Первый визит тибетского лидера в Израиль

На прошлой неделе почти незаметно завершился визит в Израиль главы тибетского правительства в изгнании. После сдержанной попытки заручиться поддержкой Израиля в стремлении тибетцев добиться от Китая большей независимости, Лобсанг Сангай, «правитель» Центральной тибетской администрации (ЦТА), 24 июня вернулся домой в Индию, в Дхарамсале. По сообщениям израильских СМИ, в Израиле он провел почти неделю, передвигаясь по стране и встречаясь с различными группами гражданского общества[i].

Лобсанг Сангай изначально не был уверен в том, что с ним встретятся официальные представители израильского руководства, но очень на это надеялся. По его словам , как правило, у него занимает два-три года, прежде чем он повторно вернется в страну, которую он только что посетил, но что касается Израиля, то он планирует приехать в Иерусалим вновь уже в следующем году. Как политический лидер тибетского народа в изгнании, Лобсанг Сангай, который получил докторскую степень в Гарвардском университете, регулярно консультируется с Далай-ламой, который поддержал этот визит в Израиль.

Отметим, что ЦТА, возглавляемая Лобсанг Сангаем, является правопреемницей тибетского правительства, которое управляло Тибетом до ввода китайских войск в 1950 году, подписания в Пекине в 1951 году «Соглашения о 17 пунктах» и последующего включения Тибета в состав Китайской Народной Республики.

По этому соглашению Тибет должен был «вернуться в великую семью народов матери-родины – Китайской Народной Республики». Тибету предоставлялось право национальной автономии в составе Китая. Сохранялась политическая система, полномочия и функции Далай-ламы и Панчен-ламы, однако военные и внешнеполитические вопросы полностью отходили под юрисдикцию Пекина. В Тибете учреждался военно-административный комитет и штаб военного округа, а вооруженные силы Тибета становились частью Народно-освободительной армии Китая. После подавления в Тибете антикитайского восстания 1959 года первый глава Госсовета Китая Чжоу Эньлай денонсировал это соглашение. Формально, по мнению некоторых исследователей, тем самым ситуация вернулась к прежнему состоянию, т.е. к независимости Тибета.

Официальная позиция Китая основана на концепции единого Китая, которым на протяжении тысячелетий правили сменяющиеся династии различных этносов единой семьи китайских народов. Начиная с правления династии Юань, Тибет всегда находился в той или иной формальной зависимости от китайского центрального правительства. Понимание Тибета как части Китая в новейшее время было унаследовано республиканским Китаем от Цинской империи, а затем перешло к коммунистическому Китаю. В период существования Китайской республики (1911–1949)  контроль над Тибетом был утрачен, и только в 1951 году на основании письменного соглашения из 17 пунктов Тибет вновь «вернулся в лоно единой семьи китайских народов». Согласно официальной пропаганде, старый Тибет был воплощением жестокого режима крепостников, Народно-освободительная армия Китая освободила Тибет и принесла тибетскому народу счастье и процветание[ii].

Официальная тибетская позиция – Тибет на протяжении своей двухтысячелетней истории был независимым государством. Тибетская диаспора создала образ «независимого Тибета», уходящего корнями в старый Тибет – идеальную страну (Шангрила), вынужденную бороться с незаконной оккупацией, геноцидом, репрессиями, насильственной ассимиляцией, в справедливой борьбе за права человека, за свободу и независимость. Симпатии международного сообщества, безусловно, на стороне такого образа Тибета. На самом же деле – это стереотип, такой же, как и китайский, основанный на отрицании истории и политическом мифотворчестве.

В 2011 году Далай-лама XIV, сохранив за собой роль духовного лидера, отказался от политической власти, которая перешла к Тибетскому правительству в изгнании во главе с Л.Сангаем. Далай-лама утверждает, что это правительство будет распущено сразу после обретения Тибетом независимости. Когда это случится, в стране будут проведены  всеобщие выборы, по результатам которых будет сформировано новое демократическое правительство.

ЦТА и Тибетский молодежный конгресс осуждали национальную политику китайского правительства, целью которой, по их мнению, является насильственная ассимиляция тибетского народа, а последствием – геноцид, сравнимый с нацистским истреблением евреев.

В последнее время ЦТА действует в рамках плана «срединного пути», который заключается в обретении полноценной автономии в составе КНР. Правда, тибетский молодежный конгресс, часть тибетского парламента и определенные представители тибетской диаспоры до последнего не оставляли надежды на получение Тибетом независимости. При этом они понимали, что произойти такое может лишь в случае катаклизма, например, в случае распада КНР по экономическим или социальным причинам.

Далай-лама XIV на протяжении многих лет ведет кампанию интернационализации тибетского вопроса, обвиняя Пекин в нарушении прав человека, с тем, чтобы добиться поддержки Запада и добиться от китайского руководства уступок на переговорах.

По прибытии в Израиль Лобсанг Сангай сознательно не просил о встрече с членами правительства, заявив, что хочет сначала больше узнать о стране. Хотя он намерен вернуться в Израиль в следующем году в надежде на поддержку. В соответствии с тибетской традицией Лобсанг Сангай придерживается принципа ненасилия как лучшего способа борьбы с угнетением и достижения мира. Что касается израильско-палестинского конфликта, то он всячески избегал вопросов о своей позиции.

В интервью The Times of Israel Лобсанг Сангай заявил: «Как тибетцы, мы выступаем за ненасилие, и мы практикуем ненасилие». «Не вторгаясь во внутренние проблемы, мы всегда говорим, что верим в ненасилие. Потому что мы считаем, что для прочного мира процесс его достижения также должен быть мирным. Тогда вы достигнете прочного мира». При этом он отметил, что шесть миллионов тибетцев подвергаются репрессиям и насилию со стороны китайских властей. «Тибет находится под оккупацией. Но наш ответ на этот вопрос мирный, ненасильственный. Это наше убеждение», – сказал он в интервью. По его мнению, история рассудит, является ли это правильным подходом, признав, что, безусловно, потребуется много времени, прежде чем его люди обретут свободу и добьются справедливости.

По словам Лобсанг Сангая, который много лет провел в США и имеет американское гражданство, американская администрация не видит противоречия между политикой «одного Китая» и тибетским «срединным путем». По его логике, «если правительство США может поддерживать обоих», то и для премьер-министра Биньямина Нетаньяху не должно возникнуть с этим никаких проблем. «Надеюсь, он это сделает. Это то, чего мы будем добиваться».

По словам Лобсанг Сангая, около 150 тибетцев совершили акт самосожжения. Хотя эти люди умерли насильственной смертью, они не навредили ни одному китайцу. Эти действия отражают решимость тибетцев и их отчаяние, поскольку некоторые предпочитают умереть, чем жить под оккупацией. «Мы будем протестовать, но мы не причиним вам вреда», – объяснил он позицию своего народа. Лидеру Тибета так и не удалось четко объяснить, применим ли такой подход к израильско-палестинскому конфликту. Он устранился от комментариев или рекомендаций израильтянам и палестинцам, вновь подчеркнув, что ненасилие – это то, что практикуют тибетцы, и они считают, что ненасилие – лучший способ.

В последние годы было проведено несколько раундов переговоров между посланниками Далай-ламы и китайским правительством, хотя никакого прорыва так и не было достигнуто. В этой связи Лобсанг Сангай выразил непонимание, «почему израильское правительство не может поддержать данные шаги и рекомендации. При этом Лобсанг Сангая не смущает тот факт, что Б.Нетаньяху считает связи с Пекином приоритетом израильской внешней политики. Позиция Лобсанг Сангая заключается в том, что развитие политических, экономических и торговых отношений с Китаем не мешает выступать за мораль и права человека. Тем более, что, по его словам, Тибет просит лишь об этом, и тибетцы не требуют ничего такого, что является незаконным или противоречивым.

Израильское Министерство иностранных дел отказалось комментировать вопросы, касающиеся Китая и Тибета, тем более, что нынешний Далай-лама, духовный лидер тибетцев, неоднократно посещал Израиль. Так, в 2006 году Далай-лама, будучи не только духовным, но и политическим лидером ТЦА, прибыл в Израиль, чтобы «способствовать диалогу и человеческому теплу вместо насилия». На вопрос о том, должен ли Израиль вести переговоры с ХАМАСом, он ответил дипломатично: «Это сложный вопрос, но лучше поговорить». Друзья мусульмане сказали ему, что «тот, кто проливает кровь другого человека, не может называться мусульманином»[iii].

Позиция МИДа Израиля неудивительна, т.к. китайское правительство обычно оказывает чрезвычайное давление на те страны и лица, которые принимают тибетского лидера и участвуют в судьбе тибетцев.

Голливудская звезда Ричард Гир является одним из ведущих активистов в мире по освобождению Тибета. В 1993 году Гир решил воспользоваться своим выступлением на церемонии «Оскар», чтобы рассказать о бедственном положении тибетцев, а десять лет назад призвал к бойкоту Олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Такая позиция привела актера не только к запрету на въезд в Китай, но и к финансовому бойкоту.  Гир, который когда-то был самым востребованным актером в Соединенных Штатах, не появляется в высокобюджетных голливудских фильмах уже почти десять лет после фильма «Ночи в Роданте» 2008 года. Все дело в том, что в последние годы Голливуд стремиться работать с Китаем, вторым по величине рынком киноиндустрии в мире после США. В результате Гир часто снимается в фильмах, которые не производятся большими киностудиями, последним из которых является «Норман», израильский фильм Джозефа Седара. В данном случае критика Гира израильской политики строительства и расширения еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан не помешала израильскому правительству финансировать производство «Нормана»[iv].

Сам Лобсанг Сангай и принимающая сторона – группа под названием «Израильские друзья тибетского народа» –  обнародовали информацию о визите в Израиль только ближе к его завершению. На что Лобсанг Сангай подметил, что «китайское правительство повсюду, у него есть щупальца повсюду» и он уверен в том, что присутствие и влияние Пекина в Израиле сильны.

Лобсанг Сангай, который родился в Индии в семье беженцев из Тибета, сам никогда не был в Тибете, сказал, что обычно не путешествует в иностранную страну без четкой политической повестки дня и запланированных встреч с ключевыми должностными лицами. Что касается Израиля, то это была его первая поездка на Святую Землю, и такое было с ним впервые, чтобы он приехал без конкретного плана действий. «На этот раз это более личное. Я немного любитель истории и немного новостной наркоман».

Лобсанг Сангай встречался с группами, выступающими в защиту мира. Среди них – «Женщины в борьбе за мир» (израильское движение за мир, созданное после войны в секторе Газа в 2014 году, цель – оказать давление на правительство для прекращения израильско-палестинского конфликта в 2018 году) и «Поборники мира» (израильско-палестинская НПО, выступающая за ненасильственные методы борьбы). Лобсанг Сангай посетил Музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве и мемориал Холокоста «Яд Вашем», и совершил экскурсию по Старому Иерусалиму. Он помолился у Стены Плача и оставил в стене записку. По поводу Стены Плача он отметил, что двухтысячелетняя история паломников, которые прибывали в Иерусалим и проливали слезы, обратившись к Стене, «напоминает вам о тибетской истории».

Нахи Алон, руководитель общества «Израильские друзья тибетского народа» (осуществившего ряд социальных проектов в Тибете) видит много сходства между историей тибетского народа и историей еврейского народа: «оба народа вложили много ресурсов, в т.ч. духовных, внесли значительный вклад в развитие мира, что в несколько раз превышает их физические размеры… Два народа столкнулись с жестокой силой завоевания и опытом изгнания. Еврейский народ вдохновляет тибетцев. Мы можем поделиться с ними большей частью нашего опыта и знаний, а равенство судьбы создало потребность в том, чтобы мы помогли им участвовать в борьбе за независимое существование»[v]. Ему вторит Лобсанг Сангай, который считает, что тибетцам, как и евреям, пришлось «отказаться от страны и жить в изгнании». Тибетцы, живущие под властью Китая, часто плачут, когда они встречаются с ним или Далай-ламой. «Для нас, тибетцев, Стена Плача – Его Святейшество Далай-лама».

Очевидно, что израильтяне многому могли бы научить тибетцев, другой вопрос – как бы этот опыт сочетался с их мировоззрением и учением. Отказ израильского внешнеполитического ведомства комментировать первый визит Лобсанг Сангая в Израиль и проблему Тибета в целом, соответствует общемировой тенденции, в рамках которой правительства, стремящиеся поддерживать положительные отношения с Китаем, коим является и Израиль, осторожно подходят к вопросу о статусе Тибета. Как правило, такие страны стараются воздерживаться от какой-либо официальной вовлеченности в дела Тибета, но одновременно не препятствуют в этом органам законодательной власти, общественным и международным организациям. Много израильтян любят Тибет и часто его посещают.

Возможную траекторию развития отношения официального Израиля к тибетской проблеме можно определить на примере давней позиции США. Стимулирование диалога между Пекином и Далай-ламой XIV было обозначено в качестве важной цели внешней политики Соединенных Штатов. Вашингтон признает Тибет составной частью КНР и, следовательно, не поддерживают дипломатических отношений с тибетским «правительством в изгнании», а проводимые встречи высокопоставленных американских официальных лиц с Далай-ламой XIV носят характер встреч с выдающимся религиозным лидером и Нобелевским лауреатом. Одновременно США использует в качестве давления на официальный Пекин резкую критику за нарушения прав человека в Тибете[vi].

[i]               Во время первого посещения Израиля тибетский лидер спокойно ищет поддержки, приветствует возвращение евреев // The Times of Israel. 25.06.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/in-1st-israel-visit-a-tibetan-leader-quietly-seeks-support-hails-jews-return/ (на англ.яз.)

[ii]              «КНР может распасться, как Советский Союз» // Газета.ру. 26.06.2013. URL: https://www.gazeta.ru/science/2013/06/26_a_5382253.shtml

[iii]             Далай-лама: когда религия встречает политику, рождается насилие // Ynet. 15.02.2006. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3216674,00.html (на иврите)

[iv]             Голливуд прекратил кастинг Ричарда Гира в кино, чтобы не расстраивать Китай // The Marker. 20.04.2017. URL: https://www.themarker.com/wallstreet/1.4036719 (на иврите)

[v]              Хватит (китайской) оккупации: израильтяне борются за освобождение Тибета // Ynet. 22.01.2007. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3355583,00.html (на иврите)

[vi]             Лексютина Я.В. Тибетский вопрос как фактор нестабильности в современных американо-китайских отношениях // ПОЛИТЭКС. URL: http://www.politex.info/content/view/731/30/

52.25MB | MySQL:103 | 0,491sec