О плане создания порта для Газы на острове Кипр

В понедельник вечером Второй канал Израильского телевидения сообщил о том, что министр обороны Израиля Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль») достиг в конце минувшей недели договоренности с президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом о строительстве на кипрской территории стационарного морского причала, на который и с которого будут доставляться грузы для сектора Газа. Как было сообщено во вторник в израильских СМИ, предполагается, что реализация этого плана начнется в самом ближайшем будущем.

Уже через две недели должны быть сформированы рабочие группы, которые займутся детальной разработкой упомянутого проекта, а через три месяца должен быть представлен детальный план строительства упомянутого специализированного морского причала и порядка его функционирования. Для израильтян особо существенен тот факт, что работа этого причала будет в обязательном порядке включать в себя систему израильского надзора за ввозимыми в контролируемый ХАМАСом Сектор грузами с целью не допустить того, чтобы террористические организации воспользовались данным причалом для нелегальной провозки в сектор Газа оружия и боеприпасов, а также стратегического сырья и технических средств, которые могут быть использованы в террористических и в военных целях.

Собственно, по этой причине Израиль и осуществляет морскую блокаду сектора Газа, требуя, чтобы все иностранные суда, доставляющие для него грузы, заходили в израильские порты для проведения соответствующих проверок, после которых эти грузы могут быть доставлены в сектор Газы через КПП на границе между Израилем и Сектором. Теперь же, как предполагается, иностранные суда будут разгружаться на Кипре, где их грузы – под надзором израильтян – будут перегружаться на суда каботажного флота, которые будут доставлять его непосредственно в Газу. Надо полагать, что суда израильских ВМС, которые сейчас обеспечивают морскую блокаду сектора Газа, будут после сооружения специального морского причала на Кипре следить за тем, чтобы запрещенные грузы не попадали на борт каботажных судов в открытом море, по дороге с Кипра в Газу.

Выбор израильтянами Кипра в качестве места для строительства постоянного морского причала, обслуживающего сектор Газа, не случаен. Остров Кипр удален от побережья сектора Газа примерно на 250 км, что не слишком много. Республика Кипр – единственное, помимо Израиля, неарабское и немусульманское государство в Восточном Средиземноморье. Она тесно связана с  Израилем как в экономическом, так и в военном смысле. Присутствие израильских военнослужащих на ее территории давно уже никого не удивляет. Однако одновременно с этим Республика Кипр сохраняет вполне корректные отношения с арабским миром, в том числе и с политическим руководством палестинских арабов. Уместно упомянуть и о том, что существование по сути экстерриториального (частично или даже полностью) объекта на территории Республики Кипр (в данном случае используемого палестинскими арабами из сектора Газа постоянного морского причала, на котором будут присутствовать представители израильских служб безопасности) не является чем-то из ряда вон выходящим. Достаточно вспомнить о двух расположенных на Кипре британских военных базах – Акротири и Декелия, имеющих статус заморской территории Великобритании, которые занимают 3% всей территории острова Кипр.

Помимо строительства на Кипре постоянного морского причала для сектора Газы, как было сообщено, Израиль намерен предпринять в отношении сектора Газа еще целый ряд шагов, направленных на улучшение экономической ситуации в нем. В частности Израиль поможет американцам в реализации их плана восстановления гражданских инфраструктур и экономики сектора Газа с гуманитарными целями. На осуществление этого плана администрация США готова выделить крупные денежные суммы, способные драматическим образом повысить уровень жизни в секторе Газа и улучшить ее качество.

Однако при этом подразумевается, что ответом контролирующего Сектор ХАМАСа на эти уступки со стороны израильтян должны стать передача Израилю тел военнослужащих ЦАХАЛа лейтенанта Гадара Гольдина и сержанта Орона Шауля, погибших в секторе Газы в 2014 году, в ходе операции «Несокрушимая скала», а также освобождение удерживаемых в секторе Газа израильских граждан, страдающих психическими расстройствами, которые пересекли границу с Сектором добровольно: Аверы Мегисту (эфиопский еврей, пересек границу в сентябре 2014 года),  Хишама Шаабана ас-Саяда (бедуин, пересек границу в апреле 2015 года) и Джумаа Ибрагима Абу-Анимы (бедуин, пересек границу в июне 2017 года).

Пожелавший остаться анонимным высокопоставленный представитель израильских силовых структур сказал в данной связи представителями прессы: «В тот момент, когда все детали (плана – В.Ч.) будут определены (…), мы напрямую, через голову ХАМАСа обратимся к жителям Газы, положим на стол этот комплекс послаблений и открыто заявим им – это возможно, а вот цена этого. Хотите — берите, хотите – не берите». Показательно, что никаких явных намеков на то, что израильское руководство достигло через посредников (прямые переговоры между этой организацией и еврейским государством не велись никогда) каких-либо договоренностей с ХАМАСом по поводу изложенного плана, нет, что еще более усиливает впечатление того, что израильтяне (а также поддерживающие их американцы) намерены оказать на ХАМАС давление через арабское население сектора Газа, говоря с этим населением напрямую, как было сказано, «через голову ХАМАСа»..

В заключение можно с высокой степенью уверенности высказать предположение, что, таким образом, израильское военно-политическое руководство рассчитывает избавиться от внешнего давления на Израиль со стороны организаций и зарубежных государств, требующих от израильтян снятия блокады сектора Газа и улучшения экономического положения его населения, или хотя бы несколько ослабить это давление. Вместо того, чтобы самим разъяснять, почему блокада Сектора все еще продолжается, израильское руководство предпочитает, чтобы руководство ХАМАСа разъясняло как жителям сектора Газа, так и арабским государствам, почему оно отказывается от предлагаемой израильтянами и американцами реконструкции гражданских инфраструктур и экономики сектора Газа».

52.18MB | MySQL:103 | 0,628sec