всей исполнительной власти в руки президента?

Прежде всего, число министерств и ведомств будет сокращено до 16-ти. Их окончательный список: Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство энергетики и природных ресурсов, Министерство транспорта и инфраструктуры, Министерство окружающей среды и градостроительства, Министерство сельского хозяйства и леса, Министерство культуры и туризма, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство труда, социальных услуг и семьи, Министерство казначейства и финансов, Министерство торговли, Министерство промышленности и развития.

Кроме того, при Администрации президента будет существовать 8 управлений, включая: Управление государственного контроля, Управление национальной безопасности, Управление национальной разведки, Управление Генерального штаба, Управление оборонной промышленности, Управление по делам религии, Управление связи, Управление по стратегии и бюджету.

Далее будет учреждено 4 профильных офиса: офис финансов, офис трудовых ресурсов, технологический офис и офис по инвестициям. Это, как утверждается, будут самые близкие к президенту бюрократы, призванные скоординировать работу исполнительной власти по вверенным им стратегическим направлениям.

Также при Администрации президента будет учреждено 9 советов: Совет по науке, технологиям и инновационной политике, Совет по образованию и политике в сфере обучения, Совет по экономической политике, Совет по безопасности и внешней политике, Совет по законодательной политике, Совет по культуре и искусству, Совет по здоровью и пищевой политике, Совет по социальной политике, Совет по региональной политике.

При Администрации президента будет работать специальная канцелярия и Управление по административным делам.

В целом, указывается, что при разработке модели президентской республики использовался опыт функционирования президентской модели в США, в качестве одного из ближайших прототипов.

Вот как по поводу новой структуры управления отозвался сам президент страны: «Эта новая структура обеспечит серьёзную экономию времени для реализации тех проектов, о которых мечтает наш народ. Эта ситуация, с одной стороны, даст возможность планировать и реализовывать больше проектов, а, с другой стороны, откроет путь для достижения страной того положения, которое она заслуживает в глобальной конкуренции». Следует отметить, что особый акцент вновь избранный (теперь об этом уже можно говорить – В.К.) президент страны планирует сделать на экономике.

И, невзирая на то, что до 100-летнего юбилея Турецкой Республики, который будет отмечаться в 2023 году, остается не столь уж много времени, президент Р.Т.Эрдоган упорно не отказывается от своих обещаний, приуроченных к этой дате. В частности, он продолжает говорить о том, что душевой ВВП за оставшиеся 5 лет должен вырасти вдвое – с 10 тыс. 596 долл. в 2017 г. до 20 тыс. долл. в 2023 году (население в год растет на 1%, а, следовательно ВВП должен вырасти более чем в два раза – В.К.). И этот результат, как раз, и будет обеспечиваться новой, более эффективной структурой управления.

На самом деле, этот тезис о том, что «бюрократическая олигархия» в стране мешает и нужна новая, более эффективная структура управления, от турецкого президента звучал постоянно на протяжении ряда лет. Теперь же, когда все барьеры на пути сняты, самое время подкрепить этот тезис практикой. Одно сомнений не вызывает: новая административная система будет внедряться буквально «с колес».

52.19MB | MySQL:103 | 0,493sec